Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РОЛЬ СИСТЕМЫ ИНФРАСТРУКТУРНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ КОНКУРЕНТНЫХ МЕХАНИЗМОВ РЫНКА

Авторы:
Город:
Ростов-на-Дону
ВУЗ:
Дата:
09 января 2016г.

Аннотация: В статье происходит  обоснование необходимости формирования организационно- экономического механизма предоставления инфраструктурных услуг, что возможно реализовать посредством




создания системы инфраструктурного предпринимательства.

Ключевые слова: Предпринимательство, инфраструктурные услуги, конкуренция, монополизация рынка, инфраструктурные сервисы, инновационность, инновации

Summary: In article there is a justification of need of formation of an organizational and economic procedure for granting of infrastructure services that it is possible to realize by means of creation of system of infrastructure business.

Keywords: Business, infrastructure services, competition, monopolization of the market, infrastructure services, innovation, innovations

    Развитие инфраструктурного предпринимательства не может осуществляться в отрыве от мер обеспечения открытой и равной конкуренции [1], [2]. Для этого необходимо проводить постоянный анализ рыночной среды, в которой осуществляется инфраструктурная деятельность, и ценовые характеристики выступают ведущими в данном анализе. На рынке инфраструктурных услуг представлены все основные состояния конкурентных отношений и ценовых противостояний на рыке. Конкуренция служит мощным двигателем рыночной экономики, обуславливая развитие адаптивных возможностей хозяйствующих субъектов, которые при возникновении новых потребностей должны перестраиваться в техническом, технологическом, организационном, сбытовом и других аспектах. Для поддержания и развития конкуренции на рынках инфраструктурных сервисов необходимо проводить постоянный анализ различных видов конкурентных отношений, многообразия форм конкуренции.

   В рамках функционирования системы инфраструктурного предпринимательства должны быть выработаны меры, позволяющие пресекать действия, связанные с недобросовестными действиями на рынке, которые:

-    искажают восприятие каких-либо параметров или свойств как предлагаемых услуг, так и деятельности организаций, их предлагающих, что может ввести в заблуждение потребителей;

-    распространяют недостоверные сведения о состоянии рынка, ведении бизнеса других предприятий и организаций.

    Реализация подобных мер организацией самих предпринимателей дополнит уже существующие способы поддержки конкурентных механизмов рынка, которые начали развиваться в отечественной экономике с началом рыночных реформ, когда был принят Закон РСФСР от 22 марта 1991 года № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» [3]. В данном законе были определены направления контроля за созданием и реорганизацией коммерческих и некоммерческих организаций, за соблюдением антимонопольного законодательства в  ходе слияний и поглощений. Основная направленность закона - воздействие на организационно-правовые структуры, способные повлиять на конкурентное состояние рынка. Однако, произвести оценку такого влияния в инфраструктурной сфере без анализа состояния и тенденций рынка инфраструктурных услуг невозможно. Поэтому данная работа опирается на все более развитый инструментарий анализа, который достаточно полно представлен в утвержденном «Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке» [4]. Для инфраструктурной сферы значение данного порядка и проводимой антимонопольной работы значительно шире, чем только исполнение функций противодействия монополизации рынка, так как непосредственно связано со становлением системы инфраструктурного предпринимательства. Так, для проведения антимонопольной работы необходимо установление следующих характеристик рынка, отражающих состав и структуру предпринимательства в инфраструктурной сфере: территориальных границ системы обслуживания; оценка потенциальных объемов спроса и предложения; определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на рынке инфраструктурных сервисов, определение уровня концентрации рынка; определение барьеров входа на рынок и оценка состояния конкурентной среды.

   Для целей развития предпринимательства временной интервал изучения данных параметров рынка инфраструктурных сервисов преимущественно характеризуется среднесрочными и долгосрочными интервалами, однако, при возникновении проблемных ситуаций возможно проведение краткосрочного исследования.

   Следует отметить, что уже в действующей методике оценки конкурентных механизмов рынка отражаются ряд достаточно детальных характеристики рыночной деятельности, присутствующих и в сфере инфраструктурного обслуживания, - таких как: сезонность обслуживания; изменение графика предоставления инфраструктурных сервисов; колебание спроса; вариативность тарифов и сроков предоставления инфраструктурных сервисов; возможность предложения взаимозаменяемых сервисов или способов обслуживания. Данные сведения о рынке инфраструктурных услуг безусловно должны быть расширены на основе адаптации инструментов изучения рынка применительно к специфике инфраструктурной сферы, а также для обеспечения инновационной ориентации инфраструктурной сферы. То есть, необходима выработка оценок эффективности работы рыночных механизмов инфраструктурной сферы не только с точки зрения качества и совершенства их работы, но и с позиции новизны, экологичности, безопасности предлагаемых сервисов. Это особенно важно при разработке мер поддержки применения инновационных и энергоэффективных технологий обслуживания. При этом, необходимо отметить, что для инфраструктурной сферы важно, что существующие параметры инновационности и эффективности обслуживания должны рассматриваться с учетом социальной значимости инфраструктурных услуг. То есть, цены и способы предоставления инфраструктурных услуг должны обеспечивать их доступность бизнесу и населения - это один из ключевых факторов социально-экономического развития страны.

   Поэтому для широкого спектра инфраструктурных услуг необходимо не просто о выделении формальных и технических признаков инновационности и социально-экономической эффективности, а формирование организационно-экономического механизма их предоставления, что и реализуется посредством создания системы инфраструктурного предпринимательства. Причем, несмотря на то, что традиционно внимание предпринимательских структур акцентируется на финансовых оценках производства и реализации товаров и услуг и редко на социальных [5], инфраструктурные услуги в системе предпринимательства данной сферы необходимо рассматривать в единстве их ключевых характеристик:

-      функционально-технических: цель потребления, эксплуатационные показатели и потребительские свойства, ограничения по транспортировке, условия обслуживания (включая надежность), особенности профессионального использования (производственного потребления);

-   качественных: удобство распространения и сбыта, инновационность и энергоэффективность;

-     рыночных: ценовые параметры, условия и способ реализации услуг, зависимость от импортных поставщиков оборудования и технических решений;

-    социальных: значимость предоставления данных услуг для общества и индивида, требуемые нормы потребления для полноценного развития личности и общества.

   Пока подобные сведения об инфраструктурных сервисах разрознены и в большей степени представлены в нормативной документации, экспертных оценках и заключениях специалистов отдельных отраслей инфраструктуры. Однако, получение подобных сведений важно как для предпринимателей, так и для потребителей инфраструктурных сервисов, что делает важным активизацию рыночных исследований, которые практически не реализуются при изучении рынка инфраструктурных сервисов.

 

Список литературы

1.      Акопова Е.С. Рыночные и нерыночные начала в рыночной трансформации народнохозяйственных систем // Общество и экономика. - 2001. - С. 47-54.

2.      Кретов С.И. Предпринимательство: сущность, директивы и перспективы. - М: Знание, 2007 г. - 112 с.

3.      О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках - Закон РСФСР от 22 марта 1991 года № 948-1// Ведомости СНД и ВС РСФСР, 18.04.1991, N 16, ст. 499.

4.      Об утверждении «Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке»  -  Приказ  ФАС  России  от  25.04.2006  №108  //  [Официальный  сайт  Правительства  РФ] http://www.fas.gov.ru/legislative-acts/legislative-acts_50604.html

5.      Старчер Дж., Палацци М. Корпоративная социальная ответственность и успех в бизнесе. Пер. с англ. – М.:«Права человека», 1997. – 59 с.

6.      Пожидаева С.В. Обоснование управленческих решений по взаимодействию малых, средних и крупных предприятий // Журнал «Учет и статистика» , №1 (21) - Ростов-на-Дону, 2011 г.

7.      Кокин А.Н., Грицунова С.В. Особенности интеграции предпринимательских систем в сфере инфраструктурного обеспечения АПК // Журнал «Экономика и предпринимательство», № 3(ч.2). – Москва, 2015.