На современном этапе развития экономических отношений возрастающая роль телекоммуникационных и информационных систем в процессе осуществления деятельности экономических субъектов существенно изменяет подхо ды к организации социальной сферы жизнедеятельности граждан страны.
В настоящий момент в Российской Федерации под влиянием мировых социально -экономических процессов достаточно активно развиваются и совершенствуются компоненты инфраструктурного комплекса электронного правительства, в том числе средства телекоммуникаций, компьютерное, програ ммное и нормативно-правовое обеспечение, элементы информационной безопасности. Достаточно большое количество популярных государственных услуг на данный момент уже переведено в электронный вид и полностью вписывается в функционал специализированных сервисов.
С увеличением доли услуг, предоставляемых в электронном виде, повышается количество пользователей Единого портала государственных и муниципальных услуг. Согласно статистическим данным(9) по итогам 2013 года 30% населения вовлечено в электронное взаимодействие с государственными и муниципальными органами.
Как видно на Рисунке 1, в 2013 году наибольший прирост получен по показателю, характеризующему использование гражданами Единого портала государственных и муниципальных услуг (далее – ЕПГУ)(10). Если в в 2012 году доля населения, использующая ЕПГУ, составляла всего 9%, то в 2013 году уже 13%.
Таким образом, по итогам 2012 года около 3% от общей численности населения было зарегистрированы на Едином портале государственных услуг и пользовались личным кабинетом. По оценкам Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации уже в конце 2013 года этот показатель составил более 4,5%.
Ключевой показатель, характеризующий уровень использования электронных ресурсов в целях получения государственных и муниципальных услуг «Доля граждан, использующих ме ханизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме», установлен в системе индикаторов Государственной программы «Информационное общество (2011-2020 годы)», плановые значения которого представлены на рисунке 2.Фактическая величина показателя, достигнутая в 2013 году, составила 30,8%, что превышает плановое значение на этот года, зафиксированное в государственной программе, на 0,8 п.п.В соответствии с Отчетом о ходе реализации и об оценке эффективности ГП «Информационное общество (2011-2020 годы)» в 2013 году» Минкомсвязи России статистическое наблюдение по данному показателю до 2013 года не осуществлялось, в связи с чем, не представляется возможным произвести сравнительный анализ достижения плановых показателей государственной программы за предыдущие периоды.
Одним из важных критериев улучшения качества предоставления муниципальных услуг является деятельность региональных властей, в особенности в отношении вопросов популяризации услуг в электронном виде среди населения.
В соответствии с опубликованным Минкомсвязи России в июле 2013 года рейтингом наибольшая доля граждан, пользующихся сайтом государственных услуг, была зафиксирована в Приморском крае (15,1% населения). Далее в рейтинге расположились Калининградская область со значением показателя 10,5%, Амурская область - 10,4%, а также Ханты-Мансийский автономный округ - 10,1% и Хабаровский край - 8,7%.
По данным территориальных субъектах наилучшим образом осуществляется работа местных и региональных органов власти по переводу государственных и муниципальных услуг в электронный вид.
Очевидно, что город Москва и город Санкт-Петербург оказалась в данном рейтинге лишь на 13-ом и 26-ом месте со значениями показателя доли населения, использующе го сайт государственных и муниципальных услуг, - 5,7% и 3,8% соответственно, так как рассматриваемые субъекты РФ имеют собственные порталы по предоставлению государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Аналогичной причиной объясняется место Республики Татарстан в данном рейтинге, которая будучи лидером в Российской Федерации по уровню информатизации государственных органов власти, с показателем в 0,9%, оказалась среди регионов с негативными показателями. В числе таких регионов оказались также Республика Ингушетия (1,0%), Республика Тыва (0,8%), Республика Кабардино-Балкария (0,5%), Республика Карачаево-Черкессия (0,7%). Между тем, положение этих регионов, в отличие от Республики Татарстан, определяется, как правило, низким уровнем доступа широкополосного Интернета населению и недостаточно активной работой властей в части популяризации портала.(11)
В тоже время качество услуг, переведенных в электронный вид, подвергается резкой критике, поскольку зачастую у пользователей государственных сервисов услуг отсутствует возможность получить корректную информацию о содержании, порядке оказания, мониторинге состояния и получении результата предоставляемых услуг в электронном виде. Во многом такое положение вещей зависит от недостаточного уровня компьютерной грамотности государственных и муниципальных служащих, что в свою очередь обеспечивает недостаточные темпы развития средств информационно-справочной поддержки и обслуживания пользователей.
Существует ряд проблем в работе самих сервисов государственных услуг, которые на данный момент заключаются в отсутствии единого подхода властных структур к вопросам автоматизации сбора и обработки информации, определении механизмов межведомственного взаимодействия (в том числе технических и программных решений), а также безопасности электронных каналов связи и обмена информацией между органами власти, населением и организациями. В незначительной доле органов государственной власти развернуты и используются комплексные системы электронного документооборота.
Таким образом, необходимо повысить качество как федеральных, так и региональных электронных услуг, привести их в соответствие с требованиями нормативных документов, в том числе перевести в электронный вид те услуги, которые еще не доступны на порталах государственных услу г, обеспечить гражданам возможность доступа к любому сервису электронного правительства по одному главному логину и паролю гражданина от его личного кабинета на Едином портале государственных и муниципальных услуг.
Список литературы
1. Индикаторы информационного общества: 2014: статистический сборник. – Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2014;
2. Государственная программа «Информационное общество (2011 -2020)», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации № 1815-р от 20.10.2010;
3. Садовникова Н.А., Клочкова Е.Н., Александров О.В., Табачникова Д.А. Методологические подходы к измерению степени удовлетворенности населения качеством государственных услуг Научно - информационный журнал «Вопросы статистики», 2014-№1;
4. Садовникова Н.А., Клочкова Е.Н. Основные направления формирования системы показателей сферы информационно-коммуникационных технологий// Научно-информационный журнал «Вопросы статистики», 2012-№3.
![]()
11http://minsvyaz.ru/ru/news/?id_4=43838 – официальный сайт Минкомсвязи России