18 октября 2016г.
Президент России Владимир Путин продлил продовольственное эмбарго, введенное в ответ на санкции Запада, до конца 2017 года.
«В целях защиты национальных интересов Российской Федерации и в соответствии с федеральными законами от 30 декабря 2006 г. № 281-ФЗ "О специальных экономических мерах" и от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЭ "О безопасности"
Продлить с 6 августа 2016 г. по 31 декабря 2017 г. действие отдельных специальных экономических мер, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" и продленных Указом Президента Российской Федерации от 24 июня 2015 г. № 320...»[1].
Ранее премьер-министр России Дмитрий Медведев, комментируя продление продэмбарго, подчеркнул, что к этому решению кабинет министров подтолкнули неоднократные просьбы отечественных производителей. Он призвал бизнес не упускать время, более активно пользоваться возможностями и развивать экспортный потенциал.
По мнению экс-министра финансов России Алексея Кудрина, продление эмбарго не повлияет на взаимодействие России с международными рынками, поскольку ограничения действуют уже не первый год.
В 2014 году Минсельхозом России разработан и согласован План содействия импортозамещению в сельском хозяйстве Российской Федерации на 2014-2015 годы. Целью Плана являлось создание благоприятных условий для динамичного развития производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для ускоренного снижения зависимости внутреннего рынка от поставок импортной продукции. План предусматривал комплекс мероприятий по разработке и корректировке ряда нормативных правовых актов в сферах обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации, развития производства и сбыта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развития инфраструктуры и логистического обеспечения агропродовольственного рынка, таможенно- тарифного регулирования, фитосанитарного и ветеринарного контроля (надзора), земельной политики и международного сотрудничества [2].
На сегодняшний день ситуация в АПК выглядит существенно лучше, чем в экономике в целом. Наблюдается устойчивый процесс импортозамещения в сельском хозяйстве на фоне сочетания эффекта от девальвации, господдержки и эмбарго. Само собой, сказывается более короткий инвестиционный цикл и относительно низкая капиталоемкость отрасли. На этом фоне, согласно недавним оценкам Росстата в РФ за 2015 г. промпроизводство в АПК за прошлый год выросло на 3%. Если раньше инвесторов больше интересовали проекты в животноводстве (производство мяса птицы, к которому затем добавилось производство свинины), то сейчас на гребне волны – вложения в тепличные хозяйства и молочные фермы. Сегодня Россия не обеспечивает себя овощами даже наполовину. По оценке Минсельхоза, стране необходимо увеличить тепличный парк до 1500 га, отечественных производителей в этом секторе активно поддерживает государство – речь идет о субсидировании ставок по кредитам, а также о возмещении капитальных затрат.
На примере Красноярского края рассмотрим перспективы развития и необходимость тепличных комплексов в период продления продэмбарго.
В Шарыповском районе будет построен крупнейший в Сибири тепличный комплекс. Договоренность об этом достигнута в ходе Красноярского экономического форума между инвесторами и правительством региона. Строительством будет заниматься один из крупнейших агропромышленных холдингов России – компания «Парус Агро Групп». Бизнесменам требуется территория до 60 га. Объект будет расположен рядом с Березовской ГРЭС. Министр сельского хозяйства Красноярского края Леонид Шорохов уточнил, что правительство региона предусмотрит меры господдержки для реализации проекта, а также окажет помощь в решении земельных вопросов. Поставки тепла и углекислого газа, необходимого для выращивания овощей, будут осуществляться от Березовской ГРЭС по льготным тарифам.
Еще один тепличный комплекс планируется построить в муниципальном образовании город Норильск (далее МО Норильск). На данный момент проект «Норильский тепличный комплекс» (далее «НТК») вступил в стадию реализации.
Перед тем как планировать производственные мощности «НТК» по выращиванию такой
продукции, как огурцы, помидоры и зелень, тщательным образом был проработан и изучен вопрос современного состояния объемов реализации товаров овощной группы на
потребительском рынке МО Норильск.
Поэтому, чтобы получить приблизительные данные реализуемого объема овощной
продукции, был проведен опрос участников потребительского рынка и поставщиков, занимающихся организацией поставки овощной продукции в течение года. Выяснено, что объем реализованной овощной продукции (за исключением зеленой растительности) приблизительно
равен объему завоза (с учетом естественных потерь). По статистическим данным на 1 января 2015 года численность населения составляла 176971 человек (мужчин 89056
чел., женщин 87915 чел.) [3]. По данным полученным в ходе опроса выявлено, что в
целом на одного человека, несмотря на его возраст и пол, приходится 6,6 кг овощей в месяц,
из них 50% составляют такие виды овощей, как помидоры и огурцы. В свою очередь 3,3 кг
овощей делятся в соотношении 60% потребления огурцов и 40% помидоров. При грубом расчете, исходя из вышеуказанных показателей, возможно подсчитать приблизительный
объем реализации и потребление
населением МО Норильск огурцов и
помидоров в год:
Огурцы=3,3*60%*176971*12 =
4204 т;
Помидоры = 3,3*40%*176971*12 =
2803 т.
В связи с
этим, мощность «НТК» спланирована в следующих объемах
выращивания в год: Огурцы – 1400 т;
Помидоры – 800 т; Зелень – 300 т.
Специалистами Управления потребительского рынка и услуг Администрации города Норильска (далее по тексту - УПРиУ) в соответствии
с возложенными функциями осуществляется наблюдение за динамикой розничных цен на социально значимые продукты питания [4]. Показатели динамики цен
используются для решения основных задач,
возложенных на муниципалитет, и принятия управленческих решений. В этой связи
результаты
мониторинга, проводимого специалистами УПРиУ, не могут являться
официальной статистической информацией. При этом, (табл. 1), УПРиУ располагает
информацией о средних розничных ценах на овощную
продукцию
в 2015 году:
Таблица 1 - Средние розничные цены
на овощную продукцию
Наименование
|
Ед.изм.
|
Средние розничные цены (руб.)
|
1
квартал
|
2
квартал
|
3
квартал
|
4
квартал
|
Картофель
|
1
кг
|
37,7
|
45,6
|
47,1
|
37,5
|
Капуста
|
1
кг
|
47,8
|
67,9
|
52,0
|
40,3
|
Лук
репчатый
|
1
кг
|
45,8
|
51,3
|
47,2
|
39,6
|
Зелень
|
1
кг
|
464,0
|
452,9
|
428,6
|
437,9
|
Морковь
|
1
кг
|
49,0
|
62,9
|
70,6
|
49,5
|
Свекла
|
1
кг
|
46,0
|
49,1
|
54,9
|
41,8
|
Огурцы
|
1
кг
|
397,2.
|
274,8
|
79,9
|
381,4
|
Помидоры
|
1
кг
|
334,4
|
284,1
|
115,2
|
315,9
|
Цены и поставки овощной продукции формируется исходя из потребительской корзины населения. В течение года она меняется, например, в летний период (несмотря на
уменьшение цен)
объемы продаж падают, в связи
с большим оттоком населения
в отпуск.
По состоянию на 01.01.2016
года реализация продовольственных товаров на территории муниципального образования город Норильск осуществлялась в 391 объекте
торговли, из которых 380
объектов имеют в ассортименте овощи.
Основное количество
крупноформатных объектов продуктовой
розницы
принадлежит
местным торговым операторам, среди которых можно выделить такие торговые
сети как «Подсолнух», «ЖарПтица», «Океан», «Медведь», «Материк», «Югас», «Солнечный»[4].
Таким образом, строительство и ввод в эксплуатацию тепличных комплексов в
условиях продления продовольственного эмбарго позволит закрыть потребность края в свежей овощной
продукции, также
реализация подобных проектов повлечет за собой
создание новых рабочих мест
для жителей городов и районов.
Список литературы
1.
Официальный интернет портал правовой информации. Государственная система
правовой информации.
Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201606290006.
2.
Белоносов Д.С. Агропромышленный комплекс в условиях санкций 2014-2015 годов// Формирование инфраструктуры развития АПК: Теория и практика// Материалы XIV Международной научно-практической конференции, Барнаул, 24-25 сентября 2015 г., - 282 с.
3.
Официальный интернет портал. Территориальный орган Федеральной службы
государственной статистики по Красноярскому краю. Режим доступа: http://krasstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krasstat/ru/
4.
Письмо Управления потребительского рынка и услуг Администрации
города Норильска на запрос № 189 от 20.04.2016 ФГБНУ НИИ сельского хозяйства и
экологии Арктики.