Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

Авторы:
Город:
Владивосток
ВУЗ:
Дата:
26 декабря 2015г.

   В большинстве публикаций при исследовании понятия «уровень жизни» авторы  акцентируют своѐ внимание на  отдельных его частях, однако комплексный анализ, отражающий степень реализации как низших, так и высших потребностей населения, ориентированный также и на качественные характеристики, в настоящее время представляет значительный научный интерес. Мы проанализировали работы российских учѐных и выбрали наиболее репрезентативные примеры (Назарьева, Н.В.[6], Токарский, Б.Л. [10], Бобков, В. [2], Бестужев-Лада, И.В. [8], Жеребин, В.М. [3], Скотаренко, О.В.[9], Баиева, Н.А. [1], Кочеваткина, Э.Ф. [5], Иохин, В.Я. [4], Плотницкий, М.И. [7]).

     В своих определениях авторы выделяют следующие факторы, влияющие на уровень жизни населения: уровень удовлетворения и структура нужд, материальных, духовных, социальных и культурных потребностей, степень их развития; совокупные условия жизнедеятельности (труд, быт и досуг); объём реальных до ходов и стоимость жизни; уровень здоровья, образования населения и состояние окружающей среды. Следовательно, доход как основание потенциального обладания материальными благами не является важнейшим показателем уровня жизни населения. Действительно, даже обладая достаточно высоким до хо дом, человек не может быть счастлив, обитая  в непригодных для  полноценной  жизнедеятельности условиях. Соответственно, такой  человек предпочтёт перебраться в населённый пункт, в котором созданы все условия для высокого  уровня жизни населения. Здесь и ставится главный вопрос: что должны делать органы местного самоуправления, чтобы граждане предпочитали данное муниципальное образование  остальным, каким образом обеспечить достойный уровень жизни?

Чтобы ответить на этот вопрос, следует, прежде всего, опреде лить понятие «уровень жизни». Основываясь на изученном материале, мы предлагаем следующую трактовку: уровень жизни – уровень развития и удовлетворённости материальных, духовных и  социальных потребностей  населения, выражаемых через совокупность условий жизнедеятельности, соотнесённых со стоимостью жизни на данной территории. Таким образом, чтобы обеспечить достойный уровень жизни населения в конкретном муниципальном образовании, необхо димо обеспечить соответственные условия жизни, соотносящиеся с уровнем доходов населения. Условия жизни для их коррекции должны отражаться в определѐнных индикаторах. Однако единой системы показателей уровня жизни населения в Российской Федерации на настоящее время не существует. В хо де исследования мы выяснили, что учѐные выражают уровень жизни в самых различных системах показателей, однако единой, доступной для анализа как на региональном, так и на местном уровнях, системы на настоящее время не существует. На основании изученных материалов мы составили классификацию показателей уровня жизни населения, которая представляется нам наиболее удобной в практическом использовании.

Как видно из Табл.1, в основе классификации лежит разделение показателей на детерминирующие и результативные – при этом первая группа  отражает непосредственно уровень жизни в данном муниципальном образовании, а вторая – динамику общих показателей социально-экономического развития страны, что позволяет оценить взаимосвязь между изменениями, проис ходящими на муниципальном уровне, и в стране в целом. Подгруппа показателей, характеризующих условия жизни, может выражаться непосредственно в показателях развития социальной инфраструктуры, тогда как показатели, характеризующие потребительское потребление, учитываются Федеральной службой государственной статистики в сборниках социально-экономических показателей. Подобная система удобна в использовании и доступна к исчислению на муниципальном уровне. При отборе показателей уровня жизни населения муниципального образования следует ориентироваться прежде всего на доступность их исчисления в любой момент времени.

 

Таблица 1 Классификация показателей уровня жизни населения


Детерминирующие показатели

Результативные показатели

А) Условия жизни

Общие показатели социально- экономического развития

- обеспеченность населения объектами просвещения, культуры и искусства;

- состояние  коммунального хозяйс тва;

- обеспеченность услугами бытового характера;

- природно-климатические условия;

- уровень преступности.

- национальный до хо д;

-   валовой внутренний продукт (далее ВВП) на душу населения;

- фонд потребления;

- потребительский  фонд национального богатства.

Б) Потребительское поведение

 

-              до хо ды населения;

-              расхо ды населения;

-              накопления населения;

- дифференциация населения

 

В)  Влияние условий жизни и потребительского поведения на уровень жизни

 

- показатели        здоровья         и                демографические характеристики;

- образ жизни и быт;

- производительность труда;

 



    Поскольку именно уровень развития социальной инфраструктуры муниципального образования определяет значение показателей уровня жизни, следует определить зависимость между данными показателями. Мы предлагаем рассматривать социальную инфраструктуру муниципального образования как совокупность расположенных на определѐнной территории отраслей и видов деятельности, позволяющих удовлетворять все уровни потребностей местного населения, обеспечивать воспроизводство рабочей силы и развитие членов семей работников. Данные отрасли могут быть представлены в совокупности трѐх групп: обеспеч ивающие формирование общественного сознания, производящие материальные блага и услуги, и относящиеся к сфере государственного регулирования. В таком случае к первой группе относятся отрасли здравоо хранения, образования, культуры и досуга; ко второй – банковское обслуживание, коммунальные услуги, розничная торговля и питание, бытовое обслуживание, транспорт и связь, стра хова ние; к последней – сфера общественного порядка, о хра на окружающей среды и социальная защита.

    При выборе показателей, корректно отражающи х уровень развития социальной инфраструктуры в муниципальном образовании, следует ориентироваться на следующие принципы:

-   показатели должны отражать уровень развития социальной инфраструктуры с позиции целей, стоящих перед еѐ управлением;

- доступность показателей на муниципальном уровне для регулярного исчисления;

-   отражение показателями даже небольших изменений с целью оперативного принятия управленческих решений;

- должно быть исключено дублирование индикаторов изменений;

- должна быть возможность влиять на изменение значения отдельных показателей;

-   показателям следует присвоить вес в зависимости от уровня воздействия на общее изменение уровня развития отрасли социальной инфраструктуры.

    Дальнейшую интеграцию показателей необ хо димо проводить в зависим ости от присвоенных весов. Затем, для удобства оперирования, показатели нужно привести к  единой системе измерения или же в единую экономико-математическую модель, позволяющую получить итоговую форму, удобную для мониторинга уровня развития социальной инфраструктуры муниципального образования. При этом полученная модель должна отражать составляющие еѐ сферы так, чтобы результирующие показатели можно было корректировать посредством стимулирующих или сдерживающих мер на уровне муниципального образования.

   Л.З. Фатхуллина указывает на то, что выявление ме ханизма влияния социальной инфраструктуры на уровень жизни населения поможет «существенно повысить качество теоретических исследований и практическое управление улучшением качества жизни населения, что, в свою очередь, приведет к ускорению темпов его модернизации, приданию ему современных форм, свойств и характеристик» [11]. В основе дальнейшего исследования должно лежать не определение интуитивных взаимосвязей социальной  инфраструктуры и уровня жизни населения, которые часто приводятся в работах исследователей, а разработка точной экономической методологии оценки для дальнейшего еѐ практического применения.

Итак, в основу такой методологии оценки влияния социальной инфраструктуры на уровень жизни населения муниципального образования мы предлагаем заложить следующие факторы:

а) Уровень жизни представляется как уровень развития и удовлетворённости материальных, духовных и социальных потребностей населения, выражаемых через совокупность условий жизнедеятельности и стоимость жизни на данной территории;

б) Применяемые нормативы удовлетворения потребностей населения в услугах должны согласовываться с условиями реальной жизни;

в)  Необходим   репрезентативный и научно   обоснованный  отбор   показателей,   характеризующих  как социальную инфраструктуру муниципального образования, так и уровень жизни населения;

г)  Анализ состояния развития социальной инфраструктуры и уровня жизни населения должен производиться на основе объективных и субъективных оценок, дополняющих друг друга.

    При использовании подобной методологии реально создание экономико-математической  модели, применимой на уровне местного самоуправления для своевременного корректирующего вмешательства в развитие социальной инфраструктуры муниципального образования в рамках властных полномочий.



Список литературы

1.           Баиева, Н.А. Юридические гарантии российского социального государства / Диссертация на соискание учѐной степени кандидата юридических наук. -  Ставрополь. - 2005.

2.           Бобков, В. Уровень жизни населения России: межстрановой, общероссийский и региональный контексты

(2000-2009 гг.) // Социальная политика и социальное партнѐрство. - 2010. - №10. - С. 6-22.

3.           Жеребин, В.М., Романов, А.Н. Уровень жизни населения / М.: ЮНИТИ-ДА НА. - 2002. – 592 с.

4.           Иохин, В.Я., Экономическая теория: учебник / М.: Экономистъ. - 2006. - 861 с.

5.           Кочеваткина, Э.Ф. К уточнению содержания и соотношения категорий «качество жизни» и «уровень жизни» // Вопросы структуризации экономики. – 2009. - №2. – С. 125-129.

6.           Назарьева,  Н.В.  Уровень  жизни  и  его  социально-инфраструктурные  аспекты  в  России  //  Успехисовременного естествознания. - 2004. - №11. - С.85-87.

7.           Плотницкий, М.И. Курс экономической теории / Интерпрессервис. - 2003. - 496 с.

8.           Российская  Академия  Прогнозирования  (Исследований  Будущего) .  [Электронный  ресурс].  –  URL: http://www.rfsa.ru/inde x.ht ml, (дата обращения:  12.08.2013).

9.           Скотаренко.  О.В.  Российский  опыт  оценки  уровня  социально -экономического  развития  региона  //Фундаментальные исследования. – 2013. - №1-3. – С. 823-829.

10.     Токарский. Б.Л.. Токарская Н.М. Определение взаимосвязи качества жизни с  уровнем жизни населения // Известия иркутской государственной экономической академии. – 2011. - №4. – С. 200-204.

11.     Фатхуллина, Л.З. Механизм влияния социальной инфраструктуры на качество жизни сельского населения

// Среднерусский вестник общественных наук. – 2009. - №4. – С. 110 – 119.