Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОСТОЯНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНДИКАТОРОВ

Авторы:
Город:
Орел
ВУЗ:
Дата:
24 декабря 2015г.

    Аннотация

    В статье рассматривается вопрос обеспечения национальной экономической безопасности как одной из главных функций государства. Государство должно  обеспечивать  такое  состояние  экономики,  которое необхо димо для нормального существования и развития государства, общества и личности.

    Abstract

    The article discusses the issue of national economic security as one of the main fun ctions of the government. The government must ensure the state of the economy, which is necessary for normal existence and development of the government, society and the personality.

    Введение

    В  Законе Российской Федерации "О безопасности" понятие "национальная безопасность" определяется как "состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз". [1]. Как видно из этого определения деятельность государства по защите своих интересов состоит не только в определении внешних и внутренних угроз, но и в выработке мероприятий, которые позволят ихопределить. Для этого еще в далеком 1996 г. в Постановлении Правительства РФ от 27 декабря 1996 г. N 1569 был разработан перечень индикаторов национальной безопасности. Они имеют важнейшее значение, так как по величине индикаторов можно определить степень  защищенности экономики России на данный момент. Степень же экономической защищенности заключается в развитии и устойчивости национального хозяйства. Эти два критерия определяют надежность, прочность, способность поддерживать единую структуру элементов хозяйс тва страны, а их развитие влияет на возможность сопротивляться внутренним и внешним воздействиям, поэтому они так важны для национальной экономической безопасности.

    Пороговые значения индикаторов экономической безопасности

    Мониторинг индикаторов национальной безопасности позволяет выявить различные угрозы интересам страны. Отклонение таких значений могут нанести непоправимый вред безопасности страны и его населения.

    Таким    образом,    пороговыми    значениями экономической безопасности  государства    являются количественные индикаторы, которые выражают допустимые пропорции хозяйс твенной деятельности. Несоблюдение их препятствует экономическому развитию воспроизводст ва, что угрожает экономической безопасности страны [2].

    Попытаемся проанализировать индикаторы экономической безопасности Российской Федерации в 2013 гг. Объем ВВП в 2013 г. составил 66755,3 млрд. руб. По сравнению с предыдущим годом, мы видим увеличение этого показателя на 7, 3%. (в 2012 г. данный показатель составлял 62218,4 млрд. руб.). При пересчете порогового значения 1998 г. с учетом индексы цен,  мы получили 7440  млрд. руб. Мы видим, что значение показателя  ниже порогового значения.  Это является угрозой для национальной безопасности России. Причины следует искать в  несоответствии развития отраслей экономики, недостаток инвестиций в российскую экономику, ориентация на добывающую промышленность, низкая производительность труда.

    Другими важными показателями безопасности являются отношение объема внешнего и внутреннего долга к ВВП. Внешний долг в 2013 году составил 55, 83 млрд. долларов (1822,85 млрд. руб.), а внутренний долг- 5722,24 млрд. руб. Вычислив соответствующие показатели, мы увидели, что о ни намного ниже порогового значения. Это говорит о том, что объем внешнего и внутреннего долга не угрожает экономике страны, то есть их величина настолько низка, что нет необ хо димости в увеличении налогов, которые в свою очередь могут подорвать экономические стимулы развития  производства.

    Объем промышленного производства в 2013г. сократился на 0,1% по сравнению с предыдущим и составил 41288, млрд. руб. Однако промышленное производство - это обобщенный показатель, который включает в себя производство электроэнергии, индекс обрабатывающей и добывающей промышленности. Главный национальный приоритет страны в области экономики – это повышение благосостояния народа. Для анализа социального положения населения используется три индикатора: соотношение среднедушевого дохода и  прожиточного минимума; доля населения с доходами ниже прожиточного минимума; соотношение до ходов 10 % наиболее и 10% наименее обеспеченного населения. Мировой опыт свидетельствует, что если  доля населения, живущего ниже прожиточного минимума, составляет 7-10, то опасность социальных конфликтов минимальна. На данный момент это условие нарушено. В настоящее время данный показатель составляет 16,2 раза. Замедление экономического роста, неравномерность до хо дов по отраслевым и территориальным вертикалям и демографической горизонтали являются индикаторами нарушения сбалансированного функционирования экономики. Еще один индикатор, который имеет немаловажное значение- уровень безработицы. В 2012 году численность экономического активного населения составляла 75676,1 тыс. чел, а в 2013 году произошло уменьшение на 0,2 %. И численность составила 75528,9 тыс. чел. Говоря о безработных, то их численность с 2012 года практический не изменилась. ( в 2012г. 4130 тыс. чел, в 2013 г.- 4137 тыс.чел).

    Существует также и множества других критериев, которые смогут сделать вывод о состоянии экономической безопасности. Проанализировав данные таблицы, можно определить влияние каждого показателя на главный национальный приоритет – уровень благосостояния народа, сравнив с их пороговыми значениями. Этот индикатор будет являться ис хо дным при расчетах порогового значения ВВП (с учетом инфляции) в планируемом периоде.

Таблица 1 Сопоставление фактических и прогнозных индикаторов экономической безопасности России с их пороговыми значениями 2013 г.

Индикаторы экономической безопасности

Пороговые значения

индикаторов

Уровень индикаторов 2013 г.

Объем ВВП, млрд.руб.3

6000/744004

66755,3

Валовый сбор зерна (млн.т)

70

92,4

Инвестиции в основной капитал, в % к ВВП

25

19,87

Продолжительность жизни населения

79

70,77

Соотношение до хо дов 10 % наиболее и 10 %

наименее обеспеченного населения (раз)

8

16,2

Доля населения с уровнем денежных до хо дов ниже

прожиточного минимума, в % ко всему населению

7

7,8

Дефицит федерального бюджета, в % к ВВП

3

1,2

Отношение внутреннего долга к ВВП

30

8,5

Отношение внешнего долга к ВВП

25

2,7

Рас ходы на оборону, в % к ВВП

3

1,6

Уровень монетизации (М 2 на конец года в % к ВВП

50

47,1

Уровень безработицы по методологии, в % к экономически активному населению

7

1,2

Уровень инфляции, в %

10

6,5

 

Рассчитано по: Россия 2014: Стат. справочник/Р76 Росстат. – М., 2014. – 62 c.

 

1 Пороговые значения рассчитаны в ценах 1998 г.

2 В числителе пороговое значение в ценах 1998 г., в знаменателе – в ценах 2013 г. с учетом годовых индексов-дефляторов. 1998-2013 гг. – в текущих ценах соответствующего года.



   Также в таблице приведен ряд других показателей, которые также важны при определении состояния экономической безопасности страны

Заключение

   Проанализированные фактические и пороговые значения индикаторов не могут дать точной характеристики состояния социально-экономического развития. Состояние экономической безопасности нельзя точно определить, так как не все показатели соответствуют реальному положению вещей. Некоторые из них значительно хуже пороговых значений, другие же - намного лучше. Однако государству все же следует обратить внимание на значительные отклонения показателей, так как они указывают на угрозы национальной безопасности и их остроту и определяют порядок устранения таких проблем.

 

Список  литературы

1.           См. Закон Российской Федерации "О безопасности" (в редакции Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 года № 2288 и Федерального закона от 25 июля 2002 года № 116-ФЗ). // Закон Российской Федерации "О безопасности". Федеральный закон "О Федеральной службе безопасности". - М.: " Ось-89", 2004. - 48 с.
2.           Постановление Правительства РФ от 27 декабря 1996 г. N 1569 "О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положений), одобренной Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. N 608"[Электронный ресурс]: Система ГАРАНТ офиц. сайт. URL: http://base.garant.ru/135355/#ixzz3EQzn LZ67
3.           Экономическая безопасность хозяйс твенных систем: учебник / под ред. А.В.Колосова. М.: Изд -во РАГС. 446 с.
4.           Россия` 2014: Стат. справочник/Р76 Росстат. – М., 2014. – 62 c.
5.           Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]:  офиц. сайт. URL: http://www.gks.ru/.
6.     Министерство    финансов    Российской    Федерации    [Электронный    ресурс]:    офиц.    сайт.     URL:http://minfin.ru/ru/.