Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Авторы:
Город:
Нижний Новгород
ВУЗ:
Дата:
10 января 2016г.

Аннотация:

Статья посвящена вопросам практики применения упрощенной системы налогообложения. На основе налоговой отчетности исследованы элементы налоговой базы по единому налогу и региональные условия, влияющие на выбор объекта налогообложения.

Ключевые слова: единый налог, налоговая база, доходы, расходы. налоговая статистика

   В современных условиях хозяйствования налоговая политика является основным регулятором взаимоотношений между налогоплательщиком и государством. Одним из направлений политики государства в области налогообложения  является стимулирование субъектов малого бизнеса. Эта задача решается путем совершенствования налогового законодательства, как на федеральном, так и на региональном уровне. Принятые в последние годы поправки налогового законодательства направлены на расширение полномочий органов региональной власти в определении некоторых элементов налогообложения.(1)В связи с  этим  представляет научный и практический интерес анализ региональных особенностей формирования налоговой базы для исчисления единого налога.

   По условиям налогообложения при упрощенной системе предусмотрено два объекта для исчисления единого налога: доходы и доходы за вычетом расходов. Объект налогообложения выбирается налогоплательщиком самостоятельно. Анализом практики установлено, что вид объекта влияет на величину налоговой нагрузки бизнеса. Налогоплательщику важно знать , какой объект для исчисления единого налога будет для него более выгодным. Исследованиями ряда авторов установлена зависимость налоговой нагрузки при разных объектах налогообложения от рентабельности бизнеса и от величины расходов на оплату труда, и связанных с ними отчислений во внебюджетные фонды. При более высокодоходном бизнесе выгоднее в качестве объекта налогообложения использовать показатель доходов. К тому же сумма единого налога при этом объекте уменьшается на сумму платежей во внебюджетные фонды, но с определенным ограничением.

   Для каждого объекта налогообложения предусмотрена своя ставка единого налога. На первоначальном этапе применения  упрощенной системы налогообложения это были конкретные значения, единые для всей территории России. С 2009 г. Cубъектам Федерации предоставлено право снижать ставку налога для отдельных категорий налогоплательщиков при объекте доходы за вычетом расходов до 5 процентов. Большая часть субъектов Федерации использует это право. Законами, принятыми на региональном уровне установлены ставки от 5 до 12 %. В обзоре, приведенном журналом «Упрощенка» отмечено отсутствие пониженных ставок лишь в 16 регионах(4). Ставку по нижнему уровню установили более половины субъектов Федерации.

   Данные налоговой статистики позволяют провести анализ выбранных объектов налогообложения в региональном разрезе. В целом по РФ за 2014г налоговая  база по объекту «доходы» составила 89, 4 %, соответственно по объекту «доходы – расходы»10,6%.У организаций, применяющих данный режим, эти доли составляют 87,3 % и 12,7%, у предпринимателей 93% и 7%. Несмотря на небольшие количественные различия видна устойчивая закономерность в значительном преобладании объекта доходы при исчислении единого налога как у организаций, так и индивидуальных предпринимателей. О структуре выбранных объектов можно судить и по другим показателям : по сумме начисленного налога и по количеству налогоплательщиков.


Таблица 1 Структура суммарной налоговой базы по единому налогу по РФ за 2014г


Показатели

Объект доходы ( в % к суммарной

налоговой базе)

Объект доходы - расходы( в % к

суммарной налоговой базе)

Налоговая база

89,4

10,6

Сумма исчисленного единого

налога

80,8

19,2

Количество налогоплательщиков,

представивших декларации

65,0

35,0

 

Из     Табл.1    видно,     что     все     показатели    подтверждают    вывод     о     преимущественном     выборе налогоплательщиками в качестве объекта единого налога показателя доходы.


Таблица 2 Структура суммарной налоговой базы по единому налогу по Федеральным округам за 2014 г.


Федеральны

е округа

Объект доходы

( в % к суммарной налоговой базе)

 

Объект доходы- расходы»

( в % к суммарной налоговой базе)

По

налогово й базе

По

начисленном у единому налогу

По количеству

налогоплательщико в

По

налогово й базе

По

начисленном у единому налогу

По количеству

налогоплательщико в

ЦФО

91.7

80.5

67.0

8.3

20.5

33.0

СЗФО

87.6

74.0

61.0

12.4

26.0

39.0

СКФО

83.2

72.6

61.0

16.8

27.4

39.0

ЮФО

91.7

84.0

74.5

8.3

16.0

25.5

ПФО

88.8

79.0

63.7

11.2

21.0

36.3

УФО

80.2

76.7

58.2

19.8

23.3

41.8

СФО

90.2

75.0

64.6

9.8

25.0

35.4

ДВФО

89.4

79.4

64.8

10.6

20.6

35.2

 

Для оценки практики использования прав региональной власти по снижению ставки единого налога по объекту «доходы – расходы» произведен расчет средней ставки налога и соотношения расходов и доходов (Табл.3)


Таблица 3 Средняя ставка налога и соотношения расходов и доходов по округам за 2014 год

Федеральные округа

Средняя ставка налога по объекту

Д-Р

Соотношение расходов и

доходов по объекту Д-Р

ЦФО

13.2

93.4

СЗФО

11,7

92.3

СКФО

11,2

89

ЮФО

12,6

92.6

ПФО

12.5

92.8

УФО

7.4

88.4

СФО

14.3

94.0

ДФО

11,7

92.8

 

В среднем по России ставка налога по объекту «доходы- расходы» составила  12 %.Данные таблицы показывают, что в большей части Федеральных округов показатели близки к этому значению. Выделяется Уральский Федеральный округ, имея самое низкое значение средней ставки единого налога, что может свидетельствовать о более льготных условиях для определенных налогоплательщиков в данном округе. Этот вывод, подтверждает самая высокая по сравнению с другими округами доля налогоплательщиков, выбравших объектом налогообложения «доходы - расходы», почти 42 %.

Соотношение показателей доходов и расходов в определенной степени характеризует затратность и рентабельность бизнеса. В среднем по РФ у упрощенцев при объекте доходы – расходы этот показатель равен в 2014г. 92,6% .По Федеральным округам показатели близки к среднему значению, за исключением Уральского округа, в котором этот показатель составляет чуть больше 88 процентов.

Таблица 4 Структура суммарной налоговой базы по единому налогу по Приволжскому Федеральному округу за 2014г.

 

Приволжский Федеральный округ

Объект доходы

( в % к суммарной налоговой базе)

Объект доходы – расходы

( в % к суммарной налоговой базе)

По

налого вой базе

По

начисленно му единому налогу

По

количеству налогоплател ьщиков

 

По налогов ой базе

По

начисленно му единому налогу

 

По количеству налогоплательщ иков

Средн

яя ставка налога

Республика

Башкортостан

 

91.2

 

82.0

 

70.9

 

8.8

 

18.0

 

29.1

 

13.6

Республика

Марий-Эл

 

84.7

 

73.0

 

58.8

 

15.3

 

27.0

 

41.2

 

12.2

Республика

Мордовия

 

89.8

 

79,1

 

63.8

 

10.2

 

20.9

 

36.2

 

14.0

Республика

Татарстан

 

86.8

 

80.0

 

63.0

 

13.2

 

20.0

 

37.0

 

9.8

Удмуртская

Республика

 

78.8

 

70.8

 

57.7

 

21.2

 

29.2

 

42.3

 

9.2

Чувашская

Республика

 

86.5

 

76.2

 

64.7

 

13.5

 

23.8

 

35.3

 

12.0

Кировская

область

 

88.7

 

76.6

 

66.6

 

11.3

 

23.4

 

33.4

 

14.4

Нижегородская

область

 

91.5

 

81.2

 

63.9

 

8.5

 

18.8

 

36.1

 

15.0

Оренбургская

область

 

83.1

 

74.6

 

56.3

 

16.9

 

25.4

 

43.7

 

10.0

Пензенская

область

 

90.1

 

78.7

 

66.5

 

9.9

 

21.3

 

33.5

 

14.8

Пермский край

90.2

79.3

62.6

9.8

20.7

37.4

14.4

Самарская

область

 

86.4

 

81.3

 

59.8

 

13.6

 

18.7

 

40.2

 

14.8

Саратовская

область

 

91.5

 

81.6

 

66.8

 

8.5

 

18.4

 

33.2

 

14.5

Ульяновская

область

 

86.4

 

76.6

 

62.2

 

13.6

 

23.4

 

37.8

 

11.7

 

    При анализе данных по Приволжскому Федеральному округу выявлены общие закономерности по исследуемому вопросу и региональные различия внутри округа. Анализируемые показатели имеют больший разброс по сравнению со средними значениями в рамках Федерального округа. Так, при средней доле объекта «доходы – расходы» по налоговой базе 11.25% региональные значения находятся в интервале 8.5% -21 %. По начисленному единому налогу при среднем показателе 21% интервал значений18%-29%, а по количеству налогоплательщиков при среднем показателе 36.3 % интервал значений от 29.1% до 43.7% Следует отметить, что доля налогоплательщиков, применяющих объект доходы- расходы превышает 40% в четырех субъектах округа Республике Марий-Эл, Удмуртской Республике, Самарской и Оренбургской областях.

    При средней по Приволжскому округу ставке единого налога 12.5% отмечается ставка ниже 10 % в Республике Татарстан и Удмуртской Республике. В то же время в шести регионах ставка единого налога составляет от 14 % до 15 %. Что свидетельствует о незначительных льготах для налогоплательщиков, применяющих объект «доходы – расходы»

    В Приволжском Федеральном округе в настоящее время не применяются пониженные ставки единого налога в Республиках Башкортостан, Марий-Эл и Нижегородской области. Отсутствие или   прекращение действия льготных ставок (В Нижегородской области) связано с региональной налоговой политикой. Не исключено, что практика использования пониженных ставок показала неэффективность данной льготы.

   С 1 января 2015 года для индивидуальных предпринимателей в некоторых регионах РФ введены налоговые каникулы. Согласно НК законами субъектов Российской Федерации может быть установлена налоговая ставка в размере 0 процентов для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных, после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах. Налогоплательщики, вправе применять налоговую ставку в размере 0 процентов со дня их государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей непрерывно в течение двух налоговых периодов. Минимальный налог, в данном случае не уплачивается. По итогам налогового периода доля доходов от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применялась налоговая ставка в размере 0 процентов, в общем объеме доходов от реализации товаров (работ, услуг) должна быть не менее 70 процентов. К региональным различиям использования данного положения приведут решения Субъектов Федерации по выбору видов предпринимательской деятельности, по которым применяется льгота и по ограничения на применение нулевой ставки в виде ограничения средней численности работников ; ограничения предельного размера доходов от реализации не более, чем в 10 раз.

    По данным журнала Упрощенка решения налоговых каникулах приняты в 22 субъектах Федерации. В региональных Законах определены виды деятельности с учетом региональных особенностей экономики. Например, в Пензенской области нулевая ставка предусмотрена по следующим видам деятельности:

1)    Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство;

2)    Обрабатывающие производства;

3)    Деятельность по предоставлению мест для временного проживания;

4)     Разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги;

5)    Деятельность в области информационных технологий;

6)    Научные исследования и разработки;

7)    Образование;

8)    Деятельность по уходу с обеспечением проживания;

9)    Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания.

   Ограничение суммы доходов, дающее право на применение нулевой ставки уже имеют региональные различия. Например, в Саратовской области предельной является сумма18 млн. руб. за налоговый период, в Ямало-Ненецком национальном округе 6 млн. руб. В Московской области используется ограничение по численности работников, в количестве 15 человек. С 2016 г. субъектам Федерации будет предоставлено право понижать ставку единого налога и по объекту доходы. Важно правильно выбрать условия, применения данного положения с учетом интересов региональных бюджетов и налогоплательщиков. На современном этапе развития экономики региональные льготы должны стимулировать инвестиционное развитие за счет экономии в налоговых расходах. Как отмечает В.Г. Пансков, для этого необходимо законодательно установить конкретные цели, ясные критерии и четкие условия, при которых будут использоваться налоговые льготы.(2)

 

Список литературы

1.      Налоговый кодекс РФ часть 2, глава 26.5 от 05.08.2000 № 117- ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07. 2000) (действующая редакция от 29.12.2014) Электронный ресурс, режим доступа // www . consultant. Ru

2.      Пансков В.Г. Налоги в системе методов финансового регулирования экономики//Экономика, налоги, право 2015, №1, с. 114-120

3.      Пышкина Н. Л. Анализ факторов налоговой базы на основе статистической налоговой отчетности // Экономический анализ: теория и практика 2014. №15, с 34-40

4.      Пониженные ставки по УСН в 2015 г. по регионам// Электронный ресурс// Режим доступа/ www.26- 2.ru/art/178509-ponijennye-stavki-usn-v-2015-godu-po-regionam

5.      Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2014г. Электронный ресурс // Режим доступа/nalog.ru/rn52/related_activities/statistics_and_analytics/forms/563