Актуальность темы статьи заключается в том, что малый бизнес является основой современной экономики, так как именно он в периоды постоянно меняющихся внешних условий обеспечивает гибкость и адаптивность национальной экономики, а также ее стабильное функционирование. От его состояния зависят не только темпы экономического роста, эффективность производства, динамика научно-технического прогресса, развитие конкуренции, но и многие другие аспекты общественной жизни, касающиеся проблем социального характера, а также он является важным источником налоговых отчислений в бюджет [3, с. 622]. При этом малый бизнес больше остальных видов бизнеса подвержен риску нестабильного развития и даже банкротства, для нивелирования. Связаны эти явления с [2, c. 54]:
- незначительным масштабом бизнеса, затрудняющим оценку его состояния;
- нестабильностью законодательства, особенно налогового;
- незначительным размером собственных средств и отсутствием ликвидных активов;
- короткой кредитной историей или ее отсутствием;
- высокими кредитными рисками и ограниченными возможностями по обеспечению кредитов, выдаваемых малому бизнесу.
Актуальность темы статьи выражается в том, что для поддержки малого бизнеса государством, а также частным сектором, были внедрены различные финансовые инструменты, которые направлены на стабильное развитие организаций данного вида бизнеса, наибольшее применение получившие в развитых странах (таблица 1).
Таблица 1 Финансовые инструменты поддержки малого бизнеса в развитых странах [составлено автором]
|
Страна |
Финансовый инструмент |
Описание |
|
США |
Прямые и гарантированные займы от Правительства США |
Выдаются частными банками под гарантию Администрации по делам малого бизнеса, которая может достигать до 90 % заемного капитала |
|
Государственные программы, стимулирующие развитие деятельности рыночных финансовых институтов в части удовлетворения финансовых потребностей малого предпринимательства |
- программа «7а», по которой предоставляется гарантия (не менее 75 % от займа) субъекту; - программа CDC/504, позволяющая получить долгосрочный кредит с фиксированной ставкой для |
|
|
|
приобретения основных фондов; - программа «Инвестиционная компания малого бизнеса» - предоставление финансовой помощи развивающимся предприятиям в форме предоставления акционерного капитала, долгосрочных кредитов и долговых инвестиционных обязательств |
|
Система государственных заказов |
23 % сделок по государственным заказам должно реализовываться малыми предприятиями |
|
|
Великобритания |
Франчайзинг [4, c. 186] |
Одно юридическое лицо договаривается с другим юридическим лицом - компанией, которые занимается продажей франшизой, о том, что данное юридическое лицо в дальнейшем будет заниматься ведением коммерческой деятельности под именем данной фирмы или под ее брендом |
|
Долевое финансирование малых предприятий, которое осуществляется через специализированные фонды |
Увеличение рискового капитала предприятий малого бизнеса в среднем на 100 тыс. фунтов стерлингов для определенных секторов экономики |
|
|
Германия |
Программа помощи самофинансирования |
В течение 3 лет после основания фирмы можно получить кредиты под так называемые «сопряженные инвестиции» |
|
Субсидирование процентной кредитной ставки |
Отмена нижнего предела в предоставлении кредита, разрешено подать в общей сложности две заявки на предоставление кредита, общая сумма которых не превышает 50 тыс. евро. |
Формально в Российской Федерации присутствует довольно широкий набор финансовый инструментов поддержки малого бизнеса (рис. 1), хотя объективно набор финансовых инструментов поддержки развития малого бизнеса гораздо специфичнее в развитых странах.
При этом в России малый бизнес пока развит достаточно слабо, так как, по различным оценкам, доля малого бизнеса в валовом внутреннем продукте страны составляет всего около 20 %, а вклад в общую
занятость населения - порядка 25 %. Данная ситуация является следствием сложного доступа предприятиям
малого бизнеса к
финансовым инструментам, что сдерживает рост и
модернизацию малых предприятий.
Так, малый бизнес, даже в городах-миллионниках, испытывает значительные сложности в получении заемного финансирования, так как подвергается определенной дискриминации со стороны банков по сравнению с иными, более крупными категориями заемщиков. Ведь кредитование малых предприятий рассматривается банками как рискованный вид деятельности из-за отсутствия у них кредитной истории, возможности предоставить достаточные гарантии залогового обеспечения. Кроме того, для снижения риска невозврата, кредиты предлагаются на короткий срок и под более высокие проценты. Средняя процентная ставка держится на уровне 17 % годовых, что является весьма труднодоступной ставкой для выплаты процентов по кредиту для большинства малых предприятий [1, c. 93].
В портфеле большинства коммерческих банков кредиты малому бизнесу весьма невысоки. На конец 2015 года доля кредитования малого бизнеса значительна лишь у Пробизнесбанка - 20%, но это для российских банков редкое исключение. В определенной мере это обусловлено размером минимального кредита, ниже которого выдавать банки считают не рентабельным. Так, для Пробизнесбанка сумма минимального кредита составляет 10 тыс. долларов, для БИН-Банка и Банка «Авангард» эта сумма еще выше - 20 тыс. долларов [5, c. 149].
Тем не менее, на рынке сегодня существуют выгодные малому бизнесу продукты, стимулирующие рост использования финансовых инструментов в малом бизнесе:
- открытие и ведение расчетного счета субъектов малого бизнеса на льготных условиях. Так, Альфа-Банк и Райффайзенбанк предоставляют субъектам малого бизнеса и индивидуальным предпринимателям специализированные пакеты предоставляемых услуг, в том числе авансовые, которые ведут к значительной экономии расчетно-кассового обслуживания;
- предоставление специальных бизнес-карт для малого бизнеса, позволяющих оперативно без обращения в офис банка переводить денежные средства на свой расчетный счет с помощью банкоматов (Альфа-Банк);
- предоставление услуг мобильного эквайринга, что позволяет предпринимателю использовать более доступный вариант оплаты с помощью банковской карты в сравнении с обычным торговым эквайрингом (Альфа-Банк).
Таким образом, налицо противоречие в развитии финансовых инструментов на примере кредитования коммерческими банками – с одной стороны, пока малый бизнес поддерживается слабо с помощью финансовых инструментов по сравнению с крупным бизнесом, с другой стороны, банкам выгодно развивать дополняющие финансовые инструменты сервисы для быстрого и комфортного доступа к ним предприятий малого бизнеса. Необходимо продолжать дальше развивать финансовые инструменты для поддержки малого бизнеса, особенно в городах-миллионниках, для более качественного этапа развития экономики и стабильного состояния финансовой и бюджетной систем.
Список литературы
1. Бондаренко Т.Н., Баранова Е.А. Лизинг как эффективный инструмент поддержки и стимулирования развития малого бизнеса // International journal of applied and fundamental research. – 2016. - № 6. – с. 92-95.
2. Зиганшина А.И. Финансовые инструменты развития институциональной среды малого предпринимательства // Финансы и кредит. - 2012. - № 45 (525). - с. 51-58.
3. Корнева Е.В., Корень А.В. Факторы, влияющие на предпринимательскую активность региона // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. – С. 622.
4. Пекова А.Л., Ерохин С.Г. Развитие франчайзинга как фактор поддержки малого бизнеса в современных условиях // Молодой ученый. - 2017. - №8. - С. 186-189.
5. Савичева Т.С. Новые инструменты кредитования малого бизнеса в условиях рецессии // Вестник науки и образования Северо-Запада России. - 2015. - № 3. - с. 148-155.