Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

БЮДЖЕТИРОВАНИЕ КАК ОСНОВНОЙ ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ К КРУПНОМУ МЕЖДУНАРОДНОМУ ПРОЕКТУ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
09 января 2016г.

    Для достижения стабильного экономического роста и развития государство должно обеспечивать должный масштаб инвестиционной деятельности, когда одновременно реализуются сотни различных программ и проектов, которые могут быть как самостоятельными по природе своей организации, так и определяться тесными взаимосвязями различных сегментов бизнеса и государственного участия. Особую сложность, а оттого и особое значение, несут в себе крупные международные проекты (далее – «КМП»), которые имеют высокую общегосударственную значимость и определяются значительным масштабом реализации. КМП являются относительно новым объектом исследования, анализ которого имеет высокую социально-экономическую значимость. Использование бюджетных средств, высокие риски перерасхода – все это подразумевает необходимость совершенствование существующих инструментов финансовой контроля и их адаптации к требованиям и особенностям КМП.

   С точки зрения субъектности финансовый контроль КМП делится на внутренний (контроль реализации отдельных мероприятий на местах) и внешний (государственный финансовый контроль (далее – «ГФК») и независимый внешний аудит). На основании данного разграничение формируется иерархическая структура субъектности финансового контроля, определяющаяся доминантной ролью органов ГФК, в чьих руках сосредоточена основная ответственность за проведение и координацию контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

   Основными субъектами реализации внутреннего финансового контроля являются центры затрат в рамках проведения подготовительных мероприятий. Именно в их компетенции входит задача проверки эффективности расходования средств бюджета мероприятий, сбора первичной информации и составления соответствующих отчетностей. Основным инструментом формировании методологической основы внутреннего финансового контроля КМП является бюджетирование.

    Определений бюджетирования также существует немало:

–      это создание детального перечня статей доходов и расходов на будущий период, включая элементы себестоимости и операционных расходов, которые планируются на этот период;

–      это процесс планирования будущей деятельности организации, результаты которого оформляются системой бюджетов1;

 –      это процесс планирования движения ресурсов по организации на заданный будущий период и (или) проект.

    Таким образом, бюджетирование – это планирование деятельности организации, которое основывается на учете статей доходов и расходов на прогнозируемый период.


1 Фролова Т.А. Экономика предприятия: конспект лекций.  —   Таганрог: ТТИ ФЮУ, 2012. — С. 92Рассмотрим этапы бюджетирования: 



Рис.1. Этапы бюджетирования

 

На этапе разработки составляется предварительный проект бюджета (обычно на календарных год), проводится тщательная оценка затрат, анализ рентабельности и других ключевых показателей организации.

Второй этап сводится к компилированию исходных данных, оценивается их соответствие заявленным целям (проводится необходимая корректировка) и непосредственному принятию бюджета к реализации.

Этап контроля исполнения подразумевает как непосредственную реализацию бюджета, так и оценку его эффективности на разных временных этапах. В итоге происходит оценка исполнения бюджета, на основании которой будут вноситься будущие изменения на следующий период.

Цели бюджетирования при реализации КМП2:

–      обеспечение реализационного процесса необходимыми денежными ресурсами;

–      реализация планирования по периодам;

–      обеспечение     достаточности    координационной    деятельности,     а    также     коммуникации     между соответствующими подразделениями, мероприятиями (МП);

 –      обеспечение обоснования планов продаж (реализации и др.);

–      обеспечение чистоты и эффективности информационных потоков (по затратам, поступлениям);

–      создание механизма исполнительского контроля, а также системы результирующих показателей оценки (частных/общих);

–      создание и внедрение системы мотивационного стимулирования, которая позволит сориентировать сотрудников на конечный результат;

–      реализация исполнения требований федеральных и местных законодательных норм, а также договоров с контрагентами;

–      мониторинг дополнительных видов деятельности для определения низкорентабельных направлений, который в будущем необходимо исключить;

–      выявление потребности использования финансовых ресурсов, а также оптимизация текущих финансовых потоков (внутренних и внешних).


2   Вопросы совершенствования системы государственного контроля в Российской Федерации. Сборник материалов. – М., 2013. – 113 с


    При реализации методов бюджетирования применительно к реализации мероприятий по подготовке к КМП необходимо учитывать следующие основы:

1.      Структурированный порядок расходования бюджетных средств. Соблюдение данного принципа основывается на двух трудностях, связанных  с реализацией КМП. Первая – глубокая  структурированность подготовительных мероприятий (МП), которая требует детальности проработки в части планирования и контроля оперативных бюджетов. При этом должны быть соблюдены принципы детальности и прозрачности проводимых действий. Вторая – реализационная продолжительность КМП, которая отражается в проведении соответствующих подготовительных мероприятий в конкретные временные промежутки, которые должны быть определены фактической последовательностью, затратностью и важностью.

2.    Отсутствие перекрестного субсидирования. Сам факт перекрестного субсидирования при реализации мероприятий по подготовке к КМП должен быть исключен. Необходимо учитывать факторы региональных возможностей, максимально полно оценить бюджетные возможности региона, который может быть задействован при проведении КМП. При этом в зависимости от ситуации можно применять практику адресного субсидирования, которое обязано покрыть расходы конкретного региона.

3.       Полнота финансового планирования. В условиях громоздкости задачи реализации комплекса мероприятий по подготовке к КМП необходимо максимально детально оценить необходимость в финансовых ресурсах на протяжении всего срока подготовки. Таким образом, выставляются особенно жесткие требования к детальности разрабатываемого финансового плана КМП. Необходимо оценить все возможные риски, проанализировать ретроспективные данные, а также сформировать страховые резервы в виде страховых фондов с заранее обоснованным объемом финансовых средств.

    Формирование страхового фонда должно быть определено необходимостью и спецификой мероприятий (МП) по подготовке к КМП. Задача формирования структуры таких фондов усложняет задачи их контроля и увеличивает расходы на их содержание,  но при этом  позволяет сформировать страховой фонд под каждое мероприятия, тем самым более эффективно оценить его объем, что позволит снизить общие издержки. При этом должны быть соблюдены следующие принципы формирования фонда:

–      взносы в страховой фонд должны быть достаточными для потенциального возмещения ущерба, в случае с КМП – для дополнительного финансирования мероприятия (МП) при выявлении перерасхода средств;

–      взносы должны покрывать административные расходы по управлению страховым фондом, а также обладать определенной нормой доходности для страховщика.



Рис.2. Определение величины страхового фонда при реализации мероприятия по подготовке к КМП

 

   Как уже отмечалось, важным аспектом финансового контроля мероприятий по подготовке к КМП определяется спецификой субъектности. Реализация подготовительного мероприятия подразумевает создание центров ответственности, которые определяют и контролируют достижения поставленных целей.

    Форма и структура бюджетного планирования и контроля определяются в первую очередь организационной структурой, которая отвечает требованиям максимальной эффективности в достижении поставленных задач. По своей сути организационная структура управления представляет совокупность линий ответственности, определяющих направления информационных потоков внутри проекта. Движение информации определяется пирамидальной иерархической структурой, в которой подчиненность формируется снизу-вверх.

    Децентрализация управления, которая характеризует основную особенность организационной структуры КМП, обрамляется формализованным подходом. В результате выделяются отдельные структурные единицы проекта (мероприятия), обладающие определенным набором делегированных полномочий и ответственности. Для ведения контрольно-ревизионной деятельности в рамках делегирования полномочий структурным единицам КМП необходимо на их базе создавать центры ответственности, которые будут заниматься планированием, организацией, учетом, контролем и анализом денежных потоков в рамках проведения подготовительных мероприятий.

    Сочетание бюджетирования с ответственностью при помощи создания центров ответственности позволяет связать конечные результаты деятельности с конкретными сотрудниками проекта. Конечная цель учета – формирование информационного потока по движению денежных средств в рамках финансовой оценки конкретного мероприятия по  подготовке к КМП. Помимо этого, одной из основных задач является анализ полученной информации с целью выявления негативных факторов влияния для их последующего искоренения. Важно отметить, что центры ответственности могут подразделяться в зависимости поставленной задачи, что в результате приведет к их последующему дроблению и установлению определенной иерархической структуры ответственности (центр затрат, центр доходов и т.п.). Формирование центров ответственности необходимо с точки зрения определения и упорядочения внутреннего финансового контроля, а также определения ответственных лиц. Принятие решения в рамках реализации деятельности центра ответственности осуществляется также путем делегирования полномочий, так как сам по себе данный орган не обладает управленческой властью.



Список литературы

1.      Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" (в редакции Федеральных законов от 07.05.2013 №102-ФЗ, от 23.07.2013 №251-ФЗ, от 28.12.2013 №396-ФЗ, от 12.03.2014 №29-ФЗ, от 04.11.2014 №341-ФЗ)

2.      Вопросы совершенствования системы государственного контроля в Российской Федерации. Сборник материалов. – М., 2013. – 113 с

3.      Фролова Т.А. Экономика предприятия: конспект лекций. — Таганрог: ТТИ ФЮУ, 2012. — С. 92

4.      Официальный сайт Счетной палаты РФ, URL: http://audit.gov.ru/