Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ

Авторы:
Город:
Тверь
ВУЗ:
Дата:
09 января 2016г.

Аннотация

В статье  рассматриваются традиционные  методы и приемы экономического анализа  потенциала предприятия, такие как методы сравнения, цепных подстановок, индексный метод, метод разниц, элиминирование.

Ключевые слова: анализ, методы сравнения, цепных подстановок, метод разниц, балансовый метод, элиминирование.


   На эффективность использования и формирование потенциала предприятия оказывают влияние факторы внешней и внутренней среды. С развитием рыночных отношений, и, особенно, в условиях кризиса количество факторов и степень их воздействия на экономические процессы возрастает, что вызывает необходимость поиска резервов повышения эффективности использования потенциала предприятия и выбора методов анализа. Этой цели соответствуют традиционные классические методы приемы экономического анализа: использование абсолютных, относительных и средних величин; метод сравнения; применение группировки; индексный метод; метод цепных подстановок; метод разниц; элиминирование; расчленение (детализация) и др.

   Абсолютные, относительные и средние величины. Для анализа отдельных показателей, экономических явлений и процессов необходимо использование абсолютных величин, зафиксированных в статистическом и бухгалтерском учете. Если для расчетов эти величины являются основными, то при проведении дальнейшего анализа они используются в качестве базы для определения размера относительных и средних величин. Определение относительных величин происходит за счет анализа временного ряда, который отображает динамику рассматриваемого показателя или явления во времени.

   Важным объектом анализа являются средние величины, аналитическая суть которых состоит в обобщении соответствующей совокупности типичных, однородных показателей, явлений и процессов, например: расход материалов на единицу изделия, среднегодовая численность и средняя заработная плата персонала и т. п.[1]

    Метод сравнения. В экономическом анализе этот метод считается одним из важнейших, доступных и наиболее распространенных способов анализа. Наиболее характерными в экономическом анализе являются следующие виды сравнений: отчетных показателей с плановыми; плановых показателей с показателями предыдущего периода; отчетных показателей с показателями предыдущих периодов; плановых и фактически достигнутых показателей отчетного периода с нормативами; показателей работы внутренних структурных подразделений предприятия; показателей работы анализируемого предприятия с показателями работы аналогичных предприятий в России и в различных странах со стабильной рыночной экономикой.

   Этот метод является наиболее эффективным потому, что предполагает использование положительно зарекомендовавших себя инструментов анализа бизнес-планирования и нормирования, результаты которых сравниваются с фактически достигнутыми показателями использования потенциала предприятия.

   Результаты сравнения представляются как абсолютные отклонения (например, изменение объемов производства продукции в натуральных или стоимостных показателях) и относительные отклонения. Это изменение в процентах от базисных показателей или в виде индексов. Чтобы результаты сравнения обеспечили объективные выводы, необходимо обеспечить сопоставление сравниваемых показателей. Основными приемами приведения показателей к сопоставимости являются: 

нивелирование влияния отклонения цен, для чего изучаемые показатели выражаются в сопоставимых (приведенных) ценах (например, фактические объемы реализации продукции отчетного (фактического) и предыдущего (базисного) периодов времени отображаются в единой стоимостной оценке, т. е. в ценах предыдущего (базисного) или отчетного (фактического) периода);

нивелирование влияния различий в ассортименте и объеме реализованной продукции при сравнении показателей, за счет пересчета выручки от реализации продукции на одинаковый ассортимент и объем продукции;

применение единой методике исчисления сравниваемых показателей; сопоставимость временных периодов, за которые производится сравнение.[2]

    Группировка – позволяет изучить те или иные экономические явления в их взаимосвязи и взаимозависимости, выявить влияние наиболее существенных факторов и закономерности и тенденции, свойственные этим явлениям и процессам. Группировка предполагает определенную классификацию явлений и процессов, а также причин и факторов, влияющих на функционирование объекта анализа.

   Индексный метод основывается на применении относительных показателей, выражающих отношение уровня данного явления к уровню его в прошлое время или уровню аналогичного явления, принятому в качестве базы. Индексы исчисляются сопоставлением соизмеряемой (отчетной или плановой) величины с базисной.

   Метод цепных подстановок необходимо использовать для определения на соответствующий результативный показатель влияния отдельных факторов. Данный метод возможно использовать только в случае, когда между изучаемыми явлениями имеется строго функциональная зависимость. В таких случаях анализируемый совокупный показатель представляет функцию нескольких переменных и его необходимо отображать в виде произведения, частного от деления одних показателей на другие или алгебраической суммы. [1].

   При использовании метода цепных подстановок очень важно обеспечить строгую последовательность подстановки, анализируемых значений  показателей.  В первую очередь выявляется влияние  количественных показателей, а потом – качественных. Так, если требуется определить степень влияния количества производственного оборудования и его производительности на объем выпуска промышленной продукции, то прежде устанавливают влияние – количества технологического оборудования, а потом качественного его производительности. Если рассчитывается влияние таких факторов, как количество изделий и их цены на объем выпускаемой продукции, то вначале исчисляется влияние количества изделий, а потом влияние оптовых и иных цен.

    Следует заметить, что произвольное изменение последовательности подстановки меняет количественную весомость используемых в расчетах показателей. При этом чем значительнее отклонение фактических показателей от плановых, тем больше различий в оценке факторов, исчисленных при разной последовательности подстановки[2].

    Метод разниц. Этот метод является модификацией метода цепных подстановок. При применении данного метода уровень влияния факторов определяют умножением абсолютных значений факторов на отклонения (разницы) по соответствующим факторам. При этом необходимо применять следующий алгоритм: для того, чтобы определить влияние количественных факторов на экономический показатель нужно изменение определенного количественного фактора умножить на базисную или плановую величину соответствующего качественного фактора.  Влияние качественных факторов определяют умножением изменения качественного фактора на фактическую величину количественного фактора.

   Элиминирование. При применении в анализе элиминирования в основу расчетов могут быть положены два подхода: последовательное изменение факторов; одновременное изменение факторов. В зависимости от подходов выбираются методы разложения величины результативного показателя по факторам. При первом подходе используются индексный метод факторного анализа и метод цепных подстановок. При втором – интегральный метод и метод выявления изолированного влияния факторов на объект анализа.

    Метод расчленения (детализации). При необходимости проведения углубленного анализа обобщающих показателей использования потенциала предприятия можно применять метод детализации (расчленения), когда обобщающие показатели хозяйственной деятельности расчленяют на составные элементы. Этим методом исследуют эффективность производственного потенциала и его составляющих элементов, а также подразделений и служб предприятия. В процессе анализа можно разрабатывать дополнительные расчетные показатели, которые используют для расчетов экономического, рыночного и управленческого потенциала предприятия.

    Применительно к потенциалу предприятия количество необходимых дополнительных показателей зависит от цели и глубины анализа. Таким образом, важнейшие функции метода детализации – расчленение общих показателей на простые, легко анализируемые, разработка дополнительных расчетных показателей для более глубокого изучения функционирования потенциала предприятия и его видов – позволяют получить дополнительные данные для разработки более эффективных управленческих решений.

    Опыт показывает, что наиболее эффективно применение не только методов детализации обобщающего (итогового) показателя по факторам или на частные показатели, но и применение методов сравнения и элиминирования, позволяющие обеспечить глубину и конкретность познания явления, хозяйственного процесса, вскрыть причины, повлиявшие на формирование и использование потенциала предприятия.

 

Список литературы

1.      Разинькова, О.П. Формирование оптимальной производственной программы предприятия в условиях нестабильного спроса / Вестник ТвГТУ, № 10. 2007. с. 284-288.

2.      Разиньков,  П.И. Экономическое состояние и  конкурентоспособность предприятия. Методы анализа и показатели оценки / П.И. Разиньков, О.П. Разинькова. Тверь, Издательство ТвГТУ. 2013.