За последние годы операционный менеджмент приобрел огромное значение для бизнеса. В настоящее время бизнес-образование предполагает обязательное ознакомление специалистов с современными методами управления операциями и процессами. Современные требования к обновлению бизнеса, повышению качества продукции, быстро изменяющимся условиям конкуренции, а также общий взгляд на проблемы управления свидетельствует о том, что правильное управление операциями является необ хо димым условием для успешной работы и выживания любой компании.
Операционный менеджмент обеспечивает эффективность управления и оценки различных административных и производственных процессов. Перед современным менеджером в производстве стоит, в первую очередь, задача принятия решений, нацеленных на оптимизацию процесса производства.
Операционный менеджмент - важнейший модуль программы МБА, направлен на обеспечение эффективного создания потребительских ценностей для клиентов сервисными и производственными компаниями. В настоящее время возрастает роль и значение операционного менеджмента в компаниях. Многие специалисты и менеджеры изучают концепции и методы операционного менеджмента, применяемые для достижения интенсивности производственных и сервисных операций в компаниях мирового класса. Это научное направление для тех, кто принимает непосредственное участие в процессе производства продукции или предоставления услуг. Подобно маркетинговому и финансовому менеджменту операционный менеджмент представляет собой область бизнеса с явно выраженными управленческими функциями. Знание сущности операционного менеджмента обеспечивает систематический подхо д к оценке различных организационных процессов, эффективность оценки различных административных и производственных процессов. Концепции и методы операционного менеджмента широко применяются в управлении различными функциями бизнеса.
Операционный менеджмент (Operations Management) – это деятельность, связанная с разработкой, использованием и усовершенствованием производственных систем, на основе которых производятся основная продукция или услуги компании. Операционный менеджмент - это деятельность по управлению процессами преобразования переработки материалов в готовый продукт и поставки этого продукта покупателю. Общие функции операционного менеджмента - это планирование, организация процессов, мотивация и контроль.
Оперативное управление, регулирование (operating manageement) – процесс практического воплощения планов в каждой из областей деятельности. Оно включает: анализ отклонений от плановых заданий, корректирование и осуществление организационно-те хно логических, экономических и технических решений, обеспечивающих своевременное и эффективное достижение заданных целей компании.
Операционный менеджмент представляет собой сферу деятельности, в которой наука управления людьми объединяется с различными способами и направлениями использования новейших технологий. Она заключается в эффективном и рациональном управлении любыми операциями, имеющими ключевое значение для клиентов и организации. Знание основ организационной структуры операционного менеджмента помогает менеджерам лучше понимать принципы деятельности своей организации. Сферы операционного и финансового менеджмента в компании позволяют объединять ряд вопросов по принятию решений, например, покупать ли новое оборудование или нет, расширять производство или изменять место расположения, и т. д.
В настоящее время операционный менеджмент претерпел не только значительные изменения, но и приобрел огромное значение для бизнеса: те хно логиями и предоставлением высококачественных услуг потребителям.
Развитие любой компании и уровень ее конкурентоспособности в значительной степени зависят от того, насколько удачно организовано ее управление производственными ресурсами. Именно в этом и заключается основная задача операционного менеджмента. Компанию можно рассматривать как структуру операционной системы. Операционная система – это производственно-хозяйственная система, но с четкой производственной ориентацией.
Кроме этого, операционный менеджмент занимается разработкой организационных систем, обеспечивающих максимально эффективное использование материалов, человеческих ресурсов, оборудования и производственных помещений в процессе изготовления продукции или оказания услуг и управление ими. Знание операционного менеджмента необ ходимо менеджеру любой компании, стремящейся обеспечить высокий уровень корпоративной конкурентоспособности. Каждая компания производит продукцию или услуги, и для обеспечения максимальной эффективности этого процесса, необходимо постоянно знакомиться с новейшими достижениями в этой области.
Знание сущности операционного менеджмента обеспечивает систематический подхо д к оценке различных организационных процессов. В практике операционного менеджмента при решении реальных задач применяется аналитический подход. Он позволяет лучше понимать окружающий мир, независимо от того, о каком именно процессе идет речь: о производстве продукции или оказание услуги. Изучение принципов операционного менеджмента открывает перед специалистом разнообразные перспективы карьерного роста. Место операционного менеджмента в общей модели структуры организации представлено на Рисунке 1.
Рис.1. Общая модель структуры организации
Организацию можно рассматривать и как структуру операционной системы. Под системой мы понимаем, совокупность взаимосвязанных компонентов, взаимодействие которых порождает новые качества, не присущие отдельным компонентам.
Подобно маркетингу и финансам, операционный менеджмент представляет собой область бизнеса с явно выраженными управленческими функциями. Примем здесь следующее определение: операционный менеджмент - это деятельность по управлению процессом преобразования переработки материалов в готовый продукт и поставкой этого продукта покупателю.
Операционный менеджмент обеспечивает эффективность управления и оценки различных административных и производственных процессов, а также эффективное создание потребительских ценностей для клиентов с сервисными и производственными компаниями. Понятие «операции», включает не только производство товаров (предметов), но и оказание услуг. Операция - производство предметов (личного или производственного потребления), выполнение подрядных работ и оказание услуг (бытовых, информационных, туристических), осуществление торговых операций и т. д..
Операции – есть «процесс, метод или ряд действий, главным образом практического характера» (Collins English Dictionary, 1986). Исходя из этого определения, операция есть неотъемлемый атрибут любого вида человеческой деятельности, которому свойственны организованность и продуктивность. Отсюда можно заключить, что все организационные функции есть операции, и что всякая управленческая деятельность включает в себя операционный менеджмент.
Операционный менеджмент обеспечивает эффективность управления и оценки различных административных и производственных процессов, а также создания потребительских ценностей для клиентов сервисными и производственными компаниями.
Операционная функция – это основа основ любой организации, она взаимодействует со всеми остальными функциями. Кадры и закупки можно рассматривать как сервисные функции по отношению к основным операциям (то есть как услуги), в то время как финансы не только представляют услугу, но выполняют контролирующую функцию. На уровне операционной функции все решения, связанные с управлением, можно подразделить:
· на стратегические (долговременные, 2-5 лет);
· на тактические (промежуточные, на год, квартал)
· на оперативные (кратковременные, на смену, неделю, месяц).
Следует разделить принимаемые решения по следующим видам. См. Табл.1. Область принимаемых управленческих решений
Таблица 1
|
Область стратегических решений |
Область тактических решений |
|
Конструкция товара; Структура и содержание процесса; Выбор местоположения Человеческие ресурсы; Поставки. |
Запасы; Составление расписаний; Управление качеством; Те хнология; Надежность и ремонт оборудования |
На практике операционным менеджерам нужно быть готовым и к принятию решений в совершенно неопределенной и непредсказуемой обстановке. Следует помнить, что общие функции операционного менеджмента те же, что и для общего менеджмента - это планирование, организация процессов, мотивация и контроль.
Список литературы
1. В.В.Володин, О.А. Огай, Ю.В. Нефедов. Операционный менеджмент: учебное пособие.- М.: Market DS, 2008.
2. Чейз Р., Эквилайн Н.Дж., Якобс Р. Производственный и операционный менеджмент. 8-е изд. М.Издательский дом «Вильямс», 2004. - 691с.