Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ И ПРОБЛЕМА МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Авторы:
Город:
Петрозаводск
ВУЗ:
Дата:
24 декабря 2015г.

   Впечатляющие экономические успехи российской экономики с 2002 по 2012 гг. были обусловлены несколькими факторами. Во-первых, это высокий уровень цен на углеводороды (нефть, газ). На долю нефти и природного газа прихо дится почти 70 % объема экспорта и приблизительно половина до хо дов бюджета. В свою очередь высокие цены на нефть обусловили рост внутреннего спроса. Во-вторых, это реализация модели догоняющей экономики, когда последние достижения в области НТП наиболее передовых в экономическом отношении стран мира активно импортировались в РФ (прежде всего, это касается финансового  сектора экономики, корпоративного управления, логистического бизнеса, нефте- и газодобычи, сферы торговли, общественного питания, автомобилестроения, строительной индустрии). В-третьих, относительная стабилизация политической жизни страны и благоприятный внешнеполитический фон также способствовали нормализации экономической ситуации в стране. В-четвертых, был предпринят ряд важных шагов в области государственной экономической политики, связанный с деятельностью Центрального Банка РФ и Правительства РФ, а именно: стабилизация курса национальной валюты, достижение относительно невысоких по сравнению с 90-ми годами ХХ века темпов инфляции, создание стабилизационного фонда и фонда национального благосостояния, дальнейшая интеграция с зарубежными партнерами в рамках Таможенного Союза и ВТО. Кроме того, произошло улучшение налоговой и договорной дисциплины (в 2013 г. РФ поднялась сразу на восемь позиций в рейтинге Всемирного банка « Ведение бизнеса» по сравнению с 2012 г. и заняла 112-е место), для содействия инновационному   развитию   и  снижению   нефтегазовой   зависимости  был  создан   инновационный   центр «Сколково», началась трансформация Москвы в международный финансовый центр, в рамках мероприятий по деоффшоризации     российской     экономики   правительство  рассматривает   возможность    создания зон   со специальным налоговым режимом на российской территории, особенно на Дальнем Востоке.

     Однако финансово-экономический кризис, разразившийся в 2007– 2008 гг., а также режим  изоляции России в условиях экономических санкций со стороны США и ряда других стран Запада из-за ситуации вокруг Крыма и Новороссии, показали, что все эти факторы  имели лишь тактическое, а не стратегическое значение. Проблема преобладания тактической составляющей над стратегической в государственной экономической политике проистекает из той модели формирования благоприятного инвестиционного климата, которую избрало экономическое руководство страны в последние десятилетия. Эта модель базируется на ряде следующих предпосылок.

1)            Инвестиции являются одним из важнейших элементов, на котором базируются экономика и благосостояние государства, развитие производства, предпринимательства и бизнеса. Для  привлечения инвестиций необ ходимо формировать благоприятный инвестиционный климат. При этом инвестиционный климат рассматривается как особая подсистема в институциональной системе экономики, призванная создать предпосылки для развития общественно-экономических отношений и научно-технического обновления производительных сил общества через активную инвестиционную деятельность.

2)          Для модернизации российской экономики необхо димо привлечение, прежде всего, иностранных инвестиций. Таким образом, благоприятный инвестиционный климат должен формироваться для внешних (зарубежны х) инвесторов, а не внутренних (отечественных).

3)          Благоприятный инвестиционный климат для зарубежных партнеров – это открытость экономики, завоевание доверия на мировом рынке, активное участие в международном финансовом обмене, жесткая интегрированность национальной экономики в процесс глобального разделения труда, институциональное реформирование, направленное на защиту интересов иностранных инвесторов.

     С экономической точки зрения  данная модель казалась работоспособной. Но современная экономика представляет собой открытую систему, тесно взаимодействующую с другими сферами жизни человеческого общества – политикой, культурой, религией, демографией. Между этими сферами и экономикой существуют прямые и обратные связи, силы которых подчас не представляется точно оценить. Накладываясь друг на друга, данные связи могут приводить к синергическому эффекту, что еще больше осложняет их анализ. События 2014 г. это наглядно подтвердили. Глобальные экономические интересы США , реализованные во внешней политике этого государства, привели к тому, что существовавшая до последнего времени российская модель формир ования благоприятного  инвестиционного  климата  оказалась  в  долгосрочной  перспективе  нежизнеспособной.  Это произошло из-за того, что крупнейшими иностранными инвесторами в российскую экономику были и остаются до последнего времени США (в 2012 г. – 22,7 % от общего количества проектов с участием ПИИ, реализованных на территории России), а также их политические сателлиты – Германия (21,9 %), Франция и Япония. Таким образом, если  инвестиции, связанные со спекулятивным капиталом, прихо дили в Россию преимущественн о из традиционных оффшорных государств (страны Бенилюкс, Швейцария, Кипр и т. п.), то зарубежные инвестиции в реальный сектор экономики и инфраструктурные отрасли зависели в основном от тех стран, которые поддержали экономические санкции против России. Еще одним ударом для экономики России можно считать ограничение доступа к зарубежным кредитным ресурсам, также контролируемым этими странами. В этих условиях становится очевидным, что рассмотренная выше модель формирования благоприятного инвестиционного климата является лишь частным случаем более масштабной модели.

    Основой для новой стратегически ориентированной модели формирования благоприятного инвестиционного климата, реализация которой на практике позволит провести расширенную модернизацию российской экономики, должны стать следующие отправные точки. 1) В соответствии с со сложившейся моделью примерно 42 % инвестиций в основной капитал финансируется за счет собственных средств предприятий, а весь объем привлеченных для инвестиций средств образуется из государственных ресурсов (средства бюджета и внебюджетных фондов), средств вышестоящих организаций и кредитных ресурсов. Как видно, доля иностранных инвестиций в реальный сектор экономики страны относительно невелика, а значит и при проведении государственной экономической политики необ хо димо ориентироваться в первую очередь на формирование благоприятного инвестиционного климата для стратегических инвесторов, т. е. экономических субъектов, которые ориентированы на создание производительной экономики на территории РФ. Важнейшими элементами этого процесса должны стать: существенное снижение кредитных ставок для экономических субъектов, осуществляющих долгосрочные инвестиции в реальный сектор экономики страны; реальная, а не показная борьба с оттоком капитала из РФ, а также с оффшорным бизнесом; создание равных стартовых условий для ведения рентабельного бизнеса, как в финансовой сфере, так и в реальном секторе экономики; дальнейшее развитие государственно-частного  партнерства в стратегически важных отраслях народного хозяйс тва (фармацевтика, ИТ-индустрия, ВПК и т. п.). 2) Ключевые макроэкономические индикаторы (курс рубля, уровни инфляции и безработицы, торговый баланс, золотовалютные резервы и т. п.) должны рассматриваться как производные (следствие) от экономического роста, вызванного инвестициями в реальный сектор экономики, а не как предпосылка для формирования благоприятного инвестиционного климата. При анализе инвестиционного климата и его составляющих нужно ориентироваться на ключевой для любого инвестора показатель – прибыль в долгосрочном временном интервале, а не на гипотетические институциональные составляющие. Необходимо создавать и изменять нормативно-правовую базу (формальные институты) таким образом, чтобы прибыль, получаемая инвесторами на территории Российской Федерации всегда была преимущественно выше аналогичного показателя на территории других стран. Такой подхо д сразу же отодвигает на второй план проблему рейтингов: для любого предпринимателя прибыль важнее любых рейтинговых оценок. 3) Для инвесторов, чья деятельность в долгосрочной перспективе может подорвать экономический, финансовый, политический, демографический и культурный потенциал Российской Федерации, должны создаваться дополнительные искусственные ограничения. Это означает, что инвестиционный климат формируется по отношению к различным экономическим субъектам с разным уровнем благоприятствования в зависимости от той роли, которую они могут сыграть в Российской Федерации.

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 1 3-32-01269

 

Список  литературы

1.           Березинская О. Инвестиционный процесс в российской экономике: потенциал и направления активуизации/ О. Березинская, А. Ведев // Вопросы экономики. – 2014. – № 4. – С. 4 – 16.

2.           Ивантер А. Консенсус не достигнут / А. Ивантер, А.  Механик, М. Рогожников, В. Фадеев // Эксперт. – 2013. – № 25. – С. 15– 25.

3.           Инвестиционный менеджмент: Учебное пособие /  кол. авторов; под ред. В. В. Мищенко. – М.: КНОРУС, 2008. – 400 с.

4.           Левкин Н. В. Институциональные аспекты формирования благоприятного инвестиционного климата в странах с экономикой транзитивного типа / Н. В. Левкин, Д. С. Терещенко. – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2014. – 124 с.