04 ноября 2017г.
В настоящее время в деятельности торговых организаций отмечаются существенные изменения, связанные с появлением новых форматов продаж, новых платежных решений, развитием социальных сетей как масштабного открытого источника персональных данных о покупателях, изменения покупательского поведения в сторону большей избирательности и требовательности к качеству товаров и обслуживания. Это вынуждает торговые организации разрабатывать новые стратегии своего развития, связанные как с особенностями экономического развития страны и региона, так и с общими трендами в сфере розничных продаж.
Актуальность темы данного исследования определяется тем, что состояние экономики регионов находится в динамичном развитии, определяемом общими макроэкономическими тенденциями, поэтому для принятия стратегических решений руководителями организаций региона нужна современная картина состояния экономики региона.
Ростовская область входит в состав Южного федерального округа Российской Федерации и занимает выгодное географическое положение, характеризующее регион как «ворота Северного Кавказа». По итогам 2016 года Ростовская область заняла 18 место в рейтинге Социально-экономического положения субъектов РФ, поднявшись с 24 места в 2015 году [1]. По уровню оборота розничной торговли на душу населения в 2015 году Ростовская область заняла 16 место в Российской Федерации (в 2014 г.- 20 место).
Основные показатели, характеризующие экономическое развитие Ростовской области, представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Основные экономические показатели Ростовской области [составлена авторами по данным [2]]
Показатель
|
2012 г.
|
2013 г.
|
2014 г.
|
2015 г.
|
2016 г.
|
Валовой региональный продукт
(ВРП) в основных ценах, млн рублей
|
843560,3
|
917689,1
|
1000247,6
|
Нет
данных
|
Нет
данных
|
Оборот организаций, млрд.руб.
|
1878
|
2 183,4
|
2193,7
|
2 669,8
|
≈3000
|
Темп роста оборота организаций (в фактических ценах) к предыдущему
году,%
|
-
|
116,3
|
100,5
|
121,7
|
112,4
|
Оборот розничной торговли, млрд.руб.
|
619,1
|
682,9
|
754,1
|
824,9
|
853,3
|
Темп роста оборота розничной торговли, %
|
-
|
110,3
|
110,4
|
109,4
|
103,4
|
Индекс физического объема оборота
розничной
торговли, в процентах к предыдущему году
|
108,5
|
103,8
|
102,5
|
93,5
|
Нет
данных
|
Среднемесячная номинальная
начисленная заработная плата, руб.
|
19189
|
21867
|
23818
|
25008
|
25 996,9
|
Несмотря на положительные темпы прироста оборота организаций и оборота розничной торговли, можно отметить замедление темпов развития торговли, снижение индекса физического объема оборота розничной торговли.
Рассмотрим, насколько велика роль торговли в формировании валового регионального продукта региона, используя данные региональной статистики, представленной на сайте Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области [2]. Их анализ выявил, что доля торговли в формировании ВРП Ростовской области стабильно составляет 19,5-20%. Это самый большой процент из всех отраслей, а значит, торговля играет главную роль в формировании ВРП Ростовской области, несмотря на аграрную специфику данного региона.
Для сравнения роли торговли как отрасли в экономике региона было проведено аналогичное исследование доли торговли в ВРП других регионов, в качестве регионов для сравнению взяты края и области, входящие в Южный Федеральный округ, а также несколько других аграрных регионов России. Анализ вклада торговой отрасли в формирование ВРП аграрных регионов (Ростовской области, Краснодарского края, Ставропольского края, Алтайского края и других) согласно [3] также выявил высокую важность этой отрасли в большинстве регионов нашей страны. Рассматривая другие регионы, не имеющие ярко выраженной аграрной специфики, был отмечен, наоборот, низкий вклад торговли в формирование ВРП региона. Таким образом, Ростовская область относится к регионам, в которых роль торговли как экономической деятельности очень высока и доминирует в структуре ВРП региона.
Розничная и оптовая торговля вносит существенный вклад в формирование прибыли предприятий и организаций Ростовской области. Это доказывает распределение прибыли по отраслям согласно информация об итогах социально-экономического развития Ростовской области в январе-декабре 2016 года, размещенной на официальном сайте Министерства экономического развития Ростовской области [4], согласно которой 58,3% прибыли области приносят предприятия обрабатывающих производств, а на втором месте с долей 12% идет оптовая и розничная торговля.
Согласно ранжированию 200 крупнейших компаний Ростовской области, проведенному Деловым порталом Юга России «Эксперт Юг», торговые организации играют большую роль в экономике региона, поскольку из первой сотни крупнейших компаний области 46 относятся к сфере торговли [5]. Анализ этих данных о крупнейших предприятиях и организациях Ростовской области позволил сделать следующие выводы:
- из 46 крупнейших торговых организаций области с оборотом свыше 3 млрд. руб. в год 42 компании занимаются оптовой торговлей, и только четыре компании занимаются розничной торговлей;
- самый большой оборот имеет розничная торговая организация (продажа моторного топлива) ООО «ГАЗЭНЕРГОСЕТЬ РОЗНИЦА»;
- из 46 крупнейших организаций торговой отрасли региона 13 занимаются оптовой торговлей зерном, на них приходится 35% всей выручки крупнейших торговых организаций региона (с оборотом свыше 3 млрд.руб. в год);
- из 46 крупнейших торговых организаций области девять организаций занимается оптовой торговлей топливом, в том числе газообразным, на них приходится 33,4% всей выручки.
Таким образом, на торговой деятельности Ростовской области отражается ее специфика как аграрного региона, поскольку крупнейшие торговые организации – это организации, торгующие зерном, ядохимикатами и удобрениями, а также топливом, которое в значительных объемах потребляется в сельском хозяйстве.
В последние несколько лет в Ростовской области отмечается рост количества торговых объектов в сфере розничной торговли, однако темпы прироста торговых площадей невысоки, до 3% в год. Наиболее быстрыми темпами в Ростовской области растут торговые площади магазинов сетевого формата торговли, супермаркетов и дискаунтеров. Общий объем торговых площадей в Ростове-на-Дону составляет 872 тыс. кв.м., а обеспеченность ими на тысячу жителей города составляет 797 кв.м.[4]. Однако если рассматривать обеспеченность качественными торговыми центрами на душу населения, то по этому показателю ни один из городов г.Ростова-на-Дону не вошел даже в первую двадцатку городов России согласно рейтингу городов с населением от 500 тысяч по обеспеченности торговыми площадями [6]. Это говорит о недостатке высококачественной торговой инфраструктуры Ростовской области, недостатке крупных торговых центров для обеспечения высокого уровня жизни населения.
В последнее время наблюдается общая тенденция, связанная с сокращением доли товаров, реализуемых на рынках и в небольших торговых объектах, одновременно растут объемы продаж в торговых сетях. Доля продаж в торговых сетях в целом по Ростовской области на сегодняшний день составляет 38%. При этом доля рынков в общем объеме товарооборота составляет 8,5%, а субъектов малого предпринимательства - 53,5% [7].
В Ростовской области иностранные и федеральные торговые сети играют на потребительском рынке более заметную роль, чем региональные сетевые ритейлеры. Аналитики ИА «INFOLine» отмечают, что доля торговых сетей по Ростовской области постепенно увеличивается, по сравнению с другими регионами произошло значительное увеличение темпов роста оборота розничной торговли. Однако нужно сказать, что доля торговых сетей в городе Ростов-на-Дону значительно выше, чем в других городах, это связано с тем, что город очень большой, и торговым сетям есть куда расширяться [8].
Развитию розничной торговли в Ростовской области способствует низкая доля торговых сетей в обороте розничной торговли продовольственными товарами и большее количество рынков в регионе (более сотни). Роль сетевой розничной торговли останется в ближайшее время на высоком уровне, так как формат «магазинов у дома» наиболее востребован покупателями региона.
Таким образом, изучив роль торговой деятельности в экономике Ростовской области, можно выделить следующие региональные особенности развития торговли в данном регионе:
- доминирующее значение торговли как отрасли в структуре ВРП региона;
- значительный удельный вес зерна и топлива в торговом обороте региона , что связано с аграрным характером экономики региона;
- низкая обеспеченность населения качественными торговыми центрами (по критерию «площади торговых центров на душу населения»);
- низкая доля торговых сетей в обороте розничной торговли продовольственными товарами и большее количество рынков в регионе;
- снижение объемов продаж в небольших торговых точках и рост продаж в крупных федеральных сетях;
- увеличение объемов присутствия магазинов формата электронной торговли на рынке Ростовской области;
- вытеснение местных и региональных торговых сетей с рынка федеральными и иностранными сетями.
Эти особенности должны быть учтены при формировании стратегий управления и развития торговых организаций региона.
Список литературы
1. Информационное агентство РИА-Рейтинг. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.riarating.ru/infografika/20170530/630063754.html (дата обращения: 15.05.2017).
2. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области. [Электронный ресурс]. – URL: http://rostov.gks.ru. (дата обращения: 01.08.2017).
3. Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gks.ru/(дата обращения: 12.05.2017).
4. Министерство экономического развития Ростовской области. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. – URL: http://mineconomikiro.ru/m52a.php#tab4 (дата обращения: 15.05.2017).
5. Деловой портал Юга России «Эксперт Юг». Официальный сайт. [Электронный ресурс]. –URL:http://www.expertsouth.ru/ratings/200-krupneishih-kompanii-rostovskoi-obla.html (дата обращения: 15.05.2017).
6. Shop and mall. Портал о торговой недвижимости и ритейле. –[Электронный ресурс]. – URL: https://shopandmall.ru/analytics/Reyting_gorodov_s_naseleniem_ot_500_tysyach_po_obespechennosti_t orgovymi_ploschadyami (дата обращения: 15.05.2017).
7. Без формата. Информационный сайт. [Электронный ресурс]. – URL: http://rostovnadonu.bezformata.ru/listnews/stolitci-pokazivaet-v-etom-godu/15828215/ (дата обращения: 15.05.2017).
8. Ростовским сетям есть куда расти. Статья информационно-консалтингового агентства «INFOLine». [Электронный ресурс]. - URL: http://www.advertology.ru/article72132.htm (дата обращения: 17.05.2017).