Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Казань
ВУЗ:
Дата:
26 декабря 2015г.

    Социально-экономическое развитие страны и ее регионов, в том числе Республики Татарстан, в последнее десятилетие характеризуется изменением государственных институтов. С целью повышения  качества жизни населения Республики Татарстан на основе устойчивого, динамичного развития экономики и создания благоприятной окружающей среды необ ходимо решить такие задачи как повышение конкурентоспособности экономики через конструирование такого экономического механизма, который  обеспечит современным качеством образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

   Исходя из действующих условий существования и развития рыночных механизмов в системе образования, необходимо совершенствование организационно-экономического механизма управления отраслью, в котором каждый участник, от абитуриента до работодателя, был бы материально и морально заинтересован в достижении конечных результатов.

    Прежде, чем предложить меры по совершенствованию, необходимо ознакомиться с положением изучаемого вопроса и имеющимися проблемами.

    На территории Республики Татарстан в настоящее время образовательную деятельность осуществляют 28 образовательных организаций высшего образования, в том числе 18 государственных, 10 негосударственных. Кроме того, функционируют 54 филиалов образовательных организаций высшего образования, из которых 27 государственных, 27 негосударственных.

   Необходимо уделить  должное внимание тому факту, что в настоящее время в Республике Татарстан завершилась огромная работа по формированию 14 образовательных кластеров, главное назначение которых - создание системы непрерывного профессионального образования, начиная со школьной скамьи (а лучше – с детского сада) до пенсионного возраста. Образовательный кластер должен обеспечить экономику страны высокопрофессиональными специалистами, которые получат возможность повышать свой профессионализм на протяжении всей трудовой деятельности. Отсутствие данного ме ханизма нарастила проблему в недостаточной заинтересованности работодателей в инвестициях в подготовку и повышение квалификации работников для своего предприятия. Работодатель осуществляет  набор персонала на свободном рынке труда либо использует процесс перетока трудовых ресурсов с других предприятий на более выгодные условия труда. С одной стороны, эта ситуация способствует сокращению срока поиска нужных специалистов, знания, умения и навыки которых соответствуют требованиям работодателя. С другой стороны, именно в связи с  этим обстоятельством остается незамеченной проблема повышения качества подготовки специалистов в образовательных учреждениях. Кроме того, у работника, в течение 5 лет снижается уровень прфессионализма, так как им енно пятилетний срок в современных условиях считается максимальным сроком, после чего без переподготовки и повышения квалификации устаревшие знания, умения и навыки уже не могут принести должного эффекта. Следствием этого является снижение общего качества кадрового потенциала предприятия. Но, как показывает практика, многие работодатели не инвестируют переподготовку и повышение квалификации своих работников.  При  этом необхо димо учитывать, что и технологические циклы появления новой продукции, новых технологий в развитых странах с инновационной экономикой сократились до 3 -5 лет. Недооценка этого фактора является ключевой проблемой формирования рынка труда с уровнем квалификации, адекватной экономике инновационного типа.

     Несоответствие потребностей секторов экономики в профильном выпуске специалистов образовательными учреждениями. Потребитель образовательных услуг не в состоянии осуществить правильный выбор, так как не может самостоятельно оценить потенциальные преимущества той или иной программы обучения, а и схо дит из сегодняшнего представления рынка труда, которое выявляется из следующей проблемы.

    Набор в высшие учебные заведения осуществляется, как правило, без учета текущей и перспективной потребности рынка труда. Что касается начального и среднего профессионального образования, то их абитуриентами, как правило, становятся учащиеся сельских школ. В результате порой они менее конкурентоспособны на рынке труда при  возрастании потребности в высокопрофессиональныхспециалистах.

   Образовательные учреждения не владеют достоверной информацией о трудоустройстве своих выпускников, так как выпускники, обучившиеся  на бюджетной  основе, предъявляют «липовые» справки о том, что они работают в бюджетных учреждениях и предприятиях. А судьба студентов, обучившихся на коммерческой основе, образовательные учреждения мало волнует. Следовательно, отсутствует у них информация и об оценке со стороны работодателей качества подготавливаемых специалистов. Отсюда берет начало следующая проблема.

     Дефицит высококвалифицированных специалистов для развития приоритетных направлений Республики Татарстан. Низкий профессиональный уровень персонала и  низкий  уровень  материально -технического обеспечения отдельных социально значимых видов деятельности (прежде всего здравоо хранения) как препятствие для дальнейшего развития Республики Татарстан.

   Необходимо также отметить, что темы курсовых и дипломных работ не адаптированы к потребностям работодателей и в целом к стратегическим направлениям развития экономики и социальной сферы.

    В Республике Татарстан и в целом по стране отсутствует эффективная система учета ресурсов на рынке труда и мониторинга его состояния, включая диверсификацию. Отсутствуeт информация о профессиональной структуре незанятых граждан и занятых  на "сером" рынке труда, отсутствуeт методика по формированию и прогнозу потребности в трудовых ресурсах.

     Необходимо также отметить отсутствие эффективной системы оценки и учета  интеллектуальной собственности, инновационной и научной продукции.

     Слабая распространенность  в научных и образовательных учреждениях отлаженной системы стимулирования участия в научной, изыскательской деятельности, а также коммерциализации профессорско - преподавательским и исследовательским составом собственных разработок;

     Недостаточная интеграция деятельности научно-образовательных организаций с деятельностью ведущих международных центров в данной сфере. Преподаватель самостоятельно вынужден изыскивать средства, связи и способы сотрудничества с данными центрами, повышения своей квалификации, развития.

     Практически отсутствуют научные школы ведущих учены х, имеет место слабое взаимодействие высших учебных заведений как между собой, так и с учреждениями образования, дающими предыдущую ступень образования. Не все даже крупные высшие учебные заведения имеют при себе малые инновацио нные предприятия, что не способствует коммерциализации идей научных работников этих учреждений. Отсутствуют также специальности по подготовке профессионалов в сфере продаж технологий и технологического оборудования. Особое внимание должно быть уделено критериям определения оплаты труда преподавателей по новой системе, так как большинство критериев относится к управленческой деятельности и, следовательно, преподаватель не может набрать баллы для достойной заработной платы.

     Таким образом, ряд выдвинутых части проблем дает нам основание в предложении мер по совершенствованию механизмов управления образовательной системой.

     Активное применение инструментов государственно-частного партнерства при создании и развитии производительных сил;

    Более эффективное использование ряда конкурентных преимуществ, имеющихся у Республики Татарстан (географическое положение, наличие природных ресурсов, крупных водных, воздушных и железнодорожных коммуникаций, высокий интеллектуальный потенциал, прогрессивная система информатизации во всех секторах экономики и другие) в целях реализации сотрудничества в различных направлениях развития отраслей экономики и социальной сферы;

    Более тесное взаимодействие экономики республики с управлением системой образования для обеспечения насущных и перспективных потребностей отраслей экономики и социальной сферы в высокопрофессиональных и конкурентных кадра х;

    Повышение статуса педагогических кадров посредством совершенствования ме ханизмов оплаты труда, системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации, привлечение в сферу образования квалифицированных преподавателей;

    создание условий для полноценного личностного развития, самореализации личности в свободное от учебы время, для активного включения детей и молодежи в социально -экономическую и культурную жизнь общества.

     Таким образом, совершенствование организационно -экономического механизма управления системой образования в условиях рыночных отношений должно предусматривать формирование в отрасли конкурентной среды, пере хода учреждений образования на рыночные методы хозяйствования, создание условий мотивации деятельности профессорско-преподавательского состава для достижения высоких конечныхрезультатов труда.



Список  литературы

1.           Закон Республики Татарстан от 22 апреля 2011 г. N 13-ЗРТ "Об утверждении Программы социально- экономического развития Республики Татарстан на 2011 -2015 годы" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.garant.ru (дата обращения 01.10.14).

2.           Итоги первого года работы научно-образовательных кластеров РТ подвели в Кабмине республики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://kpfu.ru (дата обращения 01.10.14).

3.              Программа «Развитие и размещение производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года». Утверждена постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.10.2008 №763[Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:  http://aidrt.ru (дата обращения 01.10.14).

4.           Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://tatstat.gks.ru/ (дата обращения 07.07.14).