Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АНАЛИЗ МЕЖТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ДИСПРОПОРЦИЙ КАК АСПЕКТ РЕГИОНАЛЬНОГО МОНИТОРИНГАСОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Авторы:
Город:
Красноярск
ВУЗ:
Дата:
27 декабря 2015г.

     Проблема территориальной асимметрии социально-экономического развития России имеет глубокие исторические корни и значительный масштаб. В связи с этим, она являлась объектом исследования многих ученых в разные периоды времени. Региональные диспропорции развития характерны в разной степени для всех стран. Исследованием причин дифференциации территорий и поиском способов преодоления региональных диспропорций занимались ученые различных научныхшкол и направлений.

    Специфика территорий имеет различное происхождение . Можно выделить следующие аспекты региональной дифференциации: правовой, бюджетный, национальный, природно-ресурсный, климатический, географический, демографический, культурно-исторический, инфраструктурный, производственный (структура производства и специализация), пространственный(степень освоенности территории и размещение на ней производств и трудовых ресурсов), социальный (до ходы населения и прочие аспекты уровня и качества жизни населения, социальная инфраструктура) и др. Некоторые из этих аспектов дифференциации являются так называемыми «исходными предпосылками для развития», объективными или естественными условиями, другие – субъективными и приобретены в процессе освоения и развития региона, в результате социально -экономических и прочих процессов на территории.

     Особенности территориального развития России обуславливают необходимость проведения органами власти системного, оперативного и универсального мониторинга социально -экономических процессов внутри и между субъектами Федерации. Мониторинг социально-экономических процессов включает исследование качества жизни населения региона (здоровья, уровня и образа жизни населения), социально-экономического потенциала и эффективности его использования (ресурсного и обеспечивающего потенциала), региональных ситуаций и проблем, хо да процесса реформирования определенных сфер и др.

     В науке и практике социально-экономических исследований разработаны определенные методики и инструменты анализа и наблюдения экономики и социальных процессов. Для оценки уровня социально - экономического развития  региональных систем многими  исследователями  предлагаются  алгоритмы оценки, основанные на построении интегральных показателей, охватывающих экономические и социальные процессы в регионах. При этом проводится процедура агрегирования частных показателей в интегральные показатели, описывающие социально-экономическое развитие территории на обобщенном уровне. Среди других методов, применяемых в процессе мониторинга территорий, можно отметить экономико -математические методы и факторный анализ, индикативный и сравнительный анализ, кластерный анализ и метод экспертных оценок и др.

     Одной из составляющих регионального  мониторинга социально-экономических процессов является анализ межтерриториальной дифференциации по  уровню  жизни  населения.  Реальное  понимание  процессов, происхо дящих в социально-демографической сфере, и  формирование адекватных направлений и мероприятий государственной региональной политики возможно при условии всестороннего и глубокого анализа актуальной и достоверной информации. Источниками такой информации являются Росстат, а также различные ведомства и организации, осуществляющие исследования в области социально-трудовых отношений.

     Авторами проведена оценка уровня межрегиональной дифференциации субъектов федеральных округов России на основании важнейших показателей уровня жизни: среднедушевых денежных доходов населения, среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников  организаций  и  потребительских расходов в среднем на душу населения за период с 1990 года по 2012 год по данным официальной статистики [2].Для анализа территориальных диспропорций авторами использовались показатели и инструменты статистического анализа: коэффициенты асимметрии и показатели вариации (среднее линейное отклонение, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации)[1].

     Проведенный в рамках мониторинга асимметрии регионального развития анализ позволил сделать авторам следующие выводы. Уровень региональной дифференциации по показателю среднедушевых денежных до хо дов населения субъектов в разрезе федеральных округов изменялся следующим образом: с 2005  года по 2007  год коэффициент асимметрии был близок к нулю, что говорит о равномерном распределении показателя среднедушевых до ходов; в 2007 – 2009 гг. указанный коэффициент значительно возрос и его значение указывает на снижение уровня до ходов населения относительно среднего значения по группе субъектов; ситуация улучшилась в 2011-2012 гг., когда темпы роста указанного коэффициента замедлились, и он приблизился к нулю.

   Коэффициент асимметрии по показателю среднемесячной номинальной заработной платы за период с 1990– 2012 гг. колеблется около нуля, после 2005 года его значение указывает на рост уровня номинальной заработной платы выше среднего по группе в большинстве субъектов.

    Значения коэффициента асимметрии распределения среднедушевых потребительских расходов населения по федеральным округам страны свидетельствуют об умеренной (2006 – 2008 гг., 2010 г.) и значительной (2005 г., 2009 г., 2011 – 2012 гг.) асимметричности территорий по данному показателю.

Таким образом, на основании проведенного авторами анализа можно утверждать: диспропорции в уровне развития территорий по показателю среднедушевых денежных доходов населения  имеют тенденцию к снижению; по показателю номинальной заработной платы степень дифференциации федеральных округов к концу исследуемого периода снижается; степень асимметричности распределения показателя потребительских расходов населения остается за весь анализируемый период высокой.

    По коэффициентам вариации, характеризующим глубину дифференциации показателей, можно сделать вывод, что вариация доходов населения значительна, но при этом демонстрирует тенденцию к снижению за период 1990 – 2012 гг.

    Результаты проведенного авторами анализа свидетельствует о снижении степени асимметричности и вариации уровня развития территорий по показателям среднедушевых денежных доходов, потребительских расходов и среднемесячной номинальной заработной платы.

В связи с тем, что регионы в последнее время расширяют область  самостоятельных социально -экономических решений и выступают как отдельные хозяйствующие субъекты, необходима организация системы эффективного управления региональным развитием, базирующейся на мониторинге, оценке и анализе процессов, протекающих внутри субъектов. В условиях динамично развивающихся рыночных условий хозяйствования именно анализ социально-экономических процессов как инструмент диагностики уровня  и динамики развития региона выступает необходимым условием обеспечения устойчивого социально -экономического развития территорий.

     Современный этап развития общества характеризуется процессами углубления социальной дифференциации.  Социальная дифференциация проявляется в существенных различиях по уровню и источникам до хо дов населения, социальному статусу, уровню образования, по положению в социально -трудовой сфере и др. Процесс формирования социальных групп обусловлен действием различных потребностей и наличием различных возможностей у населения. Интересы и ценностные ориентации людей, нормы потребления и уровень образования, национальный менталитет и традиции, обычаи, социальные настроения и личностные и групповые установки – все это формирует определенный уровень потребностей людей. При этом качественные и количественные параметры социально -демографической структуры общества определяются  достигнутым уровнем развития сферы производства, сферы услуг и прочих видов экономической деятельности, уровнем развития производственной и социальной инфраструктуры, природно -климатическими условиями, типом собственности в экономике, степенью социальной ориентации экономики, эффективностью органов управления, действующими правовыми и законодательными нормами, сложившимися нормами социальных отношений и др. Эта группа факторов формирует возможности приобретения определенного социально -демографического статуса.

     Социальная дифференциация ведет к росту противоречий и повышению социальной напряженности в обществе. Одним из направлений социальной политики государства является достижение социальной стабильности и устойчивости и предотвращение социальных конфликтов. Для разработки мероприятий социально-демографической политики требуется проведение мониторинга процесса развития региональных и местных ситуаций  в социальной  и  демографической сферах, а также существующих и  назревающих социально - демографических проблем. В связи с этим, возникает необ ходимость проведения мониторинга ур овня жизни населения и его динамики, качества жизни населения, уровня потребления, здоровья людей, продолжительности жизни, рождаемости и смертности, процессов миграции, рынка труда, занятости и безработицы, социально - демографической структуры общества и т.д.

 

Список  литературы

1.           Айвазян С. А. Теория вероятностей и прикладная статистика. Т. 1. / Прикладная статистика. Основы эконометрики: учебник для вузов: в 2 томах / B.C. М хитарян, С. А. Айвазян. – М.: Юнити-Дана, 2001 г. – 656 с.

2.           Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013: Стат. сб. / Росстат. - М., 2013. – 990 с.