10 января 2016г.
Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности, способствует обеспечению гарантированного и устойчивого снабжения населения страны безопасным и качественным продовольствием. Эта отрасль нацелена на рациональное потребление пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания. На сегодняшний день Россия испытывает некоторые трудности в возе в страну иностранного продовольствия, в том числе плодоовощной продукции, из-за негативной оценки российской политики на мировой арене.
Формирование региональных продуктовых рынков, основанных на продукции местного производства, это вопрос продовольственной безопасности страны.
В настоящее время становится актуальной проблема увеличения и повышения экономической эффективности производства и реализации плодоовощной консервированной продукции, чтобы в ближайшие годы восстановить утраченные позиции и выйти на качественно новый уровень ее производства и потребления.
ООО «Агро-В» (бывший Унэгэтэйский завод) является одним из ведущих предприятий Республики Бурятия по переработке плодоовощной продукции. Ассортимент выпускаемой продукции предприятия постоянно расширяется, внедряются и усовершенствуются новые технологии консервного и овощесушительного производства. Перерабатывая растительное сырье, организация выпускает следующие виды консервов: овощные натуральные консервы, овощные закусочные консервы, овощные и мясоовощные обеденные блюда; фруктовые консервы. Продукция завода широко известна в Бурятии и других регионах России. С конвейера предприятия выходит до 30 наименований консервов. Все они приготовлены на основе местного, экологически чистого сырья в удобной расфасовке от 0,5 до 3,2 кг.
За анализируемый период деятельности организации увеличилась прибыль. В 2014 г. по сравнению с 2012 г. балансовая прибыль возросла в 7,5 раз. В итоге произошло увеличение рентабельности продукции в 8 раз и рентабельности активов почти в три раза. Не смотря на эту ситуацию ООО «Агро-В» в ближайшем будущем грозит кризисное положение, так как за последние три года наблюдается неустойчивое финансовое состояние предприятия. Оно не в состоянии оплатить краткосрочные обязательства за счет денежных средств, так как коэффициент абсолютной ликвидности в 2013 - 2014 гг. является низким. Всего лишь 10% краткосрочных обязательств могут быть погашены за счет денежных средств.
Данные SWOT-анализа показали, что предприятие ООО «Агро-В» имеет хорошую перспективу, обладает высокими преимуществами, но также и имеет существенные недостатки.
К сильным сторонам относится использование местного экологически чистого сырья, наличие собственных земельных угодий, выдержанная на протяжении многих лет технология производства, выпуск более 30 наименований плодоовощных консервов, сотрудничество с оптовыми организациями, наличие собственных торговых точек, вполне приемлемая цена на продукцию и высокое качество, хорошая репутация.
К слабым сторонам относится то, что, к примеру, на предприятии наблюдается снижение объемов реализации продукции, что приводит к потере прибыли и снижению уровня рентабельности. Также на предприятии используется устаревшее оборудование, которое необходимо заменить. С точки зрения управления маркетингом плохо проводится работа с конечным потребителем, т.е. систематической работы по изучению потребительских предпочтений вообще не проводится, изредка опрашиваются розничные и оптовые торговцы, очень редко проводятся опросы и анкетирование покупателей. Предложения по выпуску новых видов продукции осуществляются субъективно, без учета требований рынка и предварительного изучения спроса.
Также недостаточно развита рекламная деятельность. Единственным источником внешней рекламы является размещение надписи «Унэгэтэйские консервы» на фуре. Источником внутренней рекламы являются буклеты. Однако, ООО «Агро-В» является постоянным участником ярмарок, выставок, на которых заключаются договора, что способствует продвижению и распространению продукции.
Основной угрозой для предприятия являются конкуренты, которые производят аналогичные товары по низким ценам, а также изменение покупательских предпочтений, снижение спроса. Также негативно сказываются плохие погодно-климатические условия, которые приводят к гибели сельскохозяйственных культур, частым неурожаям.
Оборудование на предприятии давно устарело, находится не в рабочем состоянии (а некоторое и отсутствует совсем), его необходимо заменить новым, более эффективным.
Проанализировав все данные эффективности коммерческой деятельности предприятия и на основе анализа возможностей организации, ее слабых и сильных сторон, а также анализа угроз внешней среды, то рекомендуем внести изменения, которые позволили бы избавиться от слабых сторон в организации, препятствующих дальнейшему развитию. Повысить эффективность коммерческой деятельности ООО «Агро-В» можно за счет следующих мероприятий:
¾ внедрение нового оборудования по упаковке фруктовых консервов (автомат для расфасовки фруктовых консервов и этикетировочная машина для стеклобанок), которое заменит ручной труд;
¾ на основании внедрения нового оборудования расширить ассортимент выпускаемой фруктово-ягодной продукции.
После внедрения оборудования открывается возможность расширить и углубить ассортимент фруктово- ягодной продукции, которая повысит эффективность деятельности предприятия. Появляется возможность выпустить товар-новинку из дикоросов: джем из черники, который не только очень вкусный, но и обладает полезными свойствами для человека. Черничный джем абсолютно безопасен и относится к диетическим продуктам, что позволяет употреблять его людям с излишним весом и сахарным диабетом.
Таким образом, для самого предприятия расширение ассортимента и внедрение нового оборудования повысит экономический и социальный эффект.
На предприятии ООО «Агро-В» такие технологические операции, как фасовка, этикетировка продукции осуществляются вручную. Поэтому предлагается внедрение нового оборудования, которое заменит ручной труд. Необходимый перечень представлен ниже.
Таблица 1 Перечень нового оборудования по упаковке для ООО «Агро-В»
Оборудование
|
Кол-
во, шт.
|
Мощность,
кВт
|
Производительность
|
Цена оборудования, тыс.
руб.
|
1. Автомат для расфасовки
фруктовых консервов
|
1
|
19
|
5000 б/час.
|
246
|
2. Этикетировка для с/б Л5-
ВЭН
|
1
|
1,25
|
6000 б/час
|
348
|
итого
|
2
|
-
|
-
|
594
|
На закупку нового оборудования для предприятия необходимо 594000 руб. Поставщик оборудования – фирма ООО Агропромстрой, г.Москва.
В результате внедрения автомата для расфасовки фруктово-ягодных консервов количество затрачиваемого времени сократится в 2,5 раза высвободиться 3 работника, выработка увеличится в 4 раза, трудоемкость сократится в 2,5 раза. Экономия фонда рабочего времени составит 1782 часов в год, а экономия фонда заработной платы – 131554,5 в год.
В результате внедрения этикетировочной машины для стеклобанки количество затрачиваемого времени сократится в 10 раз, высвободится двое работников, выработка увеличится в 3 раза, трудоемкость сократится в 10 раз. Экономия фонда рабочего времени составит 4785 часов в год, а экономия фонда заработной платы – 353240,7 руб. в год.
Таблица 2 Расчет годовой экономии от внедрения нового оборудования
Виды затрат
|
Стоимость затрат, руб.
|
1. Затраты, уменьшающиеся в результате внедрения нового
оборудования, всего:
|
487295,2
|
в том числе:
- затраты на оплату труда
|
484795,2
|
- затраты на санитарную одежду высвободившихся рабочих
|
2500
|
2. Затраты, увеличивающиеся в результате внедрения нового
оборудования, всего:
|
91308
|
в том числе:
- затраты на электроэнергию
|
13333,3
|
- затраты на амортизационные отчисления оборудования
|
5940
|
- затраты на текущий ремонт по содержанию оборудования
|
8910
|
- затраты на монтаж оборудования
|
41583,5
|
- затраты на доставку оборудования
|
21 541,2
|
Таблица 3 Технико-экономические показатели в результате внедрения нового оборудования на предприятии
Показатели
|
До проекта
|
С проектом
|
отклонение
|
абсолютное
|
относительное, %
|
Выпуск готовой продукции в год, туб.
|
400
|
400
|
-
|
-
|
Количество рабочих
|
7
|
2
|
5
|
3,5 раза
|
Капитальные затраты на внедрение,
тыс. руб.
|
-
|
594
|
-
|
-
|
Себестоимость годового выпуска
продукции, тыс. руб.
|
24000
|
23604
|
396
|
98,4
|
Производительность труда, туб.
|
57,1
|
200
|
142,9
|
3,5 раза
|
Годовой экономический эффект, тыс.
руб.
|
-
|
306,9
|
-
|
-
|
Эффективность внедрения нового
оборудования в год, %
|
-
|
57,8
|
-
|
-
|
Срок окупаемости, лет
|
-
|
1,5
|
-
|
-
|
В результате внедрения нового оборудования по упаковке продукции на предприятии увеличится производительность в 3,5 раза, высвобождается 5 работников, снизижается себестоимость годового выпуска продукции на 0,6%. Годовой экономический эффект составит 306,9 тыс. руб., эффективность внедрения нового оборудования составит 57,8%, срок окупаемости – 1,5 года. Источником финансирования капитальных затрат будет являться фонд накопления.
Данное мероприятие позволит: расширить ассортимент товарной продукции, повысить производительность труда, даст возможность перевести высвободившихся рабочих на другие технологические операции, тем самым увеличить выпуск продукции.
Для того, чтобы изучить потребительские предпочтения и обосновать необходимость производства товар- новинки – джема из черники, было проведено анкетирование. Результаты анкетирования показали, что 70% опрашиваемых предпочитают консервы ООО «Агро-В», так как им нравятся вкусовые качества и 95% готовы купить товар-новинку. Опрашиваемые больше всего предпочитают покупать бруснику – 29%, чернику – 25%. Так как ООО «Агро-В» уже производит джем из брусники, то есть вполне реальная возможность производить джем из черники. Таким образом, на товар-новинку существует спрос. Рынками сбыта для товар-новинки будут являться торговые организации, с которыми ООО «Агро-В» заключает договоры купли-продажи.
Так как ягода – культура сезонная, то производство будем осуществлять три месяца (июль-сентябрь). Сырье для производства джема будет поступать от местного населения, магазинов г. Улан-Удэ и районов Республики Бурятия.
Внедрение товар-новинки дает следующую эффективность: прибыль от продаж увеличится на 47,9%, уровень рентабельности на 4,8%.
Таким образом, в результате реализации планируемых мероприятий будет достигнут следующий экономический эффект:
¾ увеличение прибыли предприятия;
¾ повышение заработной платы рабочего персонала. Расширение ассортимента дает следующий социальный эффект:
¾ улучшение работы предприятия в целом;
¾ мотивация работников к увеличению производства;
¾ удовлетворение потребностей потребителей в ягодных консервах.