Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СТРУКТУРИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ РОССИИ

Авторы:
Город:
Симферополь
ВУЗ:
Дата:
27 декабря 2015г.

   В последние десятилетия сфера услуг завоевывает все более устойчивые позиции в мировой экономике. В большинстве стран увеличиваются объемы ее производства и доля в структуре ВВП, возрастае т численность занятых, развивается международная торговля услугами. Влияние этих изменений настолько велико, что современная экономика часто называется сервисной или экономикой услуг.

    Современная политика российского государства, направленная на создание в стране благоприятной макроэкономической среды для развития сферы услуг, оказывает комплексное воздействие, проявляющееся как в увеличении экспорта услуг за счет активизации деятельности экономических агентов в этой сфере, так и в создании предпосылок для скорейшей модернизации национальной экономики за счет увеличения импорта современных высокотехнологичных услуг.

    Вместе с тем позиция России в международной торговли услугами не вполне устойчива. Входя в тридцатку  ведущих стран-участниц  международной  торговли  услугами,  она  продолжает оставаться  нетто-импортером услуг. На Россию приходится порядка 1,0% мирового экспорта услуг.

     Указанные параметры ставят вопрос оптимизации этой сферы внешнеэкономической деятельности на основе поиска новых форм участия и анализа накопившихся проблем. В нашей стране изучению вопросов международной   торговли   услугами   посвящены   работы   А.  Алдакушиной, С. Борисова, В. Волошина, И. Жихаревой и других исследователей. Все они освещали проблему фрагментарно, без должной структуризации. Цель данной работы заключается в изучении наиболее острых проблем участия России в международной торговли  услугами  и  определения  способов  их   решения  в  условиях  глобализации  и  внешних   попыток санкционированного воздействия на ее экономику.

     В процедуре систематизации целесообразно, прежде всего, выделение эндогенных проблем. Одной из основополагающих проблем международной торговли услугами является проблема ее «стартовых возможностей». По показателю доли в ВВП доходов от сферы услуг страна входит в третью группу  стран. За годы рыночного развития доля до ходов от сферы услуг в создаваемом ВВП России выросла с 32,6% в 1990 г. до 58,0% в 2012 г. Вместе с тем, из 12 секторов сферы услуг реальными конкретными позициями обладает лишь три сектора (услуги связи, транспорта, туризма).

     Определяемая проблематика наблюдается при оценке  места России в международной торговле социальными услугами. В экспорте такого вида услуг (15,9 млрд. долл. США в 2013 г.) страна занимает 27-е место. Как страна-импортер социальных услуг (26,5 млрд. долл. США ) Россия замыкает двадцать ведущих стран. Аналогичная тенденция (превышение импорта над экспортом) наблюдается в общей международной торговли услугами России (Табл.1).


Таблица 1 Динамика внешней торговли услугами РФ, млрд. долл. США


Показатели

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Импорт услуг

63,397062

75,278603

91,495400

108,826477

Экспорт услуг

45,796532

49,158947

58,039062

62,339990

Внешнеторговое

сальдо

-17,600530

-26,119656

-33,456338

-46,486487

Источник: [1].

 

     Проблема наращивания  дефицита международной торговли  услугами  России кроется, с одной стороны, в активизации политики коммерческого и техно логического заимствования, что имеет явное позитивное стремление получать профессиональные и научно-технические услуги от иностранных контрагентов. Как результат, импорт услуг за 2009-2012 гг. вырос на 58%, превысив 100-милиардный рубеж (табл. 1). Его прирост произошел вследствие активного наращивания закупок деловы х, профессиональных и технических услуг. С другой стороны, увеличение отрицательного внешнеторгового сальдо свидетельствует о недостаточном экспортном потенциале этого вида торговли, заставляя изыскивать значительные финансовые ресурсы на закупки наиболее востребованных услуг.

     Неизменно отрицательным является баланс России по статьям, связанным с предоставлением туристических, строительных и деловых услуг. Хотя в структуре экспорта доминируют транспортные услуги (за счет наращивания  воздушных, наземных и  водных перевозок) позитивной тенденцией следует считать высокие темпы роста (в 1,6 раза) по экспорту компьютерных, информационных и финансовых услуг.

     Позитивный процесс их наращивания будет приторможен вследствие введения санкций со стороны развитых стран-партнеров России.  крупнейшим  торговым  партнером  остается  ЕС,  на  страны  которого при ходится около 2/5 российской международной торговли. В целом, по мнению большинства исследователей, дальнейшая реализация экспорта услуг сдерживается малоэффективной структурой секторов хозяйс тва и низкой конкурентоспособностью большинства видов услуг.

     К числу проблемных вопросов следует отнести регулирование международной торговли услугами нетарифными средствами, которые воздействуют на нее преимущественно косвенно. Характер и степень развитости международной торговли услугами России отражает не только нынешнее состояние ее экономики. Определенный комплекс проблем возник в период вступления страны в состав ГАТТ/ВТО. Как член ВТО Россия, помимо соблюдения принципов ГАТС, привела в соответствии с правилами ООН  и ВТО  статистику и классификаторы услуг, что повлекло трудности в практике их внедрения и употребления. Именно переговоры по торговле услугами явились самым трудным завершающим этапом этого присоединения, т.к. речь шла о сделках, охватывающих  самые разнообразные сферы деятельности  – торговлю, банковское дело, страхование , аудит, транспорт, строительство «под ключ», инжиниринг и т.д.

     Наиболее проблемным стал этап по предоставлению перечня обязательств по доступу иностранных поставщиков услуг на отечественный рынок. В процессе выработки обязательств по доступу иностранных поставщиков услуг был найден приемлемый баланс между интересами по защите своего внутреннего рынка и потребностью в иностранных инвестициях для создания современной инфраструктуры; между преимуществами, которые получают российские поставщики, необ ходимы нормативные новации в законодательством поле. И, прежде всего, изменения в ст. 6 Федерального Закона « О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» в сторону расширения инструментов, обеспечивающих внешнеэкономическую безопасно сть государства на внешних  рынках в результате присоединения к ВТО, и степенью активности иностранцев на территории РФ.

      Устранение противоречий между интересами российских и иностранных производителей потребует больших организационных усилий. Но, в первую очередь, остается актуальной проблема соответствия международного метода статистического учета услуг системе статистики, принятой в России. В отличие от ВТО в российской  статистике  производство  материальных  и  нематериальных благ  объединено,  учет  ведется  по «списку», включающему иные позиции, что затрудняет однозначное понимание, толкование и применение ряда терминов и определений.

     В процессе дальнейшей интеграции России в мировое хозяйство следует особо учитывать активную роль сферы услуг, технические, организационные, правовые и управленческие проблемы ее развития. Несмотря на позитивную динамику развития ряда услуг (кредитно-финансовых, деловых, телекоммуникаций, в сфере туризма), услуги бизнеса остаются крупнейшей рас хо дной статьей российского баланса услуг. В структуре российской торговли услугами, при явном возрастании объемов услуг, присущих рыночной экономике, по - прежнему низки показатели экспорта маркетинговых, управленческих, аудиторских, консалтинговых услуг, что приводит к недоиспользованию преимуществ международной торговли услугами, увеличивает торговые риски, а в целом снижает внешнеэкономическую безопасность страны.

     В условиях ограничения номенклатуры традиционных для страны товаров и услуг в период действия санкций со стороны западных держав и союзов необ хо дима мобилизация ресурсов для расширения экспортного потенциала сферы услуг России. Для этого необ хо димо, во-первых, более эффективное распределение финансовых и трудовых ресурсов в пользу рыночных секторов услуг, во -вторы х, повысить рыночную и экспортную составляющую в таких секторах, как наука и научное обслуживание, культура, здравоо хранение, образование. Все это требует формирования концепции развития национального рынка услуг России, способного осуществлять эффективную международную торгов лю услугами на соответствующей организационно- управленческой и хо зяйственно-финансовой основе.

 

Список  литературы

1.           Внешняя торговля [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации. – Режим доступа :  http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ftrade/#
2.           Итоги  2012  года  и  прогноз  развития  на  среднесрочную  перспективу.  Обзор  макроэкономических
тенденций №73 (подготовлен в рамках программы фундаментальных  исследований НИУ ВШЭ в 2013 году) [Электронный ресурс] / Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. – Март, 2012. – 184 с. – Режим доступа : http://uisrussia.msu.ru/docs/nov/monitorings/2012/ mon2012.pdf
3.           Федеральный Закон «Об основах государственного регулирования внешнетор говой деятельности» от 08.12.2003 №164-ФЗ [Электронный ресурс] / Государственная Дума. – Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155072/