18 октября 2016г.
Проблема инновационного развития фармацевтической отрасли имеет высокий уровень актуальности, так как ее решение позволяет не только обеспечить возрастающие потребности населения страны в высокоэффективных лекарственных препаратах, но и существенно улучшить систему здравоохранения государства в целом. В последние годы рынок российских фармацевтических препаратов входит в десятку крупнейших рынков данного типа и представляет собой один из наиболее подвижных и быстрорастущих. Отечественный рынок фармацевтических препаратов занял седьмое место по общим показателям и третье место по темпам прироста в процентах. При этом самым большим фармацевтическим рынком в мире является рынок США с розничными продажами лекарственных средств в размере 236,5 миллиардов долларов. Рассматривая с этой стороны российский рынок, можно сказать, что он отстаёт от среднеевропейского уровня потребления лекарственных средств в 3 раза и от рынка США в 5 раз. Оценивая всю фармацевтическую отрасль России в целом, отметим, что в общемировом объёме она составляет всего около 1% [2]. Совокупность таких факторов как заработная плата населения (в основном средняя и ниже средней) и одновременно – низкая культура потребления медикаментов не позволяют России перейти в клуб стран с большой долей в общемировом масштабе.
Отечественная продукция слабо востребована в западных странах по причине устаревших технологий производства, узкого и потерявшего свою эффективность ассортимента, а также медленного внедрения мировых стандартов производства лекарственных средств[3, 4].
Мировым стандартом производства медикаментов является GMP – Good Manufacture Practice - Надлежащая производственная практика. GMP отражает целостный подход и регулирует и оценивает собственно параметры производства и лабораторной проверки [12,14]. Для стандартизации качества медицинского обслуживания населения в настоящее время GMP применяется вместе с другими стандартами, а именно с GLP (надлежащая лабораторная практика), GCP (надлежащая клиническая практика) и GDP (надлежащая дистрибьюторская практика). В совокупности данные стандарты позволяют безопасно и качественно производить лекарственные средства по всем правилам и нормам. Положение российского рынка фармацевтической продукции описывается двумя основными проблемами: поставка устаревшей и потерявшей свою клиническую эффективность субстанций и готовых лекарственных средств, а также постоянно растущей долей импорта [15, 20].
В настоящее время отечественный рынок фармацевтики продолжает оставаться импорто-зависимым: 76% лекарств (в денежном эквиваленте), которые потребляются населением, производится за рубежом. Поэтому объективным решением данной проблемы может служить политика имортозамещения, проводимая российскими предприятиями и поддерживаемая государством [5]. Это позволит стремительно развить рынок лекарственных средств в России, снизить издержки производства, увеличить доходы, как отечественных предприятий, так и государственного бюджета. Но этот процесс будет относительно длительным, так он требует изменения нормативно-правовой базы, инвестирования в обновление производственных мощностей, обновление всего ассортимента лекарственных средств. Также необходимо перейти на мировые стандарты производства, обучить персонал, и при этом поддерживать производственный процесс производства инновационных лекарственных средств [8,11,18].
Россия – страна не инновационной продукции, а дженериков. То есть фирмы производители в таком случае не могут выделять более 1-2% от своей выручки на исследования и разработки. В связи с этим необходимо государственно вмешательство в фармацевтическую область, проведение инвестиционной политики, которая должны быть направлена на расширение исследовательской деятельности в этой отрасли [10,13,17]. Это вмешательство условно можно разбить на несколько основных задач, которые должны быть решены при помощи государственно-частного партнёрства. Первой задачей в этой отрасли является развитие современной производственной базы, соответствующей стандартам GMP. Переход на данный и смежные стандарты позволит с меньшими издержками производить лекарственные средства и различные субстанции. Для реализации первой задачи существует определённые меры, такие как модернизация системы подготовки высококвалифицированных специалистов в фармацевтической области, организация федеральных лабораторий для контроля за качеством лекарственных препаратов, внедрение обязательных требований к правилам производства медикаментов. Вторая задача – формирование эффективного механизма с целью предоставления высокотехнологичных решений для импортозамещения лекарственных средств. То есть, здесь нужно оказать поддержку отечественных производителям. Такими мероприятиями будут являться: внесение в ФЗ № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и другие законодательные акты дополнений, гарантирующих при организации закупок для государственных нужд приоритетность отечественных производителей, внесение в законодательные акты таких дополнений, которые уравновесили бы требования для отечественных и зарубежных производителей, выдача кредитных средств фармацевтическим предприятиям с определёнными льготными условиями.
Третья задача заключается в реализации мер реструктуризации действующих компаний, направленных на развитие конкурентных преимуществ отрасли и осуществление ее перехода на инновационную модель развития [1,7,19]. Данные задачи реализуется при помощи масштабной поддержки НИР и НИОКР со стороны государства (направленных на импортозамещение лекарств), путём выделения денежных и иных средств. Наращивание исследований, совершенствование нормативно-правовых актов, которые будут регламентировать проведение доклинических и клинических испытаний также имеют большое влияние на фармацевтическую отрасль. Поэтому развитие сейчас происходит путём создания государственно-частных кластеров, занимающихся различными исследованиями, производством и реализацией лекарственных средств [16].
В целях формирования собственной инновационной фармацевтики правительство разработало соответствующую федеральную целевую программу “Фарма 2020” по развитию фармацевтической и медицинской промышленности на 2011-2020 гг., одним из пунктов которой стало создание фармацевтических кластеров — индустриальных площадок, на территории которых может быть создан полный цикл производства лекарственных препаратов (от разработки до непосредственно продажи), что позволит существенно изменить развитие не только отрасли, но и региона, где они создаются. Создание такой системы позволит России стать более конкурентоспособной и привлекательной для иностранных и отечественных инвесторов. Предполагается, что такие кластеры смогут успешно выполнить план по импортозамещению, потому что концентрация производства, исследований, образования в пределах одной страны дадут необходимый результат. Важно отметить, что создаваемые кластеры активно привлекают иностранный капитал. В 2016 году уже можно видеть результаты работы кластерной системы, приведённые на рис. 1 и рис.2 [6].
Итак, ни в одной стране мира проблема инновационного развития фармацевтики не
решалась без активного государственного регулирования. Повсеместно ускорение инновационности фармацевтической промышленности осуществляют с помощью
государственного вмешательства, как через бюджетно- налоговую, так и денежно-кредитную политику.
Подобного опыта
государственного регулирования, особенно за счет косвенных инструментов, в отечественной экономики накоплено еще относительно не много. Вместе с тем, государственная поддержка отечественных фармацевтических компаний, поспособствовала бы расширению и более быстрому развитию данной наукоёмкой отрасли,
что
в свою очередь активизировало бы развитие экономики промышленности России в
целом.
Стимулированию инновационного развития российской фармацевтической отрасли
может способствовать и то, что структурные преобразования в мировой фармацевтической
отрасли, ведут к переносу части западных разработок
лекарственных препаратов в нашу страну. В настоящее время наши фармацевтические
компании в основном сориентированы
на дженериковую бизнес-модель, получая за счет импортозамещения относительно
небольшую прибыль. В связи с этим, основной проблемой инновационного развития фармацевтической промышленности является реструктуризация действующих российских
предприятий в соответствии с международными стандартами, использование передовых производственных технологий для удовлетворения расширяющихся потребностей общества в
оригинальных лекарственных средствах. Безусловно, инновационные технологии влияют
на конкурентное положение фармацевтических предприятий и отрасли в целом. Во-первых,
усовершенствование технологий в долгосрочной перспективе снижает издержки
производства или вызывает возможности их дифференциации. Во-вторых, изменение
способа
производства вызывает сдвиг
структуры издержек в пользу
предприятия или предоставляет ему необходимые инструменты для производства уникальной, неповторимой
продукции [9,21] В-третьих, совершенствование технологий обновляет структуру фармацевтической отрасли, что делает ее более конкурентоспособной. Исходя из этого,
фармацевтические компании, проявляющие инновационную активность, стремятся внедрять
передовые технологии в своё производство, инвестировать в различные исследования, что позволяет им в долгосрочной перспективе активизировать структурные преобразования всей
фармацевтической отрасли. Заметим, что под инновационной активностью предприятия понимается относительная степень участия предприятия в инновационной деятельности как в её отдельном виде,
так и в целом.
Можно предложить систему показателеи эффективности инновационнои деятельности компании, которая, включает: показатели эффективности функционирования инновационной производственной системы; показатели эффективности использования
инновационных технологии; показатели эффективности инновационной продукции; интегральный показатель эффективности инновационнои деятельности предприятия. Коэффициент внутреннеи эффективности производственнои системы инновационного типа
обосновывает удельныи вес самостоятельно разработанных предприятием инновационных
технологии в общем объеме технологии. Коэффициент внешнеи эффективности производственнои системы инновационного
типа
обусловливает удельныи вес используемых предприятием извне инновационных технологии в общем объеме технологии. Коэффициент
полнои эффективности инновационнои продукции характеризует удельныи вес
произведенных предприятием единичных инновации в общем объеме инновации.
В итоге, на данном этапе можно видеть, что у российского рынка есть огромный потенциал, который пока не раскрыт.
Существует ряд проблем в виде устаревших
технологий производства и такого же ассортимента, его низкое качество. Все эти проблемы
должны быть безоговорочно разрешены, поэтому нашей стране необходимо иметь не только
собственное производство лекарственных средств, но и крепкую научную базу. Решение этих объективных проблем
приведёт к ускоренному развитию отечественного
фармацевтического
рынка, увеличению рабочих
мест, формированию собственных научного-исследовательских кластеров, увеличению доходов государственного бюджета и российских производителей лекарственных средств. На эффективность инновационной
деятельности фармацевтических
предприятий существенное влияние окажет государственное стимулирование. Поэтому следует расширить
спектр применяемых
инструментов и методов государственного регулирования инновационной активности
предприятий фармацевтической отрасли.
Список литературы
1.
Алексеев А.Н. Инновационная деятельность предприятий промышленности: методология оценки и государственного регулирования
[Текст] / А.Н.Алексеев//ТранспортноеделоРоссии. -2013. -№ 6-2. -С. 159-161.
2.
Блинова Е.Ю. Совершенствование системы управления инновациями в фармацевтической отрасли: [Текст] / Блинова Елена Юрьевна; Дис. … кан. Экон. Наук. - Санкт-Петербург,
2010.
3.
Гарковец К.А., Игнатов Н.Г. Формирование механизма инновационного
развития предприятий фармацевтической промышленности [Текст] / К.А. Гарковец, Н.Г. Игнатов
// Экономика и предпринимательство. -
2016. - № 3-1 (68-1). - С. 744 -747.
4. Игнатов Н.Г, Лобовкин А.А. Совершенствование инновационного развития фармацевтической промышленности [Текст] / Н.Г. Игнатов, А.А. Лобовкин //В сборнике: Приоритетные научные исследования и разработки. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. - 2016. - С. 73-77.
5.
Комаров В.Ю.,
Игнатов Н.Г. Институциональные преобразования
и структурная трансформация обрабатывающей промышленности [Текст] / В.Ю.
Комаров,
Н.Г.Игнатов//Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 12-1 (65-1). - С. 150-152.
6.
Медицинский рынок.
[Электронный ресурс]
URL: http://pharma-2020.ru/data/med(дата обращения 18.08.2016)
7.
Мысаченко В.И. Роль инвестиций в структурно-технологическом преобразовании промышленности [Текст] / В. И. Мысаченко // ВестникРоссийскогогосударственного торгово-экономическогоуниверситета. - 2008.- № 6. - С. 57-59.
8.
Мысаченко В.И. Формирование и развитие механизма структурных преобразований в промышленности России [Текст] / В. И. Мысаченко. - // автореферат диссертации. - М., 2009. - С. 15.
9.
Мысаченко В.И. Как расти? Спроси у меня…Конкурентоспособность и
реструктуризация промышленных предприятий [Текст]/ В. И. Мысаченко // Российское предпринимательство. - 2008.
- № 7-2.- С.120-124.
10. Мысаченко В.И. Методы и инструменты государственного регулирования структурных преобразований промышленности [Текст] / В.И. Мысаченко //Вестник Томского
государственного университета.
- 2009.- № 323. - С. 268-272.
11. Мысаченко В.И. Структурная перестройка промышленности России: теория,
методика, практика,
управление [Текст] / В. И. Мысаченко. - М.: Национальный институт
бизнеса. - 2009. - С. 122.
12. Мысаченко В.И. Механизм структурных преобразований в промышленности России
[Текст] /
В. И. Мысаченко. - М.: Национальный институт
бизнеса. - 2009. – С. 229.
13. Мысаченко В.И., Комаров В.Ю. Регулирование инвестиционных процессов в
структурных преобразованиях машиностроительного комплекса [Текст] / В. И. Мысаченко, В.Ю.Комаров
// Бизнес в законе.- 2011. - №1.- С. 225-228.
14. Мысаченко В.И., Елисаветченко И.В. Структурные сдвиги в фармацевтической отрасли и ее реструктуризация [Текст] / В. И. Мысаченко, И.В. Елисаветченко // Представительная власть-XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. - 2012. - № 5-6. - С. 20-23.
15. Мысаченко В.И. Совершенствование государственного регулирования
инновационной деятельности фармацевтических предприятий [Текст] / В.И.
Мысаченко
// Знание. Понимание. Умение.
- 2013.
- №4. - С. 56-60.
16. Мысаченко В.И. Формирование фармацевтических кластеров
как фактор реструктуризации отечественной фармацевтической промышленности [Текст] / В. И. Мысаченко // Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. - 2014. - № 2-3.- С. 22-25
17. Мысаченко В.И. Экономико-правовые аспекты госрегулирования структурных преобразований в отраслях машиностроения [Текст] / В. И. Мысаченко // Ученые
труды
Российской академии
адвокатуры и нотариата. - 2015. -
№ 2 (37). - С. 107-112.
18. Мысаченко В.И К вопросу о социально - ориентируемой реструктуризации
предприятий фармацевтической
отрасли [Текст] / В. И. Мысаченко// Вестник
академии.- 2015.- №4.- С. 80-84.
19. Мысаченко В.И., Решетов К.Ю. Совершенствование государственного регулирования
реструктуризации отечественного энергомашиностроения
[Текст] / В. И. Мысаченко,
К.Ю. Решетов / В сборнике: Современный взгляд на проблемы экономики и менеджмента//Сборник научных трудов по итогам международной научно- практической конференции. - Уфа. - 2015. -
С. 37-40.
20. Мысаченко В.И., Игнатов Н.Г., Решетов К.Ю. Совершенствование развития инновационных фармацевтических предприятий [Текст] / В. И. Мысаченко,
Н.Г.Игнатов, К.Ю. Решетов //Экономикаипредпринимательство. - 2016.
- №6 (71).
-
С. 315-319.
21. Решетов К.Ю., Мысаченко В.И. Конкурентоспособность в среде инновационного
предпринимательства [Текст] / К. Ю. Решетов, В. И. Мысаченко // МИР (Модернизация.
Инновации. Развитие). – 2015. – № 3 (23). – С. 95–102.