27 декабря 2015г.
Современные экономические реалии делают вызов хозяйствующим структурам всех типов, связанный с необходимостью повышения качества производимых и реализуемых ими продуктов и услуг, оптимизации денежных потоков и совершенствования технологий хранения и обработки информации. При этом само собой разумеется, что основная ответственность за развитие всех указанных направлений ложится на плечи менеджеров организаций. В то же время объективным является тот факт, что в сфере менеджмента сегодня по - прежнему существует большое количество нерешенных проблем. По мнению И.Н. Дрогобыцкого, главная среди них – это сохраняющийся разрыв между теорией и практикой данной сферы деятельности. Потому что, с одной стороны, в настоящее время накоплен большой объем теоретических разработок в области менеджмента, однако с другой стороны, развитие самих объектов управления, т.е. экономических систем различных типов, характеризуется сегодня наличием многих негативных тенденций [1]. И.Н. Дрогобыцкий, так же как И. А дизес, на которого он преимущественно ссылается в своей работе, видит главную причину данного явления в том, что в подавляющем большинстве экономических систем в настоящее время по-прежнему сохраняется индивидуальный, единоличный характер менеджмента. При нем в руках менеджера -одиночки концентрируется вся власть в области, как принятия, так и реализации управленческих решений.
И. Адизес и И.Н. Дрогобыцкий считают, что данная парадигма была ошибочной всегда, с самого момента возникновения экономической и менеджерской наук. И господство данной ошибочной теории есть главная причина всехпроблем в области менеджмента, которые сопровождают человечество вот уже не одно столетие.
Хотелось бы добавить, что в современных условиях практическая реализация данного подхода приводит к еще большим проблемам и кризисным ситуациям, потому что уровни сложности современных экономических систем в разы превосходят аналогичные параметры таковых в предыдущие эпохи.
К числу характеристик современной экономики, претерпевших наибольшее усложнение по сравнению с предыдущими эпохами, и, таким образом, составляющим ее феноменологию, относятся:
1. Информация. В 20 в. произошел прорыв в области технологий ее передачи, вследствие чего ее объемы, поступающие в каждую отдельно взятую экономическую систему за определенный интервал времени (день, час и т.д.) сегодня в разы выше, чем это было ранее. По этой причине само современное общество, характеризуемое подобной ситуацией, сегодня, как правило, именуется информационным.
2. Знания. Под ними в настоящей работе подразумеваются сама информация, определенные алгоритмы ее обработки и получаемая в результате выверенная и обработанная информация. Т.к. в современной экономике все большую значимость приобретает обработка не вещественных материалов, а информации, ее сегодня часто называют экономикой знаний.
3. Деньги. Это всеобщий с тоимостный эквивалент, без которого не может функционировать ни одна экономика, в т.ч. знаний и информации. Но в ней они приобретают особый характер, потому что со времени Ямайской валютной конференции 1975г. в мире полностью отменено золотое обеспечение денег. Тем самым были сняты все барьеры, связанные с объемами выпуска денег и выбором материалов для их изготовления. В результате сегодня доминирующей формой существования мировой денежной массы становится не артефакты (монеты и банкноты), а виртуальное пр остранство ЭВМ и телекоммуникаций, т.е. информационная экономика все активнее обеспечивает себя такими же «информационными» деньгами.
4. Условия труда. Не только деньги, но и прочие средства производства в условиях формирования и распространения информационной и знаниевой экономики перемещаются из материальной в виртуальную сферу, что приводит к кардинальным переменам в характере и организации труда большинства членов общества. Работу на больших и сложных машинах в тяжелых для организма условиях им заменяет работа с более эргономичными устройствами обработки информации, которую можно переместить в более комфортные для человека условия – например, домой или даже за город.
5. Человеческий персонал. Все перечисленные выше качественные сдвиги в характере произво дства и труда в современном обществе приводят к изменениям в сознании и поведении самих людей, труд которых создает экономическую жизнь общества. Рост информационной обеспеченности и интеллектуализации труда современного человека обуславливают его стремление к взаимодействию на равных со всеми остальными членами общества, в т. ч. менеджерами всех уровней, вместо традиционного осознания себя как «пешки» в их руках.
Таковы ключевые факторы, которые должны учитываться при создании современной парадигмы организационного менеджмента.
Гносеологическими инструментами, которые, по мнению автора настоящего доклада, позволят это сделать, являются:
- концепция системного менеджмента, предполагающая рассмотрения каждого управляемого объекта как обособленной в пространстве и относительно устойчивой во времени части окружающего мира, обладающей одновременно свойствами внешней целостности и внутреннего многообразия [2];
- феноменологическая теория познания, в рамках которой элементы системы рассматриваются как сущностные явления – феномены, в аспекте их диалектики, динамики и самоорганизации [3].
В настоящем докладе в качестве одного из этапов адаптации указанных гносеологических подходов к решению методологических проблем организационного менеджмента предлагается обобщенная модель современной экономической системы. Под ней здесь понимается любая организация людских и материальных ресурсов, обменивающаяся с внешней средой любыми формами вещества и/или энергии для поддержания существования как самой себя в целом, так и каждого своего элемента в отдельности.
В основу данной модели, помимо названных выше теоретических концепций, положен также личный опыт работы автора в организациях различного профиля деятельности.
В первом приближении в любой подобной системе, независимо от сфер ы деятельности, можно выделить семь базовых элементов, каждый из которых обладает собственной феноменологической сущностью, позволяющей разграничивать его с другими:
1) производство продукта – под ним понимается любой материальный или нематериальный феномен, который данная система создает внутри себя и может обменять на феномен, созданный другой системой;
2) реализация продукта – в состав данного элемента можно отнести всю совокупность процессов, которые приводят к обмену произведенных системой феноменов на другие – от начала поиска контрагентов для обмена до момента его свершения;
3) информационные технологии;
4) денежные операции;
5) материально-техническая база
6) персонал
7) аккумуляция знаний.
Модель основывается на предпосылке, что в нее обязательно должны входить элементы, соответствующие
1 выделенным ранее ключевым феноменам современной экономики, к которым добавляются 2 элемента, отвечающие непосредственно за те акты, за счет которых экономическая система существует. Как видно, первые 6 элементов имеют вполне традиционный характер, но к ним предлагается добавить также элемент, отвечающий за аккумуляцию системой знаний для дальнейшего развития – по нашему мнению, это должно быть неотъемлемой частью всех хозяйствующих систем в условиях экономики знаний. В то же время в приведенной модели отсутствует в качестве самостоятельного элемент управления, но с позиции пере хо да от индивидуального менеджмента к коллективному, о котором говорилось в начале, это оправдано, т.к. в новой модели управление должно стать результатом совместной работы всех элементов системы в целом.
С этой же точки зрения видится целесообразным для визуализации данной модели использовать не традиционную древовидную с хему менеджмента, замыкающуюся в одной точке, обозначающей менеджера - индивида, а схему, выражающую равноправие и равноценность всех элементов системы, их взаимное влияние и обогащение знаниями. Предлагается условно называть ее «Круглый стол» (Рисунок 1).
Рис.1.
Схема организационного менеджмента «Круглый стол»
Данная
графическая модель может стать символьной основой для нового
типа организационного менеджмента с большей степенью коллективизации его характера.
Практически он может быть реализован посредством мероприятий двух типов:
- во-первых, сам по себе каждый менеджерский акт должен быть результатов взаимодействия на круглом столе руководителей структурных подразделений организации по описанной выше схеме;
-
во-вторых, в периоды времени между совершением
менеджерских актов руководители
и
сотрудники структурных подразделений должны устраивать друг для друга экскурсы
в особенности своих направлений работы.
Детали организации мероприятий подобного рода
планируется сделать предметом отдельного исследования.
Список литературы
1.
Дрогобыцкий И.Н. Парадигма организационного менеджм ента. – Вектор науки ТГУ. Серия «Экономика
и управление». – Тольятти,
2012. - №1(8).
С. 43 – 56.
2.
Клейнер Г.Б. Системная организация экономики и системный менеджмент. Статья. ХII Международная конференция по проблемам
развития экономики и общества.
Т. 2. М.: ВШЭ, 2012.
3.
Герасимова
Е.Б. Феноменология анализа финансовой устойчивости кредитной
организации: дисс…докт. экон. наук, 08.00.12.
– М.: Финансовый университет при Правительстве РФ. 2007. – 374с.