Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Авторы:
Город:
Краснодар
ВУЗ:
Дата:
24 декабря 2015г.

    Современные региональные экономические системы имеют сложную структуру, в которой органично сочетаются такие элементы, как экономическая, технологическая, правовая, социально-культурная составляющая. Однако общее экономическое пространство предполагает формирование и использование единых норм и стандартов организации и  управления региональными экономическими процессами для всех указанных составляющих.

    Экономическая составляющая регионального хозяйства во многом обусловлена дифференциацией и специализаций данного региона, которые сложились исторически в результате географических, природных и климатических факторов. Технологическая составляющая представляет совокупность применяемых в регионе процессов производства, которые, в свою очередь, зависят от уровня экономического развития. Правовая составляющая регионального хозяйс тва складывается по мере установления общих правил предпринимательского права, обычаев делового оборота в регионе и норм хозяйс твенного поведения. Социально - культурная составляющая региона формируется значительно медленнее, так как предусматривает социальное взаимодействие в пространстве и формирование на основе такого взаимодействия устойчивой социальной общности людей.

    Каждая из представленных выше подсистем региональной экономики специфична, имеет  свою собственную логику развития, свои собственные подсистемы, но функционируют они как элементы целостного организма. Взаимодействие технологической, экономической, правовой, социально -культурной подсистем равноправно, оно не сводится только к экономической детерминанте. Причем разбалансированнос ть в функционировании какой-нибудь одной составляющей, как правило, влияет на регион в целом.

    В любом случае обязательной инфраструктурной компонентой функционирования региональных подсистем выступает единое информационное пространство. И региональные влас ти, и региональные субъекты хо зяйствования, и приходящие в регион внешние представители бизнес-сообщества должны работать в среде постоянной информационной обеспеченности. У всех заинтересованных лиц имеются краткосрочные и долгосрочные задачи  функционирования,  решать  которые  невозможно без знания  реальной  картины происходящих  в  регионе  процессов.  Информационные  потребности  региона  в  общей  и  специфической информации призваны обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие этого региона.

    Российские субъекты региональных экономических систем имеют доступ к информационным ресурсам региона, однако качество получаемой деловой информации оставляет желать лучшего. Необ хо димо констатировать, что современный региональный рынок деловой информации, являясь втори чным по отношению к самому бизнесу, слаб. Пока только начинают формироваться контент-проекты, ориентированные на региональный бизнес. Но в основном они или являются рекламными площадками, или политически ангажированными проектами.

    Официальные информационные ресурсы регионального уровня формируются региональными комитетами государственной статистики на основе средств электронной обработки данных с последующей загрузкой в региональные базы данных по основным направлениям статистики. Однако эти направления интересны, скорее, для макроэкономических обобщений. Они не дают необ ходимого региональным пользователям массива информационныхресурсов.

    Основная форма распространения статистической информации в России – публикация статистических сборников и пресс-выпусков для средств массовой информации. Для распространения содержащихся в базах данных статистических публикаций в электронном виде Госкомстат России отрабатывает три направления: на основе собственных телекоммуникационных средств, через сеть Интернет, на CD -ROM. Информация, предоставляемая Госкомстатом России, является основой для формирования значительной части информационныхресурсов органов государственной и муниципальной власти.

    Неотъемлемым индикатором адекватности отражения информации о состоянии и развитии региональных экономических систем России в действующих базах Росстата выступает своевременность формирования и распространения информации. Изучая этот вопрос, нами было проведено исследование сроков актуализации информации регионального органа статистики - Краснодарстата (Табл.1).

Таблица 1 Оценка лага во времени при отражении экономических процессов в региональных статистических изданиях

 

Наименование фонда, содержащего  информацию

Срок актуализации информации

Лаг во времени, мес.

Валовой региональный продукт Краснодарского края

май второго года, следующего за отчетным

17

Трудовые ресурсы и оплата труда в организациях Краснодарского края

июнь года, следующего за отчетным

6

Дохо ды, рас ходы и потребление домашних хозяйств в Краснодарском крае

май года, следующего за отчетным

5

Краснодарский край. Статистический ежегодник

декабрь года, следующего за отчетным

12

Социально-экономическое положение Краснодарского края

июнь года, следующего за отчетным

6

Основные фонды Краснодарского края

август года, следующего за отчетным

8

Промышленность Кубани

сентябрь года, следующего за отчетным

9

Численность населения Краснодарского края

август года, следующего за отчетным

8

 

    Актуальность информации – это степень ее соответствия текущим потребностям. По результатам проведенного анализа видно, что по всему спектру информационных ресурсов, формируемому Краснодарстатом, имеется существенный лаг по времени актуализации информации. Причем если по реальному сектору информация формируется с запаздыванием в 5-12 месяцев, то по финансовому сектору – до двух лет, что явно не обеспечивает потребности столь динамично развивающегося сектора.

    Характерной особенностью информации, отличающей ее  от других объектов природы и общества, является то, что на свойства информации влияют как свойства данных, составляющих ее содержательную часть, так и свойства методов, взаимодействующих с данными в хо де информационного процесса. По окончании процесса свойства информации переносятся на свойства новых данных, то есть свойства методов могут перехо дить на свойства данных.

    Актуальность информации определяется степенью со хранения ценности информации для управления и принятия управленческих решений в момент ее использования и зависит от динамики изменения ее характеристик и от интервала времени, прошедшего с момента возникновения данной информации. По результатам проведенного выше анализа характерис тик информационного обеспечения региональных экономических систем современной России, мы прихо дим к выводу, что ценность ее невысока, т.к. неактуальна на день формирования информационного ресурса. Причиной такого запаздывания итоговой информации является ее обработка и утверждение Росстатом, осуществляющим распределение между регионами сводных результатов функционирования мульти-региональных институциональных е диниц, действие которых распространяется на территорию всей страны.

     Однако организация работы по формированию информационных ресурсов на макро -уровне включает как государственную, так и негосударственную составляющую. Первая может иметь различные модифика ции: необособленная организация предполагает проведение статистической работы в  подразделениях различных органов управления государства; обособленная – создание специальных учреждений, осуществляющих сбор и обработку информации в масштабе всей страны.

    Наряду с государственной системой сбора, анализа и обработки данных должна развиваться, действовать, обобщаться и доводиться до пользователей негосударственная, которая ведется в корпорациях и фирма х, на отдельных предприятиях. Она осуществляет сбор, обработку и анализ информации, необходимой для принятия руководящими органами управленческих решений, планирования экономической деятельности.

    Статистическая система России жестко централизована, функции статистической службы выполняют органы государственной и ведомственной статистики. Система государственной статистики находится в ведении Правительства РФ и подчинена ему, что обеспечивает ее связь с органами государственного управления. Она организована в соответствии с административно-территориальным  делением страны и имеет иерархическую структуру, включающую три уровня – федеральный, территориальный и муниципальный.

    Помимо Росстата, отдельные  виды статистических работ осуществляются другими органами государственного управления – Банком России, Минфином, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной миграционной службой, Министерством иностранных дел Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации и др.

    При такой организации статистической работы в России удовлетворяются только информационные потребности органов государственной власти, однако остальные разрезы информации – предпринимательский, научный и индивидуальный – нуждаются в фундаментальной проработке. Она должна ориентироваться на необхо димость совмещения воедино информации об основных блоках макроуровня с детальной информацией о самых разнообразных аспектах мезо- и микро-уровня – предприятиях, товарных рынках, конкурентной среде, региональной экономической конъюнктуре и т.д.