Аннотация:
Статья посвящена вопросам практики применения упрощенной системы налогообложения. На основе налоговой отчетности исследованы элементы налоговой базы по единому налогу и региональные условия, влияющие на выбор объекта налогообложения.
Ключевые слова: единый налог, налоговая база, доходы, расходы. налоговая статистика
В современных условиях хозяйствования налоговая политика является основным регулятором взаимоотношений между налогоплательщиком и государством. Одним из направлений политики государства в области налогообложения является стимулирование субъектов малого бизнеса. Эта задача решается путем совершенствования налогового законодательства, как на федеральном, так и на региональном уровне. Принятые в последние годы поправки налогового законодательства направлены на расширение полномочий органов региональной власти в определении некоторых элементов налогообложения.(1)В связи с этим представляет научный и практический интерес анализ региональных особенностей формирования налоговой базы для исчисления единого налога.
По условиям налогообложения при упрощенной системе предусмотрено два объекта для исчисления единого налога: доходы и доходы за вычетом расходов. Объект налогообложения выбирается налогоплательщиком самостоятельно. Анализом практики установлено, что вид объекта влияет на величину налоговой нагрузки бизнеса. Налогоплательщику важно знать , какой объект для исчисления единого налога будет для него более выгодным. Исследованиями ряда авторов установлена зависимость налоговой нагрузки при разных объектах налогообложения от рентабельности бизнеса и от величины расходов на оплату труда, и связанных с ними отчислений во внебюджетные фонды. При более высокодоходном бизнесе выгоднее в качестве объекта налогообложения использовать показатель доходов. К тому же сумма единого налога при этом объекте уменьшается на сумму платежей во внебюджетные фонды, но с определенным ограничением.
Для каждого объекта налогообложения предусмотрена своя ставка единого налога. На первоначальном этапе применения упрощенной системы налогообложения это были конкретные значения, единые для всей территории России. С 2009 г. Cубъектам Федерации предоставлено право снижать ставку налога для отдельных категорий налогоплательщиков при объекте доходы за вычетом расходов до 5 процентов. Большая часть субъектов Федерации использует это право. Законами, принятыми на региональном уровне установлены ставки от 5 до 12 %. В обзоре, приведенном журналом «Упрощенка» отмечено отсутствие пониженных ставок лишь в 16 регионах(4). Ставку по нижнему уровню установили более половины субъектов Федерации.
Данные налоговой статистики позволяют провести анализ выбранных объектов налогообложения в региональном разрезе. В целом по РФ за 2014г налоговая база по объекту «доходы» составила 89, 4 %, соответственно по объекту «доходы – расходы»10,6%.У организаций, применяющих данный режим, эти доли составляют 87,3 % и 12,7%, у предпринимателей 93% и 7%. Несмотря на небольшие количественные различия видна устойчивая закономерность в значительном преобладании объекта доходы при исчислении единого налога как у организаций, так и индивидуальных предпринимателей. О структуре выбранных объектов можно судить и по другим показателям : по сумме начисленного налога и по количеству налогоплательщиков.
Таблица 1 Структура суммарной налоговой базы по единому налогу по РФ за 2014г
|
Показатели |
Объект доходы ( в % к суммарной налоговой базе) |
Объект доходы - расходы( в % к суммарной налоговой базе) |
|
Налоговая база |
89,4 |
10,6 |
|
Сумма исчисленного единого налога |
80,8 |
19,2 |
|
Количество налогоплательщиков, представивших декларации |
65,0 |
35,0 |
Из Табл.1 видно, что все показатели подтверждают вывод о преимущественном выборе налогоплательщиками в качестве объекта единого налога показателя доходы.
Таблица 2 Структура суммарной налоговой базы по единому налогу по Федеральным округам за 2014 г.
|
Федеральны е округа |
Объект доходы ( в % к суммарной налоговой базе) |
|
Объект доходы- расходы» ( в % к суммарной налоговой базе) |
||||
|
По налогово й базе |
По начисленном у единому налогу |
По количеству налогоплательщико в |
По налогово й базе |
По начисленном у единому налогу |
По количеству налогоплательщико в |
||
|
ЦФО |
91.7 |
80.5 |
67.0 |
8.3 |
|
20.5 |
33.0 |
|
СЗФО |
87.6 |
74.0 |
61.0 |
12.4 |
26.0 |
39.0 |
|
|
СКФО |
83.2 |
72.6 |
61.0 |
16.8 |
27.4 |
39.0 |
|
|
ЮФО |
91.7 |
84.0 |
74.5 |
8.3 |
|
16.0 |
25.5 |
|
ПФО |
88.8 |
79.0 |
63.7 |
11.2 |
21.0 |
36.3 |
|
|
УФО |
80.2 |
76.7 |
58.2 |
19.8 |
23.3 |
41.8 |
|
|
СФО |
90.2 |
75.0 |
64.6 |
9.8 |
|
25.0 |
35.4 |
|
ДВФО |
89.4 |
79.4 |
64.8 |
10.6 |
20.6 |
35.2 |
|
Для оценки практики использования прав региональной власти по снижению ставки единого налога по объекту «доходы – расходы» произведен расчет средней ставки налога и соотношения расходов и доходов (Табл.3)
Таблица 3 Средняя ставка налога и соотношения расходов и доходов по округам за 2014 год
|
Федеральные округа |
Средняя ставка налога по объекту Д-Р |
Соотношение расходов и доходов по объекту Д-Р |
|
ЦФО |
13.2 |
93.4 |
|
СЗФО |
11,7 |
92.3 |
|
СКФО |
11,2 |
89 |
|
ЮФО |
12,6 |
92.6 |
|
ПФО |
12.5 |
92.8 |
|
УФО |
7.4 |
88.4 |
|
СФО |
14.3 |
94.0 |
|
ДФО |
11,7 |
92.8 |
В среднем по России ставка налога по объекту «доходы- расходы» составила 12 %.Данные таблицы показывают, что в большей части Федеральных округов показатели близки к этому значению. Выделяется Уральский Федеральный округ, имея самое низкое значение средней ставки единого налога, что может свидетельствовать о более льготных условиях для определенных налогоплательщиков в данном округе. Этот вывод, подтверждает самая высокая по сравнению с другими округами доля налогоплательщиков, выбравших объектом налогообложения «доходы - расходы», почти 42 %.
Соотношение показателей доходов и расходов в определенной степени характеризует затратность и рентабельность бизнеса. В среднем по РФ у упрощенцев при объекте доходы – расходы этот показатель равен в 2014г. 92,6% .По Федеральным округам показатели близки к среднему значению, за исключением Уральского округа, в котором этот показатель составляет чуть больше 88 процентов.
Таблица 4 Структура суммарной налоговой базы по единому налогу по Приволжскому Федеральному округу за 2014г.
|
Приволжский Федеральный округ |
Объект доходы ( в % к суммарной налоговой базе) |
Объект доходы – расходы ( в % к суммарной налоговой базе) |
|||||
|
По налого вой базе |
По начисленно му единому налогу |
По количеству налогоплател ьщиков |
По налогов ой базе |
По начисленно му единому налогу |
По количеству налогоплательщ иков |
Средн яя ставка налога |
|
|
Республика Башкортостан |
91.2 |
82.0 |
70.9 |
8.8 |
18.0 |
29.1 |
13.6 |
|
Республика Марий-Эл |
84.7 |
73.0 |
58.8 |
15.3 |
27.0 |
41.2 |
12.2 |
|
Республика Мордовия |
89.8 |
79,1 |
63.8 |
10.2 |
20.9 |
36.2 |
14.0 |
|
Республика Татарстан |
86.8 |
80.0 |
63.0 |
13.2 |
20.0 |
37.0 |
9.8 |
|
Удмуртская Республика |
78.8 |
70.8 |
57.7 |
21.2 |
29.2 |
42.3 |
9.2 |
|
Чувашская Республика |
86.5 |
76.2 |
64.7 |
13.5 |
23.8 |
35.3 |
12.0 |
|
Кировская область |
88.7 |
76.6 |
66.6 |
11.3 |
23.4 |
33.4 |
14.4 |
|
Нижегородская область |
91.5 |
81.2 |
63.9 |
8.5 |
18.8 |
36.1 |
15.0 |
|
Оренбургская область |
83.1 |
74.6 |
56.3 |
16.9 |
25.4 |
43.7 |
10.0 |
|
Пензенская область |
90.1 |
78.7 |
66.5 |
9.9 |
21.3 |
33.5 |
14.8 |
|
Пермский край |
90.2 |
79.3 |
62.6 |
9.8 |
20.7 |
37.4 |
14.4 |
|
Самарская область |
86.4 |
81.3 |
59.8 |
13.6 |
18.7 |
40.2 |
14.8 |
|
Саратовская область |
91.5 |
81.6 |
66.8 |
8.5 |
18.4 |
33.2 |
14.5 |
|
Ульяновская область |
86.4 |
76.6 |
62.2 |
13.6 |
23.4 |
37.8 |
11.7 |
При анализе данных по Приволжскому Федеральному округу выявлены общие закономерности по исследуемому вопросу и региональные различия внутри округа. Анализируемые показатели имеют больший разброс по сравнению со средними значениями в рамках Федерального округа. Так, при средней доле объекта «доходы – расходы» по налоговой базе 11.25% региональные значения находятся в интервале 8.5% -21 %. По начисленному единому налогу при среднем показателе 21% интервал значений18%-29%, а по количеству налогоплательщиков при среднем показателе 36.3 % интервал значений от 29.1% до 43.7% Следует отметить, что доля налогоплательщиков, применяющих объект доходы- расходы превышает 40% в четырех субъектах округа Республике Марий-Эл, Удмуртской Республике, Самарской и Оренбургской областях.
При средней по Приволжскому округу ставке единого налога 12.5% отмечается ставка ниже 10 % в Республике Татарстан и Удмуртской Республике. В то же время в шести регионах ставка единого налога составляет от 14 % до 15 %. Что свидетельствует о незначительных льготах для налогоплательщиков, применяющих объект «доходы – расходы»
В Приволжском Федеральном округе в настоящее время не применяются пониженные ставки единого налога в Республиках Башкортостан, Марий-Эл и Нижегородской области. Отсутствие или прекращение действия льготных ставок (В Нижегородской области) связано с региональной налоговой политикой. Не исключено, что практика использования пониженных ставок показала неэффективность данной льготы.
С 1 января 2015 года для индивидуальных предпринимателей в некоторых регионах РФ введены налоговые каникулы. Согласно НК законами субъектов Российской Федерации может быть установлена налоговая ставка в размере 0 процентов для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных, после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах. Налогоплательщики, вправе применять налоговую ставку в размере 0 процентов со дня их государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей непрерывно в течение двух налоговых периодов. Минимальный налог, в данном случае не уплачивается. По итогам налогового периода доля доходов от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применялась налоговая ставка в размере 0 процентов, в общем объеме доходов от реализации товаров (работ, услуг) должна быть не менее 70 процентов. К региональным различиям использования данного положения приведут решения Субъектов Федерации по выбору видов предпринимательской деятельности, по которым применяется льгота и по ограничения на применение нулевой ставки в виде ограничения средней численности работников ; ограничения предельного размера доходов от реализации не более, чем в 10 раз.
По данным журнала Упрощенка решения налоговых каникулах приняты в 22 субъектах Федерации. В региональных Законах определены виды деятельности с учетом региональных особенностей экономики. Например, в Пензенской области нулевая ставка предусмотрена по следующим видам деятельности:
1) Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство;
2) Обрабатывающие производства;
3) Деятельность по предоставлению мест для временного проживания;
4) Разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги;
5) Деятельность в области информационных технологий;
6) Научные исследования и разработки;
7) Образование;
8) Деятельность по уходу с обеспечением проживания;
9) Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания.
Ограничение суммы доходов, дающее право на применение нулевой ставки уже имеют региональные различия. Например, в Саратовской области предельной является сумма18 млн. руб. за налоговый период, в Ямало-Ненецком национальном округе 6 млн. руб. В Московской области используется ограничение по численности работников, в количестве 15 человек. С 2016 г. субъектам Федерации будет предоставлено право понижать ставку единого налога и по объекту доходы. Важно правильно выбрать условия, применения данного положения с учетом интересов региональных бюджетов и налогоплательщиков. На современном этапе развития экономики региональные льготы должны стимулировать инвестиционное развитие за счет экономии в налоговых расходах. Как отмечает В.Г. Пансков, для этого необходимо законодательно установить конкретные цели, ясные критерии и четкие условия, при которых будут использоваться налоговые льготы.(2)
Список литературы
1. Налоговый кодекс РФ часть 2, глава 26.5 от 05.08.2000 № 117- ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07. 2000) (действующая редакция от 29.12.2014) Электронный ресурс, режим доступа // www . consultant. Ru
2. Пансков В.Г. Налоги в системе методов финансового регулирования экономики//Экономика, налоги, право 2015, №1, с. 114-120
3. Пышкина Н. Л. Анализ факторов налоговой базы на основе статистической налоговой отчетности // Экономический анализ: теория и практика 2014. №15, с 34-40
4. Пониженные ставки по УСН в 2015 г. по регионам// Электронный ресурс// Режим доступа/ www.26- 2.ru/art/178509-ponijennye-stavki-usn-v-2015-godu-po-regionam
5. Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2014г. Электронный ресурс // Режим доступа/nalog.ru/rn52/related_activities/statistics_and_analytics/forms/563