Президент России Владимир Путин продлил продовольственное эмбарго, введенное в ответ на санкции Запада, до конца 2017 года.
«В целях защиты национальных интересов Российской Федерации и в соответствии с федеральными законами от 30 декабря 2006 г. № 281-ФЗ "О специальных экономических мерах" и от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЭ "О безопасности"
Продлить с 6 августа 2016 г. по 31 декабря 2017 г. действие отдельных специальных экономических мер, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" и продленных Указом Президента Российской Федерации от 24 июня 2015 г. № 320...»[1].
Ранее премьер-министр России Дмитрий Медведев, комментируя продление продэмбарго, подчеркнул, что к этому решению кабинет министров подтолкнули неоднократные просьбы отечественных производителей. Он призвал бизнес не упускать время, более активно пользоваться возможностями и развивать экспортный потенциал.
По мнению экс-министра финансов России Алексея Кудрина, продление эмбарго не повлияет на взаимодействие России с международными рынками, поскольку ограничения действуют уже не первый год.
В 2014 году Минсельхозом России разработан и согласован План содействия импортозамещению в сельском хозяйстве Российской Федерации на 2014-2015 годы. Целью Плана являлось создание благоприятных условий для динамичного развития производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для ускоренного снижения зависимости внутреннего рынка от поставок импортной продукции. План предусматривал комплекс мероприятий по разработке и корректировке ряда нормативных правовых актов в сферах обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации, развития производства и сбыта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развития инфраструктуры и логистического обеспечения агропродовольственного рынка, таможенно- тарифного регулирования, фитосанитарного и ветеринарного контроля (надзора), земельной политики и международного сотрудничества [2].
На сегодняшний день ситуация в АПК выглядит существенно лучше, чем в экономике в целом. Наблюдается устойчивый процесс импортозамещения в сельском хозяйстве на фоне сочетания эффекта от девальвации, господдержки и эмбарго. Само собой, сказывается более короткий инвестиционный цикл и относительно низкая капиталоемкость отрасли. На этом фоне, согласно недавним оценкам Росстата в РФ за 2015 г. промпроизводство в АПК за прошлый год выросло на 3%. Если раньше инвесторов больше интересовали проекты в животноводстве (производство мяса птицы, к которому затем добавилось производство свинины), то сейчас на гребне волны – вложения в тепличные хозяйства и молочные фермы. Сегодня Россия не обеспечивает себя овощами даже наполовину. По оценке Минсельхоза, стране необходимо увеличить тепличный парк до 1500 га, отечественных производителей в этом секторе активно поддерживает государство – речь идет о субсидировании ставок по кредитам, а также о возмещении капитальных затрат.
На примере Красноярского края рассмотрим перспективы развития и необходимость тепличных комплексов в период продления продэмбарго.
В Шарыповском районе будет построен крупнейший в Сибири тепличный комплекс. Договоренность об этом достигнута в ходе Красноярского экономического форума между инвесторами и правительством региона. Строительством будет заниматься один из крупнейших агропромышленных холдингов России – компания «Парус Агро Групп». Бизнесменам требуется территория до 60 га. Объект будет расположен рядом с Березовской ГРЭС. Министр сельского хозяйства Красноярского края Леонид Шорохов уточнил, что правительство региона предусмотрит меры господдержки для реализации проекта, а также окажет помощь в решении земельных вопросов. Поставки тепла и углекислого газа, необходимого для выращивания овощей, будут осуществляться от Березовской ГРЭС по льготным тарифам.
Еще один тепличный комплекс планируется построить в муниципальном образовании город Норильск (далее МО Норильск). На данный момент проект «Норильский тепличный комплекс» (далее «НТК») вступил в стадию реализации.
Поэтому, чтобы получить приблизительные данные реализуемого объема овощной продукции, был проведен опрос участников потребительского рынка и поставщиков, занимающихся организацией поставки овощной продукции в течение года. Выяснено, что объем реализованной овощной продукции (за исключением зеленой растительности) приблизительно равен объему завоза (с учетом естественных потерь). По статистическим данным на 1 января 2015 года численность населения составляла 176971 человек (мужчин 89056 чел., женщин 87915 чел.) [3]. По данным полученным в ходе опроса выявлено, что в целом на одного человека, несмотря на его возраст и пол, приходится 6,6 кг овощей в месяц, из них 50% составляют такие виды овощей, как помидоры и огурцы. В свою очередь 3,3 кг овощей делятся в соотношении 60% потребления огурцов и 40% помидоров. При грубом расчете, исходя из вышеуказанных показателей, возможно подсчитать приблизительный объем реализации и потребление населением МО Норильск огурцов и помидоров в год:
Огурцы=3,3*60%*176971*12 = 4204 т;
Помидоры = 3,3*40%*176971*12 = 2803 т.
В связи с этим, мощность «НТК» спланирована в следующих объемах выращивания в год: Огурцы – 1400 т;
Помидоры – 800 т; Зелень – 300 т.
Специалистами Управления потребительского рынка и услуг Администрации города Норильска (далее по тексту - УПРиУ) в соответствии с возложенными функциями осуществляется наблюдение за динамикой розничных цен на социально значимые продукты питания [4]. Показатели динамики цен используются для решения основных задач, возложенных на муниципалитет, и принятия управленческих решений. В этой связи результаты мониторинга, проводимого специалистами УПРиУ, не могут являться официальной статистической информацией. При этом, (табл. 1), УПРиУ располагает информацией о средних розничных ценах на овощную продукцию в 2015 году:
Таблица 1 - Средние розничные цены на овощную продукцию
|
Наименование |
Ед.изм. |
Средние розничные цены (руб.) |
|||
|
1 квартал |
2 квартал |
3 квартал |
4 квартал |
||
|
Картофель |
1 кг |
37,7 |
45,6 |
47,1 |
37,5 |
|
Капуста |
1 кг |
47,8 |
67,9 |
52,0 |
40,3 |
|
Лук репчатый |
1 кг |
45,8 |
51,3 |
47,2 |
39,6 |
|
Зелень |
1 кг |
464,0 |
452,9 |
428,6 |
437,9 |
|
Морковь |
1 кг |
49,0 |
62,9 |
70,6 |
49,5 |
|
Свекла |
1 кг |
46,0 |
49,1 |
54,9 |
41,8 |
|
Огурцы |
1 кг |
397,2. |
274,8 |
79,9 |
381,4 |
|
Помидоры |
1 кг |
334,4 |
284,1 |
115,2 |
315,9 |
Цены и поставки овощной продукции формируется исходя из потребительской корзины населения. В течение года она меняется, например, в летний период (несмотря на уменьшение цен) объемы продаж падают, в связи с большим оттоком населения в отпуск.
По состоянию на 01.01.2016 года реализация продовольственных товаров на территории муниципального образования город Норильск осуществлялась в 391 объекте торговли, из которых 380 объектов имеют в ассортименте овощи.
Основное количество крупноформатных объектов продуктовой розницы принадлежит местным торговым операторам, среди которых можно выделить такие торговые сети как «Подсолнух», «ЖарПтица», «Океан», «Медведь», «Материк», «Югас», «Солнечный»[4].
Таким образом, строительство и ввод в эксплуатацию тепличных комплексов в условиях продления продовольственного эмбарго позволит закрыть потребность края в свежей овощной продукции, также реализация подобных проектов повлечет за собой создание новых рабочих мест для жителей городов и районов.
1. Официальный интернет портал правовой информации. Государственная система правовой информации. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201606290006.
2. Белоносов Д.С. Агропромышленный комплекс в условиях санкций 2014-2015 годов// Формирование инфраструктуры развития АПК: Теория и практика// Материалы XIV Международной научно-практической конференции, Барнаул, 24-25 сентября 2015 г., - 282 с.
3. Официальный интернет портал. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю. Режим доступа: http://krasstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krasstat/ru/
4. Письмо Управления потребительского рынка и услуг Администрации города Норильска на запрос № 189 от 20.04.2016 ФГБНУ НИИ сельского хозяйства и экологии Арктики.