Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД (МВФ) И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
02 ноября 2017г.

Международные организации созданы с целью так или иначе осуществлять координацию действий отдельных групп стран и частных финансовых институтов по урегулированию глобальных экономических проблем. Подобного типа организации на сегодняшний день являются надправительственными, оказывают существенное влияние и задают направление становления и развития всей мировой экономики и мирового финансового рынка. В рамках данной статьи проведем анализ одного из крупнейших субъектов мирового финансового рынка: Международного валютного фонда (МВФ).

Международный валютный фонд (МВФ) – ведущая организация международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере. МВФ был задуман в июле1944 года на международной конференции, проводившейся в Бреттон - Вудсе, штат Нью-Хемпшир, США, на которой делегаты от 44 государств договорились об основах экономического сотрудничества, призванных не допустить повторения губительной экономической политики, ставшей одной из причин Великой депрессии 1930-х годов. [1].

В течение данного десятилетия в основных промышленно развитых странах снизился уровень экономической активности, страны пытались защитить свою экономику путем введения более жестких ограничений на импорт, но это лишь усугубляло стремительный спад мировой торговли, производства и занятости. В целях сохранения истощающихся золото-валютных резервов, некоторые страны ограничили для своих граждан возможность покупать за рубежом, другие девальвировали свою валюту, третьи установили сложные ограничения на право граждан владеть иностранной валютой. Однако, эти решения оказались непродуктивными, и ни одна страна не смогла за их  счет надолго вырваться вперед. Такая «политика разорения соседа», подорвала международную экономику: объем мировой торговли резко сократился, и во многих странах снизились занятость и уровень жизни.

В дополнение ещё не закончилась вторая мировая война, США вели переговоры с СССР, выбирая выгодный момент для открытия второго фронта против фашистской Германии, и её многочисленных союзников с целью участия в переделе мира, а также велись разговоры о послевоенном его устройстве. Цель МВФ, которая первоначально была установлена: это объединение денежных ресурсов мира для реконструкции его послевоенного устройства, ускоренного восстановления экономического потенциала, перевооружения.

Наиболее существенный вклад в разработку концепции МВФ внесли Джон Мейнард Кейнс, возглавлявший британскую делегацию, и Гарри Декстер Уайт — высокопоставленный сотрудник Министерства финансов США.

Согласно Бреттон-Вудскому соглашению, для золота была установлена твёрдая цена: 35 долл. за 1 тройскую унцию. [2].

Окончательный вариант соглашения первые 29 государств подписали 27 декабря 1945 года — официальная дата создания МВФ, который начал свою деятельность 1 марта 1947 года как часть Бреттон- Вудской системы.

Уставные цели МВФ сегодня остаются теми же, что были сформулированы в 1944 году. Основные цели МВФ:

- Способствовать развитию международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере;

-   Содействовать расширению и сбалансированному росту международной торговли и за счет этого благоприятствовать достижению и поддержанию высокого уровня занятости и реальных доходов, а также развитию производительных ресурсов всех государств-членов;

-     Способствовать стабильности валют, поддерживать упорядоченный валютный режим среди государств-членов и избегать девальвации валют в целях получения преимущества в конкуренции;

-   Оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами- членами;

- За счет временного предоставления общих ресурсов Фонда государствам-членам при соблюдении адекватных гарантий создавать у них состояние уверенности, обеспечивая тем самым возможность исправления диспропорций в их платежных балансах.

Если, в общем, обозначить вышеперечисленные цели, то МВФ является центральным учреждением международной валютно-финансовой системы – системы международных платежей и курсов национальных валют, позволяющая странам вести между собой экономические операции. МВФ предоставляет кредиты государствам-членам, испытывающим проблемы платежного баланса, – не только в целях временного финансирования, но также для поддержки политики стабилизации и реформ, направленной на устранение основных проблем.

Высшим руководящим органом МВФ является Совет управляющих, который состоит из представителей всех стран-членов (как правило, ответственного за проведение валютной политики министра или главы центрального банка с заместителем). Управляющие встречаются раз в год, на сессиях.

За исключением обязательных полномочий, таких как приём новых членов, пересмотр квот, изменение валютных паритетов и др. Совет может делегировать исполнение своих обязанностей Директорату. При Совете работают два комитета: Временный комитет и Комитет по развитию. Временный комитет консультирует Совет - по управленческим вопросам текущего контроля за мировой валютной системой и её приспособлением к меняющимся условиям. Комитет развития, консультирует относительно особенностей потребностей беднейших стран. Управляющим от Российской Федерации в МВФ является Министр финансов Российской Федерации А.Г. Силуанов. Заместителем Управляющего от России в МВФ - Председатель Банка России Э.С. Набиуллина.

Исполнительный комитет отвечает за текущие дела МВФ. 7 из 24 исполнительных директоров назначаются странами с наибольшими квотами (Германия, Великобритания, Китай, Саудовская Аравия, США, Франция и Япония), остальные 17 выбираются Советом управляющих с учётом принципа регионального представительства. Заседания Исполнительного совета проходят 2 - 3 раза в неделю под председательством директора-распорядителя, которого выбирает Исполнительный совет. Если президентом Мирового банка является американец, то директор-распорядитель МВФ по традиции - европеец. Исполнительный директор от России в МВФ – А.В. Можин.

Персонал МВФ насчитывает почти 2000 человек из более чем 100 стран. Основная часть его работает в штаб-квартире в Вашингтоне, незначительная часть служащих задействована в отделениях в Париже, Женеве и ООН в Нью-Йорке, или являются временными представителями МВФ в странах-членах.

Порядок вступления в Международный валютный фонд не предусматривает особенных условий для вступления в организацию. Членство в ней открыто для любого государства, которое способно и готово выполнять определённые обязанности.

МВФ организован по примеру акционерного общества, а потому возможность каждого члена влиять на деятельность Фонда ограничивается размером его части в капитале. Так, каждая страна-член имеет 250 «базовых» голосов (в независимости от размера взноса в капитал Фонда) и дополнительно по 1 голосу за каждые 100 000 единиц СДР его части в этом капитале. При голосовании, по некоторым вопросам кредиторы могут получить по 1 голосу на каждые $400 000 займов, предоставленных ими ко дню голосования, за счёт соответствующего уменьшения количества голосов стран-должников.

Размер квот определяется при вступлении страны в МВФ, а потом пересматривается каждые пять лет.

Так, с учётом квоты в капитале МВФ, на долю стран «большой семерки» приходится 43,4  % голосов, в т. ч. на США – 17,4%, на долю Евросоюза – 30,4 %, а на долю развивающихся стран БРИКС - 14,7 %. Однако, данное соотношение не обеспечивает представительство и голоса стран-членов на уровне их фактического вклада в мировую экономику. Как видим, доля БРИКС в МВФ в два раза ниже соответствующего значения стран ЕС.[7].

В итоговом коммюнике, принятом на саммите «Группы 20» в Ханчжоу (2016), выражается надежда, что изменения в структуре акционеров МВФ приведут к росту совокупной доли развивающихся стран. Согласно заявлениям МВФ вопрос пересмотра формулы расчета квот, должен быть решен вместе с завершением очередного 15-го пересмотра квот до конца 2017 года.

Одна из важнейших обязанностей МВФ заключается в предоставлении кредитов государствам- членам, сталкивающимся с фактическими или потенциальными трудностями в области платежного баланса. Финансовая помощь помогает странам, стремящимся пополнить свои международные резервы, стабилизировать свои валюты, продолжать оплачивать импорт и восстановить условия для активного экономического роста одновременно с принятием мер по исправлению первоначальных проблем. В отличие от банков развития, МВФ не предоставляет кредиты на конкретные проекты.

Рассмотрим деятельность МВФ по выдаче кредитов по состоянию на 30 апреля 2016 года.




Сумма финансирования, которую государство-член может получить от МВФ (его лимит доступа), определяется на основе его квоты. Например, при некоторых видах кредитов государство-член может заимствовать до 145 % своей квоты ежегодно и до 435 % нарастающим итогом при обычном доступе. Сверх этих уровней, может предоставляться «исключительный доступ», если соблюдаются конкретные критерии снижения рисков [10].

Рассмотрим, каким образом МВФ оказывает влияние на мировой финансовый рынок на примере кредитования МВФ экономики Российской Федерации.

МВФ – это своего рода большая касса взаимопомощи, аккумулирующая лучший мировой финансовый опыт, оказывающая консультационную помощь и предоставляющая нуждающимся странам краткосрочные кредиты для поддержания их экономик в трудный момент. Международные эксперты, владеющие обширными экономическими знаниями и статистикой текущего состояния мировой экономики, в любой момент готовы прийти на помощь стране, оказавшейся в трудном положении. МВФ не дает денег на коммерческие проекты, но он готов предоставить кредиты под структурную модернизацию государственного механизма. Однако, эти рекомендации всегда сводятся к одной и той же схеме: заемщик обязан в кратчайшие сроки восстановить свою платежеспособность. Если у него нет возможности увеличить доходы, значит, он должен кардинально снижать расходы.

В действительности, так как МВФ дает кредиты только государству, то сокращение расходов подразумевает всегда одно и то же: прекращение любого субсидирования внутренней экономики; кардинальное сокращение госбюджета; ликвидацию социальных гарантий и открытие границ для иностранного капитала. Плюс к этому — обязательная приватизация госсобственности и предоставление различных преференций частным инвесторам. Соответственно, повышение налогов.

Таким образом, как уже говорилось ранее, МВФ выдает кредиты, только в том случае, если страна заемщик позволяет МВФ определять конкретные меры экономической политики и действия, которые страна должна осуществить для решения своей проблемы с платежным балансом и возврата денежных средств. Исходя из годового отчета, МВФ за 2016 год выдало кредитов 16 государствам на сумму 9,2 млрд. долларов США. Следовательно, можно сделать вывод, что МВФ влияет на экономическую политику всех государств заемщиков и весь мировой финансовый рынок.

В начале 90-х годов, в условиях беспрецедентного экономического кризиса Россия не могла привлекать кредиты на свободном финансовом рынке, и поэтому для нее жизненно необходимым становились кредиты межгосударственных организаций, таких, как МВФ и Всемирный банк. Ради соответствия их требованиям, составлялись декларации об экономической политике и происходила демонстративная борьба с инфляцией.


Таблица 1

 Кредиты и транши, выданные России за период 1992-1998 г. [10].


Дата предоставления

кредитов

Сумма (в млн.

долл.)

 

Условия кредитов

 

1992 г, 5 августа

 

1,0

Дефицит  госбюджета  в  пределах  до  5%  ВВП,  темп

инфляции — менее 10%

 

1993 г., 6 июля

 

1,5

Контроль за ростом денежной массы; темп инфляции — не

свыше 7—9% в месяц.

1994 г., 25 апреля

1,5

Либерализация внешнеэкономической деятельности.

1995 г., 11 апреля

6,8

Сокращение дефицита госбюджета (с 11% ВВП в 1994 г. до

6%), Прекращается финансирование бюджетного дефицита за счет льготных кредитов ЦБ РФ

 

1996 г., 26 марта

 

10,1

Ликвидируются экспортные пошлины на газ и нефть с

одновременным компенсирующим повышением акцизов

 

 

1998 г.. 20 июля

 

 

11,2

Перестройка  налоговой  системы  и  улучшение  сбора

налогов. Предлагается владельцам ГКО обменивать их на еврооблигации в иностранной валюте с более длительными сроками погашения по рыночным ставкам. реструктуризация и усиление контроля за банковской системой.

 

В целом за 1992—1998 гг. МВФ одобрил пять договоренностей о предоставлении кредитов России на сумму 30—32 млрд долл. Фактически до конца 1998 г. были использованы 20—21 млрд долл. Кроме того, задолженность России по отношению к МВФ составляла на конец 1998 г. 13,7 млрд СДР, или 19,3 млрд долл., т.е. 318,4% ее квоты в Фонде (в соответствии с девятым пересмотром квот). В конце 1998 г. Россия была самым крупным заемщиком МВФ: на нее приходилось 20,56% общей суммы использования странами-членами ресурсов Фонда. [12].

Поскольку предоставление кредитов предполагало их погашение, МВФ консультировал Россию в вопросах денежно-кредитной и налоговой политики. В 2005 году Россия досрочно погасила все долги перед МВФ и на сегодняшний день задолженности не имеет.

Итак, влияние МВФ на мировой финансовый рынок в случае России состояло в следующем: После распада СССР, в России не было ни одного института, подготовленного к работе в рыночных условиях. Налог на прибыль, во времена плановой экономики определялся согласно центральному плану. Взимание налогов, имело совершенно иной механизм.

По предложению фонда и в соответствии с его методическими указаниями было создано специальное подразделение по крупным налогоплательщикам. Делалось это для того, чтоб обязать крупные нефтяные компании в полной мере платить налоги, и тем самым увеличить доходы бюджета.

У МВФ было три основные задачи: бюджет, денежная политика и платежный баланс. Его программа состояла: в ужесточении денежной политики, сокращении дефицита бюджета и снижении инфляции.

Благодаря кредитам, предоставленным Международным валютным фондом Россия имела возможность стабилизировать платежный баланс и расплачиваться по внешним обязательствам. На тот момент, они были крайне высокие. Россия должна была выплатить все долги СССР, резервного фонда на тот момент не имелось. То есть, главная задача МВФ заключается в том, чтоб неплатежеспособность и дефицит бюджета страны-должника не повлекли за собой ухудшение экономической ситуации в странах- партнерах.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что Россия является положительным примером взаимоотношения с МВФ, так как именно благодаря его активному участию в экономических реформах 90-х годов, Россия смогла построить рыночную экономику и обрести финансовую стабильность.

В дополнение, считаем необходимым отметить, что МВФ реализует и другие функции: предлагает техническую помощь и помощь в подготовке кадров странам, по их просьбе, для содействия им в накоплении опыта и знаний и развитии институтов, необходимых для проведения обоснованной экономической политики; предоставляет рекомендации государствам- членам относительно принятия мер политики, которые могут помочь в достижении макроэкономической стабильности, ускорив тем самым экономический рост и сократив бедность.

 

Список литературы

 

1.Андронова, И.В. Международный валютный фонд: вчера, сегодня, завтра / И.В. Андронова // Вестник международных организаций. – 2007. – № 6. – С.34-54.

2.Евстигнеев В.Р. Страны с переходной экономикой и Бреттон-Вудские кредиторы. Общественные науки и современность. 1997, № 4.

3.Звонова, Е.А. Международное внешнее финансирование в современной экономике. / Е.А. Звонова. – М. : Экономика, 2014. – 326 с.

5.Макроэкономика: учебник/ отв.ред.М.Л.Альпидовская, Н.В.Цхададзе.- Ростов н/Д: Феникс, 2017.- 409с.

6.Международный валютный фонд [Электронный ресурс] / Информационная справка, Электорн. дан. 2016 – Режим доступа: http://www.imf.org/external/np/exr/facts/rus/glancer.pdf

7.Международный  Валютный  Фонд  Годовой  отчет  2016  —  Совместный  поиск  решений:[Электронный          ресурс]          -          Электорн.          дан.          –          Режим          доступа:http://www.imf.org/external/russian/pubs/ft/ar/2016

8.Нагорнов, В.А. Сотрудничество с международными организациями и возможности для устойчивого и сбалансированного роста / В.А. Нагорнов // Вестник международных организаций. – 2014. – №1. – С. 88-98.

9.Смыслов, Д.В. Реформирование мировой валютно-финансовой архитектуры 1990-2000-е годы. – М.: ИМЭМО РАН, 2009. – 125 с.

10.Сутырин С.Ф., Ломагин Н.А. Россия и МВФ: является ли сотрудничество взаимовыгодным? Санкт-Петербургский Государственный Университет. Кафедра мировой экономики// Сб.трудов.- 2015,С.28-33.

11.Ушаков, Д.А. Развитие отношений Российской Федерации с Международным валютным фондом : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.14 / Ушаков Дмитрий Андреевич. – М., 2015. – 211 с. 12.Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс] / Международный валютный Фонд Электорн.      дан. 2016   – Режим доступа: http://www.cbr.ru/today/print.aspx?file=ms/smo/mwf_n.htm&pid=smo_29255&sid=itm_57822

13.BRICS Nations-led New Development Bank to Raise up to 3 Billion in Next 3 Years / [Электронный ресурс]: Официальный сайт New Development Bank. 21 September, 2016. Электорн. дан. – Режим доступа: http://www.ndb.int/BRICS-nations-led-New-Development-Bank-to-raise-up-to-3-billion-in-nxt- 3-years.php

14.Infrastructure Finance in the Developing World. Challenges and Opportunities for  Multilateral

Development Banks in 21st Century Infrastructure Finance // Working Paper Series. The Global Green Growth Institute. June 2015

15. Juutinen M., Kakonen J. Battle for Globalisations? BRICS and US Mega-Regional Trade Agreements in a Changing World Order : Observer Research Foundation. 2016, P. 32