Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕСРПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Авторы:
Город:
Казань
ВУЗ:
Дата:
27 декабря 2015г.

    Современные экономические реалии делают вызов хозяйствующим структурам всех типов, связанный с необходимостью повышения качества  производимых и реализуемых ими продуктов и услуг, оптимизации денежных потоков и совершенствования технологий хранения и обработки информации. При этом само собой разумеется, что основная ответственность за развитие всех указанных направлений ложится на плечи менеджеров организаций. В то же время объективным является тот факт, что в сфере менеджмента сегодня по - прежнему существует большое количество нерешенных проблем. По мнению И.Н. Дрогобыцкого, главная среди них – это сохраняющийся разрыв между теорией и практикой данной сферы деятельности. Потому что, с одной стороны, в настоящее время накоплен большой объем теоретических разработок в области менеджмента, однако с другой стороны, развитие самих объектов управления, т.е. экономических систем различных типов, характеризуется сегодня наличием многих негативных тенденций [1]. И.Н. Дрогобыцкий, так же как И. А дизес, на которого он преимущественно ссылается в своей работе, видит главную причину данного явления в том, что в подавляющем большинстве экономических систем в настоящее время по-прежнему сохраняется индивидуальный, единоличный характер менеджмента. При нем в руках менеджера -одиночки концентрируется вся власть в области, как принятия, так и реализации управленческих решений.

     И. Адизес и И.Н. Дрогобыцкий считают, что данная парадигма была ошибочной всегда, с самого момента возникновения экономической и менеджерской наук. И господство данной ошибочной теории есть главная причина всехпроблем в области менеджмента, которые сопровождают человечество вот уже не одно столетие.

    Хотелось бы добавить, что в современных условиях практическая реализация данного подхода приводит к еще большим проблемам и кризисным ситуациям, потому что уровни  сложности современных экономических систем в разы превосходят аналогичные параметры таковых в предыдущие эпохи.

     К числу характеристик современной экономики, претерпевших наибольшее усложнение по сравнению с предыдущими эпохами, и, таким образом, составляющим ее феноменологию, относятся:

1.           Информация. В 20 в. произошел прорыв в области технологий ее передачи, вследствие чего ее объемы, поступающие в каждую отдельно взятую экономическую систему за определенный интервал времени (день, час и т.д.) сегодня в разы выше, чем это было ранее. По этой причине само современное общество, характеризуемое подобной ситуацией, сегодня, как правило, именуется информационным.

2.           Знания. Под ними в настоящей работе подразумеваются сама информация, определенные алгоритмы ее обработки и получаемая в результате выверенная и обработанная информация. Т.к. в современной экономике все  большую  значимость приобретает обработка  не вещественных материалов, а информации, ее сегодня часто называют экономикой знаний.

3.           Деньги. Это всеобщий с тоимостный эквивалент, без которого не может функционировать ни одна экономика, в т.ч. знаний и информации. Но в ней они приобретают особый характер, потому что со времени Ямайской валютной конференции 1975г. в мире полностью отменено золотое обеспечение денег. Тем самым были сняты все барьеры,  связанные с объемами выпуска денег и выбором материалов для их изготовления. В результате сегодня доминирующей формой существования мировой денежной массы становится не артефакты (монеты и банкноты), а виртуальное пр остранство ЭВМ и телекоммуникаций,  т.е.  информационная  экономика  все  активнее  обеспечивает  себя  такими  же «информационными» деньгами.

4.           Условия труда. Не только деньги, но и прочие средства производства в условиях формирования и распространения информационной и знаниевой  экономики перемещаются из материальной в виртуальную сферу, что приводит к кардинальным переменам в характере и организации труда большинства членов общества. Работу на больших и сложных машинах в тяжелых для организма условиях им заменяет работа с более эргономичными устройствами обработки информации, которую можно переместить в более комфортные для человека условия – например, домой или даже за город.

5.           Человеческий персонал. Все перечисленные выше качественные сдвиги в характере произво дства и труда в современном обществе приводят к изменениям в сознании и поведении самих  людей, труд которых создает экономическую жизнь общества. Рост информационной обеспеченности и интеллектуализации труда современного человека обуславливают его стремление к взаимодействию на равных со всеми остальными членами общества, в т. ч. менеджерами всех уровней, вместо традиционного осознания себя как «пешки» в их руках.

     Таковы ключевые факторы, которые должны учитываться при создании современной парадигмы организационного менеджмента.

     Гносеологическими инструментами, которые, по мнению автора настоящего доклада, позволят это сделать, являются:

- концепция системного менеджмента, предполагающая рассмотрения каждого управляемого объекта как обособленной в пространстве и относительно устойчивой во времени части окружающего мира, обладающей одновременно свойствами внешней целостности и внутреннего многообразия [2];

-    феноменологическая теория познания, в рамках которой элементы системы рассматриваются как сущностные явления – феномены, в аспекте их диалектики, динамики и самоорганизации [3].

     В настоящем докладе в качестве одного из этапов адаптации указанных гносеологических подходов к решению методологических проблем организационного менеджмента предлагается обобщенная модель современной экономической системы. Под ней здесь понимается любая организация людских и материальных ресурсов, обменивающаяся с внешней средой любыми формами вещества и/или энергии для поддержания существования как самой себя в целом, так и каждого своего элемента в отдельности.

     В основу данной модели, помимо названных выше теоретических концепций, положен также личный опыт работы автора в организациях различного профиля деятельности.

В первом приближении в любой подобной системе, независимо от сфер ы деятельности, можно выделить семь базовых элементов, каждый из которых обладает собственной феноменологической сущностью, позволяющей разграничивать его с другими:

1)        производство продукта – под ним понимается любой материальный или нематериальный феномен, который данная система создает внутри себя и может обменять на феномен, созданный другой системой;

2)     реализация продукта – в состав данного элемента можно отнести всю совокупность процессов, которые приводят к обмену произведенных системой феноменов на другие  – от начала поиска контрагентов для обмена до момента его свершения;

3)     информационные технологии;

4)     денежные операции;

5)    материально-техническая база

6)     персонал

7)    аккумуляция знаний.

Модель основывается на предпосылке, что в нее обязательно должны входить элементы, соответствующие

1        выделенным ранее ключевым феноменам современной экономики, к которым добавляются 2 элемента, отвечающие непосредственно за те акты, за счет которых экономическая система существует.  Как видно, первые 6 элементов имеют вполне традиционный характер, но к ним предлагается добавить также элемент, отвечающий за аккумуляцию системой знаний для дальнейшего развития – по нашему мнению, это должно быть неотъемлемой частью всех хозяйствующих систем в условиях экономики  знаний. В то же время в приведенной модели отсутствует в качестве самостоятельного элемент управления, но с позиции пере хо да от индивидуального менеджмента к коллективному, о котором говорилось в начале, это оправдано, т.к. в новой модели управление должно стать результатом совместной работы всех элементов системы в целом.

     С этой же точки зрения видится целесообразным для визуализации данной модели использовать не традиционную древовидную с хему менеджмента, замыкающуюся в одной точке, обозначающей менеджера - индивида, а схему, выражающую равноправие и равноценность всех элементов системы, их взаимное влияние и обогащение знаниями. Предлагается условно называть ее «Круглый стол»  (Рисунок 1).


Рис.1. Схема организационного менеджмента «Круглый стол»

 

Данная графическая модель может стать символьной основой для нового типа организационного менеджмента с большей степенью коллективизации его характера.

Практически он может быть реализован посредством мероприятий двух типов:

- во-первых, сам по себе каждый менеджерский акт должен быть результатов взаимодействия на круглом столе руководителей структурных подразделений организации по описанной выше схеме;

-   во-вторых, в периоды времени между совершением менеджерских актов руководители и сотрудники структурных подразделений должны устраивать друг для друга экскурсы в особенности своих направлений работы.

Детали организации мероприятий подобного рода   планируется сделать предметом отдельного исследования.

 

Список  литературы

1.           Дрогобыцкий И.Н. Парадигма организационного менеджм ента. – Вектор науки ТГУ. Серия «Экономика и управление». – Тольятти, 2012. - №1(8). С. 43 – 56.

2.           Клейнер Г.Б. Системная организация экономики и системный менеджмент. Статья. ХII  Международная конференция по проблемам развития экономики и общества. Т. 2. М.: ВШЭ, 2012.

3.           Герасимова Е.Б. Феноменология анализа финансовой устойчивости кредитной организации: дисс…докт. экон. наук, 08.00.12. – М.: Финансовый университет при Правительстве РФ. 2007. – 374с.