09 января 2016г.
На основе высокой деловой активности каждое предприятие может обеспечивать и увеличивать доходы и соответственно инвестиции из собственных источников. Именно деловая активность предпринимателей и всего персонала выступает двигателем социального и экономического прогресса в современных экономических условиях. Конкуренция является лишь внешним стимулом высокой деловой активности. Стремление быть лидером бизнеса в отрасли и регионе, опасения проигрыша в конкурентной борьбе и банкротства стимулируют деловую активность как важное условие экономической состоятельности хозяйствующих субъектов.
В современной экономической литературе, как правило, выделяют несколько основных направлений деловой активности. Это активность маркетинга, инновационная, инвестиционная, производственная и коммерческая активность хозяйствующих субъектов по фазам делового цикла. Следует подчеркнуть взаимосвязанность данных направлений деловой активности. Активный маркетинг позволяет выявить изменения в потребностях и рыночном спросе потребителей, определить необходимые продуктовые и технологические инновации, а значит и необходимые инвестиции. Все это воспроизводится через эффективный производственный процесс и активную коммерческую деятельность хозяйствующих субъектов.
Признавая достаточную обоснованность и практическую целесообразность данного подхода, важно оценивать деловую активность по основным ресурсным деловым циклам.
Под деловой активностью понимают созидательные способности хозяйствующих субъектов обеспечивать устойчивую конкурентоспособность и экономическую состоятельность, добиваясь роста объемов производства и сбыта продукции, поддерживая достаточную эффективность использования ресурсов, гибко адаптируясь к изменениям спроса и всей рыночной среды, прогнозируя и предупреждая угрозы спада и кризисных проявлений.
Производственная активность заключается в своевременном обновлении основного капитала, обеспечении полной технологической загрузки оборудования, полной и продуктивной занятости персонала при лидерстве в производительности труда и капитала.
Инновационная активность хозяйствующих субъектов заключается в неуклонном внедрении продуктовых, технологических, организационных и других инноваций.
Инвестиционная активность хозяйствующих субъектов состоит в поиске и привлечении необходимых инвестиционных ресурсов на реализацию производственных, инновационных и коммерческих проектов. Полная мобилизация внутренних источников инвестиций, привлекательность инвестиционных проектов для внешних инвесторов создают основу для устойчивого лидерства в перспективе.
Коммерческая активность хозяйствующих субъектов заключается в проведении активной маркетинговой стратегии, в формировании гибких сбытовых структур, в грамотной ценовой политике, в умелой практике конкурентной борьбы, в создании сервисных систем по обслуживанию потребителей, по изучению и формированию их потребностей.
В современных условиях важнейшим фактором увеличения доходов, а также внутренних и внешних инвестиционных источников предприятий является повышение их инновационной активности. Широкое применение хозяйствующими субъектами продуктовых, технологических и личностных инноваций способствует качественному обновлению материально-технической базы предприятий, производству ими большего объема пользующейся рыночным спросом продукции лучшего качества с меньшими затратами.
Представляющие совокупность инновационных проектов и мероприятий, согласованных по срокам их реализации, исполнителям, инновационные программы должны обеспечивать более эффективное накопление воспроизводимого национального богатства.
Непосредственными направлениями и приоритетами инновационной деятельности являются диверсификация производства, внедрение импортозамещающей продукции, обеспечение полного удовлетворения отечественного спроса.
Известен накопленный в нашей стране объем научно-технических достижений, таких как фундаментальные, прикладные и образовательные. Однако на весьма низком уровне находится отечественная инфраструктура распространения и использования научно-технических инноваций. Низкий уровень развития инновационной инфраструктуры обусловлен низким уровнем востребованности достижений научно- технического прогресса. Недостаточная мотивация использования нововведений в конкурентной борьбе хозяйствующих субъектов определена, прежде всего, неблагоприятными макро-, мезо- и микроэкономическими факторами [9].
В период депрессии и последовавшего за ним этапа наметившегося оживления экономики традиционное внедрение отдельных научно-технических достижений должно уступить приоритету комплексных научно- производственных нововведений, обеспечивающих в первую очередь использование технологий двойного назначения (оборонного и гражданского).
Совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов позволит объединить усилия частных инвесторов и государства по увеличению притока инвестиций в промышленность. Это направление неразрывно взаимосвязано с развитием системы комплексной поддержки повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции.
В целях координации взаимодействия, поддержки и активизации инновационной деятельности хозяйствующих субъектов необходимо создание региональных инновационных центров. Такие центры должны быть созданы, прежде всего, на базе академической и вузовской науки [2].
Для укрепления инвестиционного потенциала хозяйствующих субъектов следует повысить их инвестиционную привлекательность для всех инвесторов с учетом сложившихся внешних и внутренних условий.
Высокая прибыльность (рентабельность) является главным критерием инвестиционной привлекательности хозяйствующих субъектов, поскольку из получаемой прибыли предприятие возвращает заемные денежные средства.
Наряду с высокой рентабельностью критериями инвестиционной привлекательности хозяйствующих субъектов являются: привлекательность и доля рынка, занимаемого предприятием; состояние и технологический уровень производственного потенциала предприятия; уровни концентрации и специализации; уровень квалификации персонала предприятия; уровень сотрудничества с партнерами и противостояния с конкурентами; размер материальных и нематериальных активов хозяйствующих субъектов; степень интеграции в информационно-экономическое пространство; устойчивость финансового положения предприятия (платежеспособность, источники финансирования, степень зависимости от кредитных ресурсов); оценки стратегии рыночного поведения и деловая этика менеджмента [7].
Для оценки инвестиционной привлекательности хозяйствующих субъектов инвесторы должны учитывать такие факторы, как:
1) платежеспособность предприятия (степень обеспеченности запасов и затрат источниками их формирования);
2) кредитоспособность (восприимчивость хозяйствующих субъектов к кредитам, способность полностью рассчитаться по своим обязательствам в срок);
3) финансовую независимость хозяйствующих субъектов;
4) структуру задолженности.
Итак, существует необходимость усиления государственной поддержки инвестиционной деятельности предприятий и увеличения инвестиций за счет их внутренних источников. Эта поддержка характеризуется активизацией взаимодействия государства и хозяйствующих субъектов во внешней и внутренней среде.
Список литературы
1. Бочаров В. В. Инвестиции: Учебник /В. В. Бочаров. – СПб.: Питер, 2009. – 384 с.
2. Деева, А.И. Инвестиции: учебное пособие / А.И. Деева. – М.: Изд-во «Экзамен», 2009. – 436 с.
3. Ивашковский С.Н. Экономика: микро и макроанализ: учеб.-практ. пособие / С.Н. Ивашковский. – М.: Дело, 2009. – 360 с.
4. Инвестиции: учебное пособие / Под ред. В.В. Ковалева.- М.: Проспект, 2008. – 360 с.
5. Инвестиции: Учеб. пособие /Под ред. М.В. Чиненова. – М.: КноРус, 2011. – 368 с.
6. Меркулов, Я.С. Инвестиции: учебное пособие /Я.С. Меркулов.- М.: ИНФРА-М, 2010. – 420 с.
7. Нечаев А.С., Антипин Д.А. Некоторые аспекты финансирования инновационной деятельности предприятий в Российской Федерации Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. № 3. С. 1.
8. Нешитой, А. С. Инвестиции: Учебник/А.С. Нешитой. – 6-е изд., перераб. и испр. – М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К0», 2010. – 372 с.
9. Хазанович Э. С. Инвестиции: Учеб. пособие / Э. С. Хазанович. – М.: КноРус, 2011. – 320 с.
10. Янковский К. П. Инвестиции: Учебник / К. П. Янковский. – СПб.: Питер, 2012. – 368 с.