Мичуринск
18 октября 2016г.
Бюджетная система России постепенно реформируется, ориентируясь на решение важнейших государственных задач, в том числе достижение высокой эффективности использования бюджетных средств на всех уровнях. Одновременно с этим вопросы оптимального и результативного размещения ресурсов муниципалитетов не утрачивают своей актуальности уже многие годы. Конечно, в результате трансформации бюджетных правоотношений на субфедеральном уровне удалось достигнуть определенного равновесия интересов регионов и муниципальных образований. Вместе с тем, местные бюджеты по- прежнему страдают от острой нехватки средств, что не позволяет им в полной мере реализовать возложенные на них полномочия.
Основные проблемы муниципалитетов могут быть сгруппированы по трем направлениям: доходы, расходы и межбюджетные отношения. Более подробно группировка представлена на рисунке 1.
Следует обратить внимание, что большая часть проблем
не может быть решена муниципальным образованием в одностороннем порядке, поскольку они требуют внесения изменений в федеральное законодательство. Однако муниципалитетам под силу обеспечить
более высокое качество управления уже имеющимися ресурсами, повысить эффективность
их использования.
Недостаток средств, с одной стороны, снижает финансовые возможности, но с другой,
позволяет скоординировать все усилия для лучшего результата.
Основным направлением в области повышения эффективности можно считать
формирование благоприятных условий для привлечения инвесторов, а также для развития малого и среднего бизнеса. Создание новых рабочих мест позволит повысить поступления по налогу на доходы физических лиц
(НДФЛ), единого налога на вмененный доход (ЕНВД). А как показывает анализ бюджетов
муниципальных образований, именно эти налоги являются доходообразующими на местном уровне (таблица 1).
В большинстве муниципальных образованиях Тамбовской области НДФЛ и ЕНВД в совокупности формируют более половины собственных доходов. Следовательно,
укрепляя налоговый потенциал данных доходных источников,
можно обеспечить стабильный рост поступлений средств в местный бюджет. Также значительна роль налогов
на имущество,
объединяющих налог на имущество физических лиц и земельный налог. Конечно, в
городских округах доля этих налогов более существенная (20 % от собственных доходов и
выше). Однако и для муниципальных районов данный показатель весьма значителен (в
среднем 19,5%). Поэтому расширение налогооблагаемой базы местных налогов – путь к дополнительным средствам.
Таблица 1 – Структура собственных доходов местных бюджетов Тамбовской области
за 2013-2015 годы, %
Наименование
муниципально го
образования
|
2013
год
|
2014
год
|
2015 год
|
НД
ФЛ
|
ЕНВ
Д
|
налоги
на имущест во
|
НД
ФЛ
|
ЕНВ
Д
|
налоги
на имуще ство
|
НДФ
Л
|
ЕНВ
Д
|
налоги
на имущест во
|
Городские округа
|
Кирсанов
|
41,5
|
17,9
|
27,1
|
29,5
|
17,6
|
32,7
|
22,9
|
13,0
|
27,5
|
Котовск
|
39,5
|
10,2
|
21,6
|
28,6
|
9,9
|
23,7
|
30,0
|
9,8
|
27,7
|
Моршанск
|
47,3
|
15,0
|
16,6
|
31,9
|
18,2
|
18,8
|
29,1
|
17,6
|
28,5
|
Мичуринск
|
59,9
|
12,9
|
14,5
|
47,4
|
17,6
|
17,3
|
46,9
|
16,8
|
18,9
|
Рассказово
|
29,0
|
11,7
|
26,3
|
19,9
|
14,6
|
30,1
|
21,1
|
14,2
|
34,7
|
Тамбов
|
40,3
|
9,3
|
25,2
|
32,4
|
9,9
|
33,0
|
37,5
|
10,3
|
31,3
|
Уварово
|
39,2
|
10,9
|
27,5
|
25,8
|
12,2
|
34,7
|
23,2
|
12,4
|
37,6
|
Муниципальные
районы (консолидированные бюджеты)
|
Бондарский
|
60,0
|
7,7
|
25,1
|
49,4
|
5,5
|
24,8
|
46,7
|
4,5
|
27,9
|
Гавриловский
|
67,0
|
4,5
|
18,4
|
47,7
|
3,5
|
13,3
|
42,5
|
3,0
|
15,8
|
Жердевский
|
58,9
|
6,7
|
14,9
|
56,2
|
7,0
|
16,2
|
51,5
|
6,2
|
17,6
|
Знаменский
|
65,3
|
4,2
|
18,3
|
61,1
|
4,6
|
20,0
|
55,8
|
3,8
|
17,4
|
Инжавинский
|
71,2
|
4,5
|
15,8
|
66,0
|
4,8
|
15,7
|
52,8
|
4,0
|
13,7
|
Кирсановский
|
62,0
|
2,9
|
26,5
|
56,8
|
3,0
|
24,0
|
53,6
|
2,5
|
20,1
|
Мичуринский
|
72,4
|
2,0
|
10,4
|
69,8
|
2,8
|
14,3
|
64,3
|
2,8
|
13,8
|
Мордовский
|
58,2
|
6,9
|
22,6
|
40,9
|
5,4
|
41,3
|
52,5
|
6,5
|
17,2
|
Моршанский
|
70,6
|
2,8
|
17,3
|
60,5
|
2,7
|
17,2
|
52,4
|
2,6
|
15,2
|
Мучкапский
|
59,3
|
9,5
|
20,8
|
48,2
|
8,6
|
20,5
|
46,0
|
8,8
|
22,1
|
Никифоровск
ий
|
56,1
|
4,7
|
23,9
|
46,4
|
4,6
|
21,7
|
41,4
|
4,1
|
24,4
|
Первомайский
|
70,9
|
5,8
|
16,4
|
58,6
|
5,6
|
17,2
|
55,5
|
5,2
|
19,3
|
Петровский
|
58,6
|
5,2
|
16,8
|
50,0
|
4,6
|
19,6
|
38,2
|
4,0
|
18,5
|
Пичаевский
|
61,2
|
6,1
|
22,5
|
50,0
|
5,6
|
21,9
|
47,2
|
5,0
|
24,2 |
Рассказовский
|
61,5
|
4,2
|
22,1
|
54,7
|
2,7
|
21,8
|
49,0
|
2,3
|
19,1
|
Ржаксинский
|
63,6
|
6,2
|
16,2
|
52,8
|
5,9
|
17,7
|
52,5
|
4,6
|
19,1
|
Сампурский
|
47,5
|
4,1
|
11,8
|
54,6
|
5,0
|
16,3
|
48,6
|
4,6
|
16,1
|
Сосновский
|
62,7
|
6,7
|
21,6
|
54,0
|
6,3
|
21,0
|
45,3
|
5,4
|
22,5
|
Староюрьевск
ий
|
48,0
|
7,2
|
20,4
|
39,0
|
6,6
|
21,5
|
40,0
|
5,9
|
24,3
|
Тамбовский
|
65,4
|
3,6
|
17,2
|
57,5
|
3,9
|
17,0
|
56,9
|
4,0
|
19,3
|
Токаревский
|
58,0
|
6,8
|
20,9
|
46,6
|
5,9
|
18,9
|
45,2
|
5,1
|
16,6
|
Уваровский
|
53,2
|
2,9
|
30,2
|
55,1
|
1,9
|
18,6
|
39,6
|
2,1
|
24,9
|
Уметский
|
52,7
|
3,9
|
25,1
|
43,3
|
3,7
|
27,6
|
43,6
|
3,6
|
25,3
|
Важность обеспечения полноты и своевременности поступления доходов в местные бюджеты очевидна. Однако не менее важным является рациональное использование средств. Местные бюджеты ориентированы на финансирование расходов, прежде всего,
социального характера,
что видно из таблицы 2.
Таблица 2 - Состав и структура
расходов бюджета городского
округа
Мичуринск
Тамбовской области за 2013-2015 годы
Показатели
|
2013
год
|
2014
год
|
2015
год
|
сумма,
млн.
руб.
|
уд.вес,
%
|
сумма,
млн.
руб.
|
уд.вес,
%
|
сумма,
млн.
руб.
|
уд.вес,
%
|
Расходы,
всего
|
988,6
|
100,0
|
1155,6
|
100,0
|
1348,8
|
100,0
|
в том числе:
-общегосударственные
вопросы
|
91,6
|
9,3
|
104,1
|
9,0
|
188,3
|
14,0
|
-национальная
безопасность и правоохранительная
деятельность
|
0,1
|
0,0
|
0,6
|
0,1
|
0,6
|
0,1
|
-национальная
экономика
|
40,8
|
4,1
|
31,1
|
2,7
|
115,6
|
8,6
|
-жилищно-коммунальное
хозяйство
|
88,1
|
8,9
|
91,8
|
7,9
|
207,9
|
15,4
|
-образование
|
689,5
|
69,7
|
839,3
|
72,6
|
742,1
|
55,0
|
-культура,
кинематография,
|
54,6
|
5,5
|
56,5
|
4,9
|
59,0
|
4,3
|
- средства массовой
информации
|
0,8
|
0,1
|
0,8
|
0,1
|
0,8
|
0,1
|
-физическая
культура и
спорт
|
2,4
|
0,2
|
2,7
|
0,2
|
2,9
|
0,2
|
-социальная
политика
|
20,0
|
2,0
|
28,3
|
2,5
|
31,6
|
2,3
|
-охрана окружающей
среды
|
0,4
|
0,1
|
0,2
|
0,0
|
-
|
- |
-обслуживание
государственного и муниципального
долга
|
0,3
|
0,1
|
0,2
|
0,0
|
0,2
|
0,0
|
Из четырнадцати разделов классификации расходов бюджетов на местном уровне представлено одиннадцать. Это говорит о всестороннем вовлечении муниципалитетов в
финансирование государственных вопросов. Однако не все разделы имеют одинаковое значение. Особое опасение вызывает недостаточность финансирования расходов на физическую культуру и спорт. Если определить объем этих расходов в расчете на одного
жителя города, то получается сумма примерно в 30 рублей. Подобная ситуация должна
постепенно меняться. Ведь такие вложения имеют не только социальное значение, но и мощный экономический
эффект. Вовлечение граждан в занятия физической
культурой и
спортом способствует укреплению их здоровья, повышению качества жизни, росту
производительности труда. Тем самым обеспечивается долговременный
эффект от финансирования.
Полагаем, что значительно улучшить финансирование задач, стоящих
перед муниципалитетами, возможно путем включения в различные программы регионального
и федерального уровня.
Для этого необходимым является своевременное обращение, а также разработка и обоснование инвестиционных проектов. Реализация данных мер будет способствовать эффективному использованию ресурсов, обеспечивать достижение
стабильного социально-экономического развития муниципального образования и стимулировать органы местного самоуправления к поиску резервов роста собственных
доходных источников.
Список
литературы
1.
Бюджетный кодекс Российской
Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 06.04.2011) // Информационно-правовое обеспечение «Гарант». –
[Электронный
ресурс]. – Электрон, прогр. – М., 2016. – Режим доступа: http://www.garant.ru/
2.
Возобновление экономического роста – основная цель финансовой
политики//Финансы. – 2015. - № 5
|