Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ РЕБЕНКА

Авторы:
Город:
Казань
ВУЗ:
Дата:
14 января 2016г.

     История человечества - это непрекращающаяся смена поколений, история взаимоотношений взрослых и детей, родителей и детей, государства и детей, протекающих на фоне проблем всей человеческой жизни. Без этого, в сущности, и нет истории. Ребенок продолжает, как и во все времена, оставаться центральной фигурой в семейном воспитании, а для государства судьба подрастающего поколения - главнейшая забота. С него (ребенка) и начинается история проблемы, обозначенной коротким словосочетанием - защита прав ребенка, за которым и возникает медленное, эволюционное зарождение института защиты прав детей: «Эволюция в мире привела к дальнейшему развитию социально-семейных отношений. Самые передовые демократии сталкиваются с проблемами подростковой преступности и массовой беспризорности, с высокой смертностью детей из-за плохого медицинского обслуживания и низкого уровня жизни их семей. Сложность всех этих проблем свидетельствует о том, что их решение не под силу отдельным, пусть даже и высокоразвитым государствам, и требует объединения усилий всего человечества. Эти факторы и привели к созданию института международно-правовой защиты прав ребенка»[5].

     Исторической вехой, оказавшей большое влияние на становление прав детей, стала Женевская декларация прав ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей Лиги Наций 24 сентября 1924 года, четко определившая стратегическое направление – «человечество должно дать ребенку все лучшее, что у него есть». Документ провозгласил семь основных принципов, согласно которым:

− ребенок имеет право на защиту и покровительство независимо от его расы, национальности и веры;

− ребенку нужно оказывать помощь, уважая неприкосновенность семьи;

 − ребенку должно быть гарантировано нормальное физическое, моральное и умственное развитие;

− голодного ребенка следует накормить; больного ребенка – лечить; ребенку, страдающему каким-либо недостатком, следует помочь; «трудного» ребенка следует перевоспитать; сироту и покинутого ребенка следует приютить;

− ребенок первым должен получать помощь во время бедствий;

− ребенку должны быть полностью гарантированы все меры, предусмотренные социальным обеспечением и страхованием; ребенок должен иметь возможность по достижении соответствующего возраста зарабатывать себе на жизнь, и закон должен охранять его от эксплуатации;

− ребенку следует прививать сознание того, что лучшие его качества должны быть поставлены на службу его собратьям.

     В международном праве существуют акты общего характера, предоставляющие защиту прав человека в целом. Положения международно-правовых соглашений затрагивают и особую социальную категорию – детей. Среди таких актов можно выделить Европейскую социальную хартию 1996 года, в которой провозглашено право матерей и детей на социальную и экономическую защиту. Особое внимание уделяется детям, родившимся вне брака, где главной заботой являются равные права для всех детей независимо от их статуса и статуса родителей. Вопросы, ксасающиеся статуса ребенка, затрагивают три аспекта:      установление      отцовства;права     детей,     родившихся     вне брака;защита сирот и бездомных детей[4].

   10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла первый международный акт о правах человека. Всеобщая декларация прав человека 1948 года наделила граждан планеты всеми правами и свободами без какого бы то ни было различия в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

   С этого времени защита прав детей на международном уровне приобретает реальные формы. Результатом многолетней работы международного сообщества явилась Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 года Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование, на их собственное благо и на благо общества, правами и свободами, и призывает родителей, мужчин и женщин как отдельных лиц, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства к тому, чтобы они признали и старались соблюдать эти права путем законодательных и других мер[1].

   Следующим документом, регламентирующим правовое положение несовершеннолетних, является Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях.

    Одним из первых шагов Генеральной Ассамблеи ООН по защите прав детей было образование в 1946 г. Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). Кроме того, защитой прав детей в отдельных областях занимаются специализированные учреждения ООН: Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Организация Объединенных Наций по вопросам науки, культуры и образования (ЮНЕСКО).

    Но к тому времени требовался единый международный документ, который соединил бы в себе весь предшествующий опыт нормотворчества и новые представления о защите прав ребенка. Таким документом стала Конвенция о правах ребенка, принятая 20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН. На Венской конференции по правам человека в 1993 г. было принято решение добиться того, чтобы к 1995 г. Конвенция стала универсальной для всех государств[8].

     СССР ратифицировал данную Конвенцию (дата ратификации Верховным Советом СССР - 13 июня 1990 г.), Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 15 сентября 1990 г.[7].

     Впервые в истории в рамках Конвенции был создан международный механизм контроля за выполнением положений Конвенции — Комитет по правам ребенка. Он уполномочен рассматривать периодические (раз в 5 лет) доклады государств о принятых ими мерах по осуществлению положений Конвенции (ст. 44). Кроме того, ст. 45 предусматривает, что Комитет также является координатором международного сотрудничества по выполнению поставленных в Конвенции целей. Для этого в его работе могут принимать участие Детский фонд ООН, специализированные учреждения, международные неправительственные организации. Еще одно новшество Конвенции — это положение, согласно которому государства должны обеспечить «широкую гласность своих докладов в своих странах» (п. 6 ст. 44).

     На основе изученных материалов, можно сделать вывод, что права ребенка есть высшая ценность. Только после принятия, рассмотренных международных нормативных актов о правах ребенка, в России начался процесс совершенствования законодательства в соответствии с содержанием международных документов, с общемировыми стандартами.

     Правительство РФ, подписав международные документы ООН об обеспечении выживания, защиты и развития детей, взяло на себя обязательство не только самому принимать соответствующие акты, но и поощрять правительственные и неправительственные организации в регионах по подготовке программ в интересах детства[6].

    Международная защита прав ребенка осуществляется по нескольким направлениям:

1)разработка  деклараций,    резолюций,    конвенций    с    целью подготовки международных стандартов в области прав ребенка; 2)создание специального контрольного органа по защите прав ребенка;

3)содействие приведению национального законодательства в соответствие с международными обязательствами (имплементационная деятельность);

4)оказание международной помощи через Детский фонд ООН.

   Наиболее         результативной         является        нормотворческая деятельность по защите прав ребенка. Она велась по двум направлениям: 1)закрепление прав ребенка в общих декларациях и конвенциях по правам человека либо в международных соглашениях, регламентирующих права отдельных социальных групп, тесно связанных с ребенком (права женщин) или в определенной области отношений (в области семейного, трудового права, образования);

2)разработка деклараций и конвенций, специально регулирующих права ребенка[2].

       Одним из главных механизмов защиты прав на европейском уровне является Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод требует от государств гарантировать их выполнение для каждого человека и вверяет ЕСПЧ полномочия по надзору как за практическими мерами, принимаемыми государственными органами стран-участниц, так и за национальным законодательством на предмет его соответствия европейским стандартам. Из всего этого следует, что любое лицо, в том числе и каждый ребенок, с целью защиты своих попранных прав и законных интересов имеет право обратиться в ЕСПЧ. Российская Федерация ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 5 мая 1998 г., и с этого момента российские граждане получили реальную возможность направлять индивидуальные жалобы, связанные с нарушением их прав, в Европейский суд по правам человека (г. Страсбург). Обычно жалобу в Европейский суд подают родители ребенка, однако если это по каким-либо причинам невозможно, ребенок может воспользоваться помощью адвоката или общественной организации. В одном из своих решений суд специально указывает, что, согласно Конвенции, несовершеннолетний имеет право сам обращаться с заявлением в Суд[3].

     Мы можем сделать вывод, что люди задумались об обеспечении и защите прав ребенка, начиная с самых истоков зарождения общества, и сегодня этот вопрос относится к одному из глобальных проблем современности, в решении которых заинтересовано все мировое сообщество. Это объясняется определяющей ролью подрастающего поколения в гарантировании жизнеспособности общества и прогнозировании его будущего развития. Однако следует признать, что ни одно государство в мире не может претендовать на роль образца в области соблюдения прав ребенка. Даже для самых демократических и экономически развитых государств характерны рост преступности несовершеннолетних, наличие семей с низким жизненным уровнем, смертность детей из-за недостаточного медицинского обслуживания, рост беспризорных детей. Все эти факторы доказывают невозможность разрешения детской проблемы только национальными средствами и вызывают необходимость объединения усилий мирового сообщества в целом, что и обусловило возникновение института международно- правовой защиты прав ребенка.

      Сегодня международная защита прав ребенка представляет систему взаимосогласованных действий государства и неправительственных международных организаций, направленных на разработку и обеспечение прав ребенка с целью формирования полноценной и гармонически развитой личности, содействие их закреплению в национальном законодательстве и оказание международной помощи детям слаборазвитых государств[2].

 

 

Список литературы

 

1.     Бондаренко О. А. Международные документы о правах ребенка: научно-практическое пособие / О. А. Бондаренко. – Волгоград, 2011. – С. 2-3.

2.     Исмаилов Б.И. Правовые основы системы ювенальной юстиции: учебное пособие / ответственный  редактор: Директор республиканского центра повышения квалификации юристов - к.ю.н. Норпулатов Н.Н. – Ташкент,2002. – С. 7 – 9.

3.     Рачек И.М. Вестник Томского государственного университета. - 2013. - № 373. - С. 119–122.

4.     Шайхутдинова Г.Р., Европейская социальная хартия / Правовой комментарий. - Казань, 2003. – С. 176.

5.     Шамрин М.Ю. Административное право. Защита прав детей:административно-правовой аспект.Москва. -  2013.  - ЕврАзЮж № 3 (58).

6.     Шнекендорфт З. К. Права ребенка в законодательных актах. – 1997.– Москва. - №40. - С. 1-3.

 7.     Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. // Международные акты о правах человека: Сб-к документов. М., 2003. - С. 306 - 323.

8.     Электронная энциклопедия "Википедия".  URL: http://www.wikipedia.org.