27 декабря 2015г.
В последние десятилетия сфера услуг завоевывает все более устойчивые позиции в мировой экономике. В большинстве стран увеличиваются объемы ее производства и доля в структуре ВВП, возрастае т численность занятых, развивается международная торговля услугами. Влияние этих изменений настолько велико, что современная экономика часто называется сервисной или экономикой услуг.
Современная политика российского государства, направленная на создание в стране благоприятной макроэкономической среды для развития сферы услуг, оказывает комплексное воздействие, проявляющееся как в увеличении экспорта услуг за счет активизации деятельности экономических агентов в этой сфере, так и в создании предпосылок для скорейшей модернизации национальной экономики за счет увеличения импорта современных высокотехнологичных услуг.
Вместе с тем позиция России в международной торговли услугами не вполне устойчива. Входя в тридцатку ведущих стран-участниц международной торговли услугами, она продолжает оставаться нетто-импортером услуг. На Россию приходится порядка 1,0% мирового экспорта услуг.
Указанные параметры ставят вопрос оптимизации этой сферы внешнеэкономической деятельности на основе поиска новых форм участия и анализа накопившихся проблем. В нашей стране изучению вопросов международной торговли услугами посвящены работы А. Алдакушиной, С. Борисова, В. Волошина, И. Жихаревой и других исследователей. Все они освещали проблему фрагментарно, без должной структуризации. Цель данной работы заключается в изучении наиболее острых проблем участия России в международной торговли услугами и определения способов их решения в условиях глобализации и внешних попыток санкционированного воздействия на ее экономику.
В процедуре систематизации целесообразно, прежде всего, выделение эндогенных проблем. Одной из основополагающих проблем международной торговли услугами является проблема ее «стартовых возможностей». По показателю доли в ВВП доходов от сферы услуг страна входит в третью группу стран. За годы рыночного развития доля до ходов от сферы услуг в создаваемом ВВП России выросла с 32,6% в 1990 г. до 58,0% в 2012 г. Вместе с тем, из 12 секторов сферы услуг реальными конкретными позициями обладает лишь три сектора (услуги связи, транспорта, туризма).
Определяемая проблематика наблюдается при оценке места России в международной торговле социальными услугами. В экспорте такого вида услуг (15,9 млрд. долл. США в 2013 г.) страна занимает 27-е место. Как страна-импортер социальных услуг (26,5 млрд. долл. США ) Россия замыкает двадцать ведущих стран. Аналогичная тенденция (превышение импорта над экспортом) наблюдается в общей международной торговли услугами России (Табл.1).
Таблица 1 Динамика внешней торговли услугами РФ, млрд. долл. США
Показатели
|
2009 г.
|
2010 г.
|
2011 г.
|
2012 г.
|
Импорт услуг
|
63,397062
|
75,278603
|
91,495400
|
108,826477
|
Экспорт услуг
|
45,796532
|
49,158947
|
58,039062
|
62,339990
|
Внешнеторговое
сальдо
|
-17,600530
|
-26,119656
|
-33,456338
|
-46,486487
|
Источник: [1].
Проблема наращивания дефицита международной торговли услугами России кроется, с одной стороны, в активизации политики коммерческого и техно логического заимствования, что имеет явное позитивное стремление получать профессиональные и научно-технические услуги от иностранных контрагентов. Как результат, импорт услуг за 2009-2012 гг. вырос на 58%, превысив 100-милиардный рубеж (табл. 1). Его прирост произошел вследствие активного наращивания закупок деловы х, профессиональных и технических услуг. С другой стороны, увеличение отрицательного внешнеторгового сальдо свидетельствует о недостаточном экспортном потенциале этого вида торговли, заставляя изыскивать значительные финансовые ресурсы на закупки наиболее востребованных услуг.
Неизменно отрицательным является баланс России по статьям, связанным с предоставлением туристических, строительных и деловых услуг. Хотя в структуре экспорта доминируют транспортные услуги (за счет наращивания воздушных, наземных и водных перевозок) позитивной тенденцией следует считать высокие темпы роста (в 1,6 раза) по экспорту компьютерных, информационных и финансовых услуг.
Позитивный процесс их наращивания будет приторможен вследствие введения санкций со стороны развитых стран-партнеров России. крупнейшим торговым партнером остается ЕС, на страны которого при ходится около 2/5 российской международной торговли. В целом, по мнению большинства исследователей, дальнейшая реализация экспорта услуг сдерживается малоэффективной структурой секторов хозяйс тва и низкой конкурентоспособностью большинства видов услуг.
К числу проблемных вопросов следует отнести регулирование международной торговли услугами нетарифными средствами, которые воздействуют на нее преимущественно косвенно. Характер и степень развитости международной торговли услугами России отражает не только нынешнее состояние ее экономики. Определенный комплекс проблем возник в период вступления страны в состав ГАТТ/ВТО. Как член ВТО Россия, помимо соблюдения принципов ГАТС, привела в соответствии с правилами ООН и ВТО статистику и классификаторы услуг, что повлекло трудности в практике их внедрения и употребления. Именно переговоры по торговле услугами явились самым трудным завершающим этапом этого присоединения, т.к. речь шла о сделках, охватывающих самые разнообразные сферы деятельности – торговлю, банковское дело, страхование , аудит, транспорт, строительство «под ключ», инжиниринг и т.д.
Наиболее проблемным стал этап по предоставлению перечня обязательств по доступу иностранных поставщиков услуг на отечественный рынок. В процессе выработки обязательств по доступу иностранных поставщиков услуг был найден приемлемый баланс между интересами по защите своего внутреннего рынка и потребностью в иностранных инвестициях для создания современной инфраструктуры; между преимуществами, которые получают российские поставщики, необ ходимы нормативные новации в законодательством поле. И, прежде всего, изменения в ст. 6 Федерального Закона « О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» в сторону расширения инструментов, обеспечивающих внешнеэкономическую безопасно сть государства на внешних рынках в результате присоединения к ВТО, и степенью активности иностранцев на территории РФ.
Устранение противоречий между интересами российских и иностранных производителей потребует больших организационных усилий. Но, в первую очередь, остается актуальной проблема соответствия международного метода статистического учета услуг системе статистики, принятой в России. В отличие от ВТО в российской статистике производство материальных и нематериальных благ объединено, учет ведется по «списку», включающему иные позиции, что затрудняет однозначное понимание, толкование и применение ряда терминов и определений.
В процессе дальнейшей интеграции России в мировое хозяйство следует особо учитывать активную роль сферы услуг, технические, организационные, правовые и управленческие проблемы ее развития. Несмотря на позитивную динамику развития ряда услуг (кредитно-финансовых, деловых, телекоммуникаций, в сфере туризма), услуги бизнеса остаются крупнейшей рас хо дной статьей российского баланса услуг. В структуре российской торговли услугами, при явном возрастании объемов услуг, присущих рыночной экономике, по - прежнему низки показатели экспорта маркетинговых, управленческих, аудиторских, консалтинговых услуг, что приводит к недоиспользованию преимуществ международной торговли услугами, увеличивает торговые риски, а в целом снижает внешнеэкономическую безопасность страны.
В условиях ограничения номенклатуры традиционных для страны товаров и услуг в период действия санкций со стороны западных держав и союзов необ хо дима мобилизация ресурсов для расширения экспортного потенциала сферы услуг России. Для этого необ хо димо, во-первых, более эффективное распределение финансовых и трудовых ресурсов в пользу рыночных секторов услуг, во -вторы х, повысить рыночную и экспортную составляющую в таких секторах, как наука и научное обслуживание, культура, здравоо хранение, образование. Все это требует формирования концепции развития национального рынка услуг России, способного осуществлять эффективную международную торгов лю услугами на соответствующей организационно- управленческой и хо зяйственно-финансовой основе.
Список литературы