Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО – ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ПРИМОРСКОМ КРАЕ

Авторы:
Город:
Владивосток
ВУЗ:
Дата:
26 декабря 2015г.

     Развитие рыночных отношений в современном обществе приводит к необходимости установления различных форм взаимодействия между государством, его институтами и бизнес -сообществом. Такое взаимодействие должно быть долгосрочным, взаимовыгодным и направленным на решение общественно - значимых задач. Формы взаимодействия могут быть различными в зависимости от поставленных целей и возможностей государства и частных партнеров. Чем сильнее государственные бюджеты, чем они более наполненные, тем шире возможности вмешательства государства во все сферы экономических и социальных отношений в обществе.

    В условиях экономического спада и рецессии в экономике вводятся бюджетные ограничения, что непременно сказывается на развитии инвестиционных процессов. С другой стороны, в условиях сокращения бюджетных средств повышается актуальность их рационального использования и эффективного вложения в наиболее привлекательные сферы бизнеса.

    В современных условиях  все большую значимость приобретает такая форма взаимодействия государства и бизнеса как государственно-частное партнерство (ГЧП). Специфика таких отношений в том, что государство через свои органы и организации приглашает бизнес- структуры принимать участие в реализации общественно- значимых проектов. Проблема взаимодействия власти и бизнеса, формы и механизмы применения государственно-частного партнерства исследовали такие ученые как Варнавский В.Г., Клименко А.В., Королев В.А., Кабашкин В.А., Карпов С.А., Матвеев Д.Б., Мысник В.Г., Иголкина Л.М., Панкратов А.Е., Шайхо в А.Э., Дынин Е.А., Игнатюк Н. и др. Ими изучены теоретические проблемы становления и развития ГЧП, обо бщены инвестиционные проекты, реализуемые с участием бюджетных средств и частных вложений. Благодаря трудам этих и других специалистов государственно-частное партнерство перестало быть каким-то экзотическим явлением, а стало достаточно привычной формой инвестиционной деятельности.

    Различные авторы предлагают разные формулировки понятия государственно -частное партнерство. В условиях отсутствия специального федерального закона нет юридически оформленного понятия такого термина, что ведет к различным трактовкам целей такого взаимодействия, формам их реализации, взаимоотношениям между партнерами, ответственности власти и бизнеса за принятые обязательства. Для разрешения такой ситуации многие субъекты Российской Федерации стали принимать свои местные региональные законы и вводить их в жизнь. Комитетом по экономической политике и собственности  Законодательного собрания Приморского края подготовлен проект закона Приморского края «О государственно-частном партнерстве в Приморском крае».

    Данный документ устанавливает основы правового регулирования, цели, задачи, принципы участия в государственно-частном партнерстве в Приморском крае  и направлен на обеспечение  стабильных условий развития всех форм государственно-частного партнерства в регионе, привлечение и эффективное использование государственных и частных ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно - технические ресурсы, для развития экономики и социальной сферы края, повышение уровня жизни населения.

    Проект закона содержит, на наш взгляд, достаточно удачное определение государственно-частного партнерства – это долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество публичного и частного партнеров, направленное на реализацию проектов государственно-частного партнерства, в целях достижения задач социально- экономического развития публично-правовых образований, повышения уровня доступности и качества публичных услуг, достигаемое посредством разделения  рисков и  привлечения частных ресурсов.

    Несомненным достоинством такого документа мы считаем условие, что частный партнер, которым может быть российское или иностранное юридическое лицо или их объединения, выступающее стороной соглашения о ГЧП, становится таковым только по результатам конкурса на право заключения соглашения о государственно - частном партнерстве или определено в ином предусмотренным законодательством порядке. Конкурсное определение частного партнера исключает субъективный подхо д по направлению бюджетных средств на финансирование инвестиционных проектов, реализуемых с привлечением частных фирм.

    Взаимодействие и выгода публичного и частного партнеров при реализации проектов государственно - частного партнерства заключается в том, что публичный партнер получает возможность в большем объеме и более качественно выполнить возложенные на него действующим законодательством задачи, а частный партнер на условиях распределения рисков привлекает собственные и (или) привлеченные денежные средства и компетенции и выполняет возложенные на него заключенным соглашением функции.

    Обсуждение проекта закона Приморского края «О государственно-частном партнерстве в Приморском крае» неоднократно проходило в форме «круглого стола», организованного Приморской региональной организацией Ассоциации юристов России. Участие в обсуждении документа принимали как ведущие профессиональные юристы, судьи, работники правоо храните льных органов, так и ученые Дальневосточного федерального университета, территориального управления Федеральной антимонопольной службы, специалисты Администрации Приморского края и г. Владивостока, представители бизнеса.

    Вопросы реализации на территории края проектов ГЧП обсуждались в январе 2014 года на заседании Бизнес-Клуба «Диалоги», членами  которого являются  владельцы и руководители ведущих бизнес -структур Дальневосточного федерального округа. Члены клуба и приглашенные эксперты обсуждали направления координации и консолидации совместных действий бизнес -сообщества, ученых, экспертов и органов власти по созданию и дальнейшему развитию государственно-частного партнерства в регионе.

    В результате широкого и профессионального обсуждения данной проблемы было сформулировано общее мнение о необходимости принятия специального федерального закона  «О государственно -частном партнерстве». На местах в обязательном порядке должен формироваться реестр инвестиционных проектов, реализуе мых в форме ГЧП, доводимый до сведения всех заинтересованных лиц путем размещения на официальном сайте субъекта Российской Федерации. Таким образом, будет формироваться банк проектов ГЧП.

    Несмотря на отсутствие федерального закона, уже более пяти лет в России идет поиск механизмов эффективного взаимодействия государства и бизнеса в форме государственно -частного партнерства. На политическом уровне ГЧП рассматривается как один из важнейших инструментов модернизированного развития различных отраслей экономики и совместного решения задач государственного масштаба, хотя сама идея равноправного партнерства с частным бизнесом пока не овладела умами значительной части представителей государственной власти.

    В связи с тем, что пока не существует единой трактовки терм ина «государственно-частное партнерство», представляется целесообразным отразить его отдельные специфические черты, по наличию которых различные формы взаимодействия бизнес -структур с органами публичной власти можно квалифицировать как ГЧП. На основе анализа встречающихся в литературе определений ГЧП можно констатировать, что для ГЧП характерны следующие общие признаки:

1)          наличие долгосрочного договорного отношения между органом публичной  власти и хо зяйствующим субъектом по реализации отдельного инвестиционного проекта;

2)          передача выполнения  части  задач и  функций, относящихся к деятельности  органов государственного или муниципального управления, частному бизнесу;

3)          привлечение частного финансирования капитальных вложений по проекту;

4)          разделение рисков между государственным и частным партнером в проекте.

    В связи с этим под статус проектов в сфере ГЧП попадают как небольшие контракты на обслуживание каких-либо объектов, так и многомиллиардные концессии.

    Основной предпосылкой создания ГЧП является убежденность в том, что частные компании функционируют более эффективно, чем бюрократические государственные структуры, и располагают большими финансовыми ресурсами, нежели государство. Поэтому в Приморском крае частный бизнес привлекается на помощь в те сферы деятельности, за которые отвечает публичная власть, но для которой она не имеет достаточного бюджета и компетенции. В итоге основным сектором для развития ГЧП является городская и региональная инфраструктура, в первую очередь коммунальная, социальная и транспортная.

    При осуществлении крупнейших инвестиционных проектов, направленных на развитие экономики Приморского края, ключевым механизмом их реализации становится государственно -частное партнерство. Но частные инвестиции в крае требуют особой поддержки и гарантий государ ства. При этом федеральные органы власти  могут  и  должны  оказывать  влияние  на  осуществление  крупнейших инвестиционных проектов  по следующим направлениям:

-    за счет выработки и проведения в жизнь особой государственной политики в сфере налогового, таможенного, тарифного регулирования и инвестиций в экономику;

-    посредством формирования на Дальнем Востоке благоприятного инвестиционного климата, как для отечественных, так и для иностранных партнеров;

- путем осуществления специальной социальной политики, соотве тствующей экономическим задачам.

     По мнению Ю. Прохоровой крупные отечественные и зарубежные компании готовы к реализации на Дальнем Востоке инвестиционных проектов в нефтегазовой отрасли, в тепло - и гидроэнергетике, угольной промышленности, лесопереработке, но для этого необ ходимо формирование нормативно-правовой базы, регулирующей взаимоотношения между государством и частным бизнесом.

    Примером достаточно эффективного взаимодействия власти и бизнеса может служить реализация мероприятий по подготовке и проведению крупнейшего международного форума – Саммит АТЭС 2012 года во Владивостоке. Для подготовки к Саммиту в рамках реализации Федеральной целевой программы «Развитие Дальнего Востока и Забайкалья» была разработана и утверждена специальная программа «Развитие Владивостока как центра международного сотрудничества в АТР», финансирование которой осуществлялось за счет средств федерального и краевого бюджетов и частных инвестиций в объеме почти 25 процентов от общей суммы. Мероприятия данной программы реализовывались посредством заключения государственных контрактов между государственными заказчиками и исполнителями в лице крупных бизнес-структур. Государственные заказчики с учетом выделяемых на реализацию программы средств ежегодно уточняли целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, а также ме ханизм их реализации и состав исполнителей.

    Благодаря наличию специальных программ, Приморский край в настоящее время является одним из примеров инвестиционной привлекательности отраслей и возможностей широкого внедрения схем государственно-частного партнерства. Согласно экспертным оценкам, край входит в число двадцати регионов, имеющих наиболее высокий природный потенциал, и в пять регионов, обладающих благоприятным климатом для иностранных инвестиций. Комплексное освоение территории края, создание зон экономического благоприятствования, реализация проектов территорий опережающего развития, скажется на ускоренном развитии транспортной инфраструктуры, торговли, сферы услуг, туризма.

    В Приморском крае формируется новая модель социально-экономического развития, цель которой – создание конкурентоспособного экономического климата, рост деловой активности, развитие малого и среднего предпринимательства, создание экспортно-ориентированных территорий опережающего развития, решение проблем импортозамещения, внедрение технологий по глубокой переработке природного сырья. В форме ГЧП уже идет реализация  крупных инвестиционных проектов:

- промышленная площадка в Михайловском муниципальном районе;

- промышленная площадка в Надеждинском муниципальном районе;

- кластер промышленности строительных  материалов в городском округе Спасск-Дальний;

- портовые особые экономические зоны в бухте Троица и порту Восточный;

- рыбоперерабатывающий кластер;

- кластер по добыче и глубокой переработке углеводородного сырья, включающий нефтеперерабатывающий завод (Роснефть) и завод по сжижению природного газа (Газпром);

- те хнопарк в сфере высоких технологий;

- промышленно-производственная особая экономическая зона в г. Владивосток;

- интегрированная развлекательная зона на базе игорной зоны «Приморье»;

- туристско-рекреационная особая экономическая зона на о. Русский;

- «сухой порт» в пригороде Владивостока.

   Для повышения эффективности проводимой на территории Приморского края инвестиционной п олитики, формирования конкурентоспособной среды, создания комфортных условий для осуществления инвестиционной и предпринимательской деятельности на территории края созданы и эффективно действуют  Общественный экспертный совет по привлечению инвестиций в Приморский край и Совет по привлечению инвестиций в экономику Приморского края при Губернаторе Приморского края.

   Важнейшей специализированной организацией в Приморском крае в области создания благоприятного инвестиционного   климата   и   реализации   проектов   государственно -частного   партнерства   является   АНО «Инвестиционное Агентство Приморского края». Эта организация выполняет функции индивидуальной работы с инвесторами,   начиная   от   оказания  консалтинговых    услуг   в   сфере     бизнес-проектирования,    подбора инвестиционных   площадок,   и   заканчивая   организацией   и   проведением   мероприятий   по   презентации инвестиционных возможностей  Приморского края перед существующими и потенциальными партнерами на территории Российской Федерации и за рубежом.

    АНО «Инвестиционное Агентство Приморского края» отвечает за организацию взаимодействия с институтами развития, такими как АНО «Агентство стратегических   инициатив по продвижению новых проектов», Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности», ОАО « Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона», ОАО «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций», Консультативный совет по иностранным инвестициям в России, Российский фонд прямых инвестиций, Европейский банк реконструкции и развития и другими.

     Основные векторы инвестиционной политики направлены на  эффективное  использование государственных инвестиций в целях решения ключевых задач развития Приморского края и реализацию пакета инвестиционных проектов в форме государственно-частного партнерства, имеющих значительный структурный и макроэкономический эффект. Реализация инвестиционных приоритетов обеспечивает преодоление инфраструктурных ограничений развития экономики, модернизацию инфраструктурных отраслей, повышение конкурентоспособности базовых секторов региональной экономики, создание инновационных производств с высокой добавленной стоимостью и поддержку основных секторов, включая агропромышленный комплекс и жилищное строительство, что будет иметь своим результатом повышение качества и уровня жизни населения.

 

Список  литературы

1.           Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора / В.Г.Варнавский, - М.: Изд-во Наука, 2007. – 324 с.

2.           Варнавский  В.Г., Клименко А.В., Королев В.А. Государственно-частное партнерство: теория  и практика:учебное пособие / Варнавский В.Г., Клименко А.В., королев В.А. – М.: ГУ-ВШЭ, 2010. – 226 с.

3.           Кабашкин В.А. Государственно-частное партнерство в регионах Российской Федерации / В.А. Кабашкин. – М.: Изд-во Дело, 2010. – 201 с.

4.           Карпов С.А. Государственно-частное партнерство: теория и практика / С.А.Карпов. – М.6 Высшая школа, 2010. – 284 с.

5.           Матвеев Д.Б. Государственно-частное партнерство: зарубежный  и российский  опыт / Д.Б.Матвеев. – М.: изд-во Наука, 2011. – 158 с.

6.           Мысник     В.Г.,     Иголкина     Л.М.     Государственно-частное    партнерство     как     эффективная     форма взаимодействия  государства  и бизнеса в развитии инновационной экономики /  В.Г.  Мысник,  Л.М. Иголкина. – М.: Изд-во ДВГУПС, 2009. – 157 с.

7.           Панкратов А.Е.  Государственно-частное партнерство в  современной практике: основные теоретические и практические проблемы / А.Е.Панкратов. –М.: Изд-во Анкил, 2010. – 231 с.

8.           Про хорова Ю. Строительство объектов саммита АТЭС тормозится из-за те хнических проволочек / Ю. Про хорова // Российская газете. Приморский край. – 2008. - № 4616.

9.           Шайхов А.Э. Теория и практика государственно-частного партнерства / А.Э.Шайхов. – Ташкент: Торгово- промышленная палата, 2013. – 124 с.