Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕБЮДЖЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
10 января 2016г.

   В советский период управление образованием было построено исключительно на административных методах. Свойственное рыночным отношениям понятие «экономика образования» упоминается в документах стратегического планирования Минэкономразвития РФ: в «Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года», раздел 4.3 «Развитие экономики образования», отмечено, что необходимым условием, обеспечивающим формирование инновационной экономики, является модернизация системы образования ([6], с. 95).

   Инновационная экономика была объявлена стратегическим направлением российской экономики в начале текущего столетия. Направления инновационного развития образования были сформулированы, в частности, в Федеральной целевой программе модернизации российского образования на 2011 – 2015 годы [5]. Планировалось, что в ходе ее реализации будет сформирован «вектор инновационного развития образования», одним из важнейших результатов станет подготовка кадров для приоритетных направлений экономики.

   Важной стороной оказания образовательных услуг признается применение новейших передовых разработок мирового уровня. Это образовательные услуги самого высокого качества. Отметим, что базовой составляющей инновационной экономики является человеческий капитал. Известны разнообразные подходы к его формализации, но неоспоримыми и общепризнанными в структуре человеческого капитала считаются такие компоненты, как образование, культура, здравоохранение. В ходе сравнительного анализа теорий и концепций в области управления знаниями и управления человеческим капиталом выявлено, что наибольшая роль придается капиталу образования. Рассматривается образование в разных формах как основа для дальнейшего приращения одновременно теоретического и деятельностного знания. В то же время большое внимание обращается на экономический аспект использования человеческого капитала, включая его монетизацию, то есть выявление рентабельности корпоративных и государственных инвестиций в человеческий капитал ([4], с. 54).

   Развитие образования, частью которого являются услуги его коммерческого сектора, включает развитие внебюджетной деятельности. В целях реализации перспектив развития образовательных услуг в России был принят комплекс соответствующих нормативно-правовых документов. Такими перспективами можно считать развитие форм внебюджетной деятельности высших учебных заведений. Однако, современные концепции подготовки кадров и развития национального образования указывают на теснейшую взаимосвязь всех его уровней, включая дошкольный. Установлено, что для развития экономики важное значение имеют профессиональные кадры, обладающие компетенциями и культурой для активного обучения, способные применять «другие методы и теории, наряду с привычными, классическими» ([7], с. 45). Университеты, добившиеся высоких результатов в реальном превращении образования в фактор экономического роста, предлагают образовательному сообществу современные образовательные программы, прошедшие апробацию как частичные эксперименты по фрагментам программ, так и в качестве программ в целом. Зарубежная успешная практика может быть представлена Университетом прикладных наук Саксион (Нидерланды), Университетом прикладных наук  Лауреа (Финляндия). В зарубежной образовательной  среде (Финляндия, Нидерланды),  во многом ориентированной на развитие предпринимательских компетенций у обучающихся, процесс обучения отклоняется от классического к предпринимательскому, как и «структура модели обучения самого преподавателя изменяется от классического направления к предпринимательскому» ([7], с. 49).

    При анализе  отечественных программ модернизации  российского образования, укажем на программу федерального уровня [5], в перечень задач которой включена задача модернизация общего и дошкольного образования, что говорит о соответствии современным мировым подходам к инновационному развитию отрасли. Главной инициативой в ней выступает мероприятие «Наша новая школа» - новейшая модель доступного и качественного дошкольного и общего образования. Содержательным элементом модели являются примерные основные образовательные программы основного и среднего общего образования. Качество обеспечивается созданием стажировочных площадок и кадрового ресурса ведущих консультантов.

   Укажем на экономическое содержание мероприятия по распространению современных моделей успешной социализации детей, которые содержат социализацию и сопровождение обучения детей-инвалидов. Такую же суть имеют мероприятия по созданию центров поддержки одаренных детей при крупных университетах и дистанционные школы при национальных исследовательских университетах, учреждение премий поддержки одаренной молодежи. Внедрен норматив подушевого финансирования сопровождения развития талантливых детей педагогами. Установленные приоритетные направления модернизации региональных экономик послужили основанием модернизации региональных сетей профессионального образования. На базе ведущих вузов созданы образовательные кластеры. Получили развитие сетевые сообщества специалистов сферы профессионального образования.

   С созданием соответствующих условий получила развитие внебюджетная деятельность высших учебных заведений, стала формироваться их финансовая самостоятельность. Предпринимательская деятельность, включая оказание платных образовательных услуг, стала основой формирования внебюджетных источников их финансирования. Инвестиционная деятельность включила проведение разрешенной коммерческой деятельности через привлечение инвесторов, получение и инвестирование прибыли в предусмотренную учредительными документами высших учебных заведений деятельность.

   Стратегии управления в зарубежных высших учебных заведениях, интегрированных в крупные образовательные кластеры, сравнимы со стратегиями управления производством. Свои особенности имеет российская практика. В работе [2] авторы остановились на проблемах рационального использования инфраструктуры для коммерческой деятельности. Представлено описание востребованного в структуре Воронежского государственного университета подразделения Бизнес-центра, осуществляющего коммерческую деятельность университета, обеспечивающего учет прибыли от предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности, уплату установленных налогов. Другое исследование, проведенное на базе Ростовского государственного экономического университета, связано с развитием внебюджетных источников финансирования. Анализируя теорию предпринимательского университета, автор в качестве одного из базовых критериев выделил развитие инновационных методов обучения и модификацию содержания обучения через отражение новейших достижений науки и практики [3]. Рассматривая в историческом аспекте понятие «внебюджетная деятельность», он отметил, что внебюджетная деятельность предполагает использование методов финансового менеджмента, а эффективное управление вузовскими финансами будет способствовать устойчивому развитию образовательного учреждения в рыночных условиях.

    Обобщая вышеизложенное, остановимся на концепции предпринимательского управления, которая вытекает из представленных стратегий отечественных и зарубежных практик. Она предполагает снижение стоимости вузовских бизнес-процессов, сокращение избыточных внутривузовских расходов и работ, повышение продуктивности деятельности сотрудников. Стратегию затратности использования ресурсов вуз может заменить на инвестиционную стратегию инвестирования средств с запланированным эффектом. Управление деятельностью вуза, включающей зарабатывание внебюджетных средств, предполагает, что участниками процесса управления становятся структурные подразделения вуза: факультеты и кафедры, планово-финансовое управление, научно-исследовательская часть и другие [1]. Это обеспечит через основные функции менеджмента контроль и системный подход вуза к проблемам управления внебюджетной деятельностью.

 

Список источников

1.      Арзякова О.Н., Платонов А.М. Механизм управления внебюджетной деятельностью государственного вуза как делового предприятия / Университетское управление. – 2010. – № 3(14). – С. 50-53.

2.      Воронцов Д.Ф., Воронцов Д.Д., Клевцов Д.В. Инвестиционная деятельность в университете. [Текст] /Д. Ф.Воронцов, Д. В. Клевцов. //Юридическое образование и наука. – 2010. – № 4. – С. 15 – 17.

3.      Меликсетян С.Н. Развитие внебюджетных источников финансирования вузов в России // Экономическая наука и образование. Экономические науки. – 2013. - №1 (98). – С. 189 – 192.

4.      Пастухов А.Л., Угольников В.В., Угольникова О.Д. Формирование синергии человеческого капитала в условиях современной экономики. – СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2014. – 184 с.

5.      Постановление Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. №61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 – 2015 годы» (с изменениями и дополнениями) // Электронный ресурс, http://base.garant.ru

6.      Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года // Электронный ресурс government.ru›media/files/41d457592e04b76338b7.pdf

7.      Koopman R., Hammer M., Hakkert A. Teaching teachers in effectual enterepreneurship / Проблемы развития коучинга в России: Сборник материалов Круглого стола с международным участием, 4 октября 2013 г. под ред. Г.Д. Дроздова, О.Д. Угольниковой. – СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2013. – С. 43-51.