09 января 2016г.
Целью организационного проектирования является формирование новых организационных структур или развитие уже существующих, а также придание процессу создания новых систем или развитию действующих, целенаправленности, научной обоснованности.
Задачами организационного проектирования является:
-выявление условий, влияющих на деятельность организации и методов их изучения;
-определение качественного и количественного состава элементов структур управления, формирование их взаимосвязи;
-определение структуры управления организацией и определение условий в которых каждая их них будет более эффективна;
-изучение принципов и методов проектирования структур управления и особенностей их применения;
-определение методики расчета необходимой численности персонала;
-разработка мероприятий по внедрению спроектированных мероприятий в организацию;
-разработка методов и форм контроля, а также специфики их использования.
В данной статье рассмотрены вопросы организации и ведения проектов в сфере консультирования субъектов сельских территорий.
Сельское консультирование во многих странах отличается от широко распространенного коммерческого, управленческого консультирования.
Поэтому, рассматривая вопросы организации работ по консультационным проектам, надо вести речь не столько о маркетинге консультационных проектов, сколько о правильном выборе цели проекта, об обеспечении взаимопонимания консультанта и клиента по поводу решаемой проблемы.
Важным моментом при выполнении консультационного проекта сельскими консультантами является более значимая, чем в управленческом консультировании, ориентация на возможности клиента – как на материальные так и на квалификационные. Зачастую в сельском консультировании проект состоит не столько в поиске решений сложных проблем, сколько в приспособлении типового или иного хорошо известного варианта решения проблемы к уровню восприятия действующих лиц сельскохозяйственной организации–клиента, иным возможностям организации. В сельском хозяйстве очень важно сопровождение клиента до полного завершения работ и перехода к стабильным действиям всех действующих лиц в консультируемой организации.
«Консультационные проекты –это плоды коллективных усилий, как консультантов, так и их клиентов»[2]. В целом действия консультантов, связанные с консультационным проектированием, можно разбить на несколько этапов. К.Макхем, например, выделяет три этапа: подготовка, исполнение, завершение. Однако такая разбивка не позволяет акцентировать внимание на очень важном- оценке ситуации, изучении проблемы, стоящей перед клиентом и, соответственно перед консультантом.
На федеральном уровне комплексными группами экспертов разрабатываются базовые стратегические планы по приоритетным программам деятельности:
-сельскохозяйственное производство;
-развитие экономики сельской местности;
-развитие фермерской семьи;
-молодежные программы;
-природные ресурсы и управление окружающей средой и другие[3].
Основой успешного консультационного проекта является наличие взаимопонимания между консультантом по поводу:
1. Содержания работы.
2. Того, как должны выполняться все работы.
3. Того, что получит клиент.
4. Стоимости работ[1].
Основные этапы консультационного проекта 1-этап: Подготовка проекта
1. Знакомится с клиентом и проблемой.
2. Предворительно диагностирует проблему.
3. Делает предложение клиенту и заключает договор на консультирование.
4. Систематизирует и регистрирует проблему. 2-этап: Диагноз проблемы
1. Собирает и анализирует данные.
2. Обрабатывает систематизирует данные.
3. Уточняет проблему, цели и методологию выполнения проекта. 3-этап: Планирование и исполнение проекта
1. Планирует работы по проекту.
2. Осуществляет поиск идей.
3. Оценивает альтернативы.
4. Разрабатывает и предъявляет клиенту предложения.
5. Составляет отчет.
4-этап: Реализация результатов проекта
Планирование проекта, имеющего долгосрочный успех:
1. Изложить результаты и мероприятия, которые будут успешными после того, как прекратится помощь извне.
2. Сформулировать подходящие вопросы, относящиеся к каждому из факторов долгосрочного успеха (вопросы и ответы будут разными на каждой стадии).
3. Проверить цель проекта, конечные результаты, мероприятия и предложения в свете этих вопросов.
4. На основе ответов:
а) еще раз подумать: или добавить результаты, мероприятия, предложения или предварительные условия; б) организовать проведение дополнительных исследований;
в) сформулировать рекомендации для выполнения.
Таблица 1 Построение консультационного проектирования на примере крестьянского фермерского хозяйства «Аэлита»
Иерархия целей
|
Способы
|
Предложения
|
Конечные результаты
продолжающие после проекта
|
Приобретение информации и
специальных знаний
|
Использование знаний
приобретенных в компьютерной сети и ИКС после проекта. Дополнительное предложение
|
Мероприятия, продолжающиеся
после проекта
|
Обращение к услугам ИКС и
компьютерной сети
|
И после проекта остается
возможность обратиться к услугам ИКС и компьютерной сети. Дополнительное предложение
|
|
Рациональная организация
рабочего времени
|
Складывается рациональное
использование рабочей силы. Дополнительное предложение
|
В завершение работ по проекту предлагается осуществить:
-подготовку персонала клиента;
-установление новых стандартов и процедур (обеспечение клиента соответствующими руководителями);
-запуск необходимых систем и учета результатов работ.
Зачастую уместно организовать постоянную помощь после завершения проекта, например, в форме послепродажного обслуживания. Эти действия, связанные с реализацией обратной связи в консультировании. Кроме очевидной выгоды для клиента, они дают консультанту в дальнейшем «право на выход» к клиенту, что может создать новые возможности для расширения сотрудничества с ним.
Окончание консультационного проекта также важно, как и его начало. Консультационная служба должна быть уверена, что получила в результате выполнения проекта не только коммерческий или общественно значимый эффект, но и другую выгоду. Консультант должен помнить,что определенную часть этой выгоды составляет полученный в ходе работы над проектом опыт коллективной работы.
По завершению проекта составляется заключительный отчет, краткий отчет предоставляется всем
заинтересованным лицам с четкими предложениями по совершенствованию процесса выполнения задания.
Список литературы
1. Козлов, В.В. Консультационная деятельность на сельских территориях : методическое пособие / В.В. Козлов .- М.:Изд-во РГАУ-МСХА имени К.А.Тимирязева, 2009.
2. Макхем, К.Управленческий консалтинг/Пер. с англ.- М.:Изд-во «Дело и сервис»,1999.
3. Организация консультационной службы в АПК: Учебное пособие /под ред.В.М.Кошелева.- М.: Изд-во МСХА,2004.