09 января 2016г.
Как отметил Г. Мариани в [2], основная функция промышленного предприятия заключается в рентабельном производстве продукции в соответствии с требованиями, предъявляемыми потребителем к качеству.
При анализе функционирования системы менеджмента качества (далее – СМК) руководители предприятий делают акцент на достижение трех целей:
– повышение качества продукции и процессов;
– снижение затрат на качество;
– сокращение длительности производственно-технологического цикла.
Для анализа функционирования СМК используют два понятия: результативность и эффективность. Обеспечение и постоянное повышение результативности СМК являются прямыми требованиями стандарта ISO 9001, изложенными в пп. 4.1, 5.1, 5.6.1, 5.3, 5.6.3, 6.1, 8.1, 8.4, 8.5.1. Обеспечение и постоянное повышение эффективности СМК прямыми требованиями не являются, но в разделе «Общие положения» говорится об эффективном применении СМК. Поэтому в дальнейшем говорится о повышении результативности и эффективности СМК.
Повышение результативности и эффективности СМК достигается путем решения проблем, связанных с качеством продукции и процессов. На практике, как правило, повышение результативности и эффективности СМК осуществляется отдельными разрозненными мероприятиями без учета принципа системного подхода. Системный подход применительно к повышению результативности и эффективности СМК подразумевает постоянное, взаимосвязанное и планомерное осуществление деятельности по повышению результативности и эффективности СМК на всех уровнях управления предприятием и на всех стадиях жизненного цикла продукции. Для такой деятельности специалистами в области качества разрабатываются и внедряются многочисленные инструменты менеджмента качества.
В.А. Качалов в [1], используя термин «постоянное улучшение», под повышением результативности СМК понимает повторяющуюся деятельность по повышению способности СМК достигать новые, более высокие цели, вырабатываемые в ходе деятельности. Механизмы повышения результативности СМК В.А. Качалов выделил из требований стандарта ISO 9001: политика и цели в области качества; результаты аудитов; анализ данных; корректирующие и предупреждающие действия; анализ со стороны руководства.
В отношении эффективности СМК необходимо использовать экономические показатели, что подводит предприятие к необходимости оценки затрат на качество. Повышение качества продукции и процессов повышает производительность и снижает многие статьи затрат, связанные с устранением дефектов и брака, анализом рекламаций и т.д. Эффективность деятельности предприятия в целом обычно оценивается рентабельностью. А управление эффективностью СМК является частью системы управления затратами на предприятии.
В отношении повышения эффективности СМК стандарты ГОСТ Р 52380.1-2005 и ГОСТ Р 52380.2-2005 предлагают две модели:
– модель затрат на процесс;
– модель предупреждения, оценки и отказов.
В модели затрат на процесс выделяют затраты на соответствие и затраты вследствие несоответствия. Модель затрат на процесс строится на основе идентификации всех ключевых работ с использованием базовой модели процесса.
Модель предупреждения, оценки и отказов выделяет четыре группы затрат: предупреждающие затраты; оценочные затраты; издержки вследствие внутренних отказов; издержки вследствие внешних отказов.
И та, и другая модель в своей основе содержит не только сбор, оценку и анализ затрат на качество, но и выработку мероприятий по повышению эффективности. Поэтому данные модели рассмотрим как составную часть модели повышения результативности и эффективности СМК.
Учитывая принцип системного подхода, использование инструментов менеджмента качества и вышеизложенные предложения специалистов в области качества, предложим модель повышения результативности и эффективности СМК. Для построения модели повышения результативности и эффективности СМК используем основные положения системного управления, изложенные А. Фейгенбаумом.
Как и в модели СМК, основанной на процессном подходе, применяемой стандартами ISO серии 9000, в основу модели повышения результативности и эффективности СМК заложим требования и удовлетворенность заинтересованных сторон, в т.ч. количественные показатели деятельности предприятия и их достижение. Эти блоки разместим на входе и выходе модели.
Т.к. повышение результативности и эффективности СМК должно быть постоянным (аналогично блоку постоянного улучшения в модели СМК стандартов ISO серии 9000), его блок расположим в верхней части модели, на нем замкнем цикл, который составим из блоков организационного и технического обеспечения повышения результативности и эффективности СМК, функционирования СМК, оценки ее результативности и эффективности, инструментов менеджмента качества и ожидаемых результатов.
Предложенная модель повышения результативности и эффективности СМК представлена на Рисунке 1.
Рис.1. Модель повышения результативности и эффективности СМК с применением инструментов менеджмента качества
Для наилучшего восприятия модель повышения результативности и эффективности СМК построена по аналогии с моделью СМК, основанной на процессном подходе, представленной в стандартах ISO серии 9000. В модель включено восемь блоков, которые охватывают все основные направления деятельности по повышению результативности и эффективности СМК с использованием инструментов менеджмента качества. Модель показывает, что все заинтересованные стороны, в т.ч. само предприятие, играют существенную роль в обеспечении и постоянном повышении результативности и эффективности СМК. Требования заинтересованных сторон, включая количественные показатели деятельности предприятия, представлены в качестве входа. На выходе представлен ожидаемый результат: повышение качества продукции и процессов и, как следствие, снижение затрат на качество и сокращение длительности производственно-технологического цикла. От того, насколько достигнут ожидаемый результат, зависит удовлетворенность всех заинтересованных сторон. Информация об удовлетворенности по обратной связи поступает для дальнейшего анализа и принятия решения. Деятельность по повышению результативности и эффективности СМК сконцентрирована в четырех блоках, которые заключены в непрерывный цикл постоянного повышения результативности и эффективности СМК.
В каждом из блоков предложенной модели применимы рассмотренные выше принципы, излагаемые специалистами в области качества, что позволяет решать задачу повышения результативности и эффективности СМК на системном уровне.
Список литературы
1.
Качалов В.А. Что такое
«постоянное повышение результативности
СМК»? // Методы
менеджмента качества. – 2006. - №10.
2.
Мариани Г. Вопросы экономической эффективности по качеству и надежности // Системы управления качеством продукции. Материалы XV конференции ЕОКК. Сессия III. - 1972.