Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
10 января 2016г.

   В современных экономических условиях ввиду значительного усиления конкурентной борьбы  между производителями, возникающего вследствие устранения барьеров для международной деятельности и увеличения доли онлайн-коммуникаций в бизнес-процессах, значительно упрощающих предпринимательскую деятельность, актуальным для каждого предприятия является четкое позиционирование себя на рынке как на текущий момент, так и на долгосрочную перспективу. Стоит отметить, что при общей тенденции российской промышленности к переходу от превалирования добывающего сектора к развитию обрабатывающего, а также сферы услуг, в этом направлении пока еще требуются значительные усовершенствования. Одним из немаловажных факторов, способствующих развитию предприятия в долгосрочной перспективе, является осознание руководством предприятия необходимости осуществления стратегического планирования для долгосрочной эффективной деятельности предприятия. Оно позволяет путем формулирования целей и задач, которые ставит перед собой руководство предприятия, добиваться поступательного развития и укрепления позиций на внутреннем рынке, а также способствует дальнейшему укреплению конкурентных преимуществ и выходу предприятия на мировой рынок. Целесообразным при осуществлении стратегического планирования на российских предприятиях представляется широкое использование опыта зарубежных предприятий, которые в большинстве своем уже давно осознали необходимость просчета действий не только на ближайший период, но и на крайне отдаленную перспективу. Разумеется, специфика российской экономики, а также социальные и политические особенности, присущие любой стране, не позволяют использовать стратегии зарубежных предприятий схожих и смежных отраслей без внесения изменений. Однако ключевые моменты, составляющие суть стратегического планирования, практически универсальны, и могут быть использованы в процессе управления предприятием любого типа и отрасли.

   Основу стратегического планирования составляет внутрифирменное планирование, представляющее собой многоуровневую иерархическую систему, объединяющую в себе технологическое, финансовое и организационное планирование, определяющее и контролирующее деятельность производственных, финансовых, сбытовых и организационных подразделений предприятия.

   Стратегическое планирование способствует разработке правил и приемов для обеспечения наиболее экономически эффективного достижения стратегических целей предприятия. При этом распределение ресурсов производится в зависимости от приоритетных направлений развития предприятия с учетом основной цели, миссии и видения, сформированных в стратегическом плане.

   Основу эффективного стратегического планирования составляют направления развития предприятия в наиболее выгодных с точки зрения роста конкурентоспособности предприятия областях. Поэтому для разработки перспективного стратегического плана необходимо в первую очередь сформулировать план повышения эффективности производства, основанный на постановке конкретной экономической задачи, определяющей основные фактические параметры предприятия в текущем периоде и формулирующей необходимые для достижения параметры. Для повышения качества стратегического планирования в первую очередь необходимо последовательное выполнение этапов алгоритма стратегического планирования, последовательно формулируя цели предприятия, основанные на анализе его текущих возможностей, и осуществляя необходимые расчеты для достижения поставленных целей исходя из реальных возможностей предприятия.

   Одним из наиболее сложных моментов проведения стратегического планирования на предприятии является отсутствие четкой системы взаимодействия подразделений предприятия и его основных показателей. Значительная разрозненность и отсутствие налаженных цепей информационных потоков на предприятии приводит к невозможности подразделений своевременно получать необходимую информацию о работе других отделов, что препятствует формированию цельного представления о деятельности предприятия и не способствует принятию эффективных решений.

   Также для повышения качества стратегического планирования на предприятии необходимо формирование четкого представления о сроках реализации проектов, направленных на рост конкурентоспособности. Стратегическое планирование предполагает наличие долгосрочных проектов, предопределяющих положение предприятия на годы вперед, однако с учетом особенностей современной экономики, характеризующихся высокой степенью изменчивости внешней среды предприятия, стратегические планы должны подвергаться ежегодной корректировке с учетом достигнутых показателей деятельности предприятия и актуальных тенденций рынка.

   Негативные  факторы  внутренней  среды  предприятия  часто  являются  причиной  недостаточной эффективности осуществляемого стратегического планирования. В частности, отрицательное влияние на систему стратегического планирования на предприятиях оказывают такие факторы как слабый уровень применения автоматизированных систем управления, например, системы поддержки принятия решений, отсутствие единого подразделения, отвечающего за процесс стратегического планирования на предприятии, формализация процесса стратегического планирования, необоснованность и зачастую  невыполнимость заявленных в стратегическом плане целей.

   Совокупность данных факторов часто приводит к отсутствию системности в осуществлении стратегического планирования на отечественных предприятиях, что оказывает негативное влияние на его качество и приводит к снижению общей эффективности влияния проведения планирования на деятельность предприятия. Это обуславливает необходимость разработки системы повышения качества стратегического планирования на российских предприятиях с выявлением практического инструментария разработки стратегического планирования.

   Основными организационными показателями,      оказывающими      непосредственное      влияние      на эффективность стратегического планирования, являются:

¾     система организации стратегического планирования на предприятии;

¾     наличие систем, позволяющих автоматизировать отдельные этапы стратегического планирования;

¾     возможность построения эффективной модели стратегического планирования.

В  рамках выполнения основной цели – формирования стратегического плана предприятия – подобное подразделение должно выполнять следующие задачи:

¾     анализ внутренней и внешней среды предприятия;

¾     анализ закономерностей развития предприятия;

¾     разработка вариативного ряда стратегий предприятия;

¾     детальная проработка каждой конкретной стратегии с указанием ее преимуществ и недостатков;

¾     формулировка частных задач стратегии (конкретных целей и мероприятий по их достижению)

¾     оценка финансовых возможностей реализации стратегий;

¾     корректировка цели и миссии предприятия;

   Рассмотрим возможность использования данных показателей применительно к практике функционирования отечественных предприятий. При формировании эффективной системы стратегического планирования необходимым условием является создание обособленного подразделения, являющегося частью организационной структуры предприятия, основной задачей которого будет формирование, осуществление и контроль процесса стратегического планирования. В настоящее время данные подразделения присутствуют далеко не на всех предприятиях российского промышленного комплекса. Отчасти это вызвано недостаточно устойчивым финансовым положением предприятий, однако основной причиной является недостаточное осознание влияния, оказываемого стратегическим планированием на рост конкурентоспособности предприятия. Создание таких подразделений является необходимым условием роста конкурентоспособности отечественных предприятий.

   Стратегическое планирование для российского бизнеса сравнительно новое явление, часто кажущееся чем- то несерьезным, и подчас убыточным, т.к. необходимые для его проведения мероприятия требуют значительных затрат и не приносят прибыли в ближайшей перспективе. И, учитывая сравнительно недолгий период стабильности российской экономики, желание руководителей получить сиюминутную прибыль вместо дополнительных вложений ради гипотетических будущих перспектив, можно понять. Однако это необходимое условие для выхода отечественных предприятий на принципиально новый уровень, дающий возможность в будущем занимать устойчивые конкурентные позиции на отечественном и мировом рынке, и эффективно противостоять усиливающейся конкуренции.

 

Список литературы

1.      Азанова, Н.Н. Выбор оптимальной стратегии управления промышленным предприятием / Н. Н. Азанова //Проблемы экономики и менеджмента, 2014. – №2(30).

2.      Давлетова, Р.С. Влияние внешней среды на стратегическое планирование развития промышленного предприятия / Р.С. Давлетова, Р. А. Коловертнов, Р. В. Файзуллин // Экономика и предпринимательство. 2013. – №7.

3.      Печерица, Е.В. Повышение конкурентоспособности отелей на основе применяемой ими стратегии (на примере Санкт-Петербурга) / Е. В. Печерица // Технико-технологические проблемы сервиса, 2013. – № 3 (25).