Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА

Авторы:
Город:
Назрань
ВУЗ:
Дата:
14 января 2016г.

   В настоящее время экологическое право, несмотря на свое важное значение для жизни и экономического развития государства является достаточно молодой отраслью российского право. Конечно, отдельные правовые нормы, регулирующие общественные отношения по поводу природопользования и охраны окружающей среды были и в стародавние времена.

    Периодизация развития и формирования экологического законодательства может быть осуществлена по различным основаниям. Но если в основу ее взять развитие и углубление самого понятия экологии и охраны окружающей среды, то довольно четко выделяются три основных этапа.

   Первый этап, который можно назвать консервационным, охватывает вторую половину XIX и первую половину XX вв. Именно в середине XIX века появилось само понятие экологии. Этот термин был введен в научный оборот немецким ученым Эрнестом Геккелем. В этот период, особенное в его начале, под охраной природы понимали охрану не окружающей среды в целом, а только редких и исчезающих видов животных и растений. Для этих целей начали создаваться различного рода заповедники, заказники, резерваты, национальные парки. Именно в этот период и в России создаются первые заповедники- Баргузинский, Астраханский и др.

   Второй этап- с середины XX в. до 80-х годов –характеризуется значительным расширением самого понятия охраны природы, под которым в этот период имеется в виду не только и столько охрана исчезающих видов животных и растений, сколько охрана всех природных ресурсов как таковых. Поэтому этот этап развития экологического законодательства можно назвать, конечно, также условно – природоресурсный. В данный период особенно (в 1957-1963 г.г) в тогдашних союзных республиках, в том числе в Российской Федерации, были приняты законы об охране природы. Законом от 27 октября 1960 года «Об охране природы в РСФСР» под охрану были поставлены практически все природные ресурсы, а не только исчезающие и редкие животные и растения, включая атмосферный воздух, типичные ландшафты, редкие и достопримечательные природные объекты, что хотя и не являлось природным ресурсом в собственном смысле слова, но представляла значительный экологический интерес.

    Закон «Об охране природы в РСФСР» был первым законом комплексного характера, посвященный регулированию использования конкретных отдельных природных ресурсов, их охране и рациональному использованию в целом, совокупности, составляющей всю природу, называемой в настоящее время с определенными поправками и уточнениями окружающей средой. Закон сыграл свою позитивную роль на том историческом этапе природопользования и охраны природы. В США подобный акт был принят спустя десять лет, а первая международная Стокгольмская декларация – лишь 16 июня 1972 г. на Конференции ООН по проблемам окружающей среды.

    Третий этап- примерно с начала 80-х г.г и по настоящее время - характеризуется всеохватывающим пониманием охраны окружающей среды, а не только природных ресурсов. Речь, таким образом, идет об охране самой среды обитания человека, что является непременным условием не только дальнейшего прогресса нашей цивилизации, но и самого ее существования. Именно в этот период, которого называют экологическим, появилось само понятие экологического права.

   Сложившаяся система права и законодательства играет роль важнейшего стабилизирующего фактора в развитии общества, в преодолении кризисных явлений. Устойчивая структура экологического права и законодательства, упорядочивающая его содержание, в соединении с методами и средствами регулирование образует комплекс и массив права и законодательства. В нем осуществляется интеграция разнородных и разноотраслевых норм права, употребляемых в интересах функционирования и развития экологических отношений.10

    Современная система источников экологического права становиться логическим итогом систематизации норм и актов, объединяемых тематикой для удобства пользования. В этих нормах и правовых актах применяются как публично-правовые, так и частноправовые средства воздействия, которые в совокупности с содержанием образуют систему комплексного экологического права, обеспечивающего управление природоохранными и природоресурсными отношениями в соответствии с нормами Конституции РФ. Для экологического права имеет значение, в частности, ее ст.7 провозглашающая Российскую Федерацию социальным государством, политика которых направлена на создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В рамках правовой системы источники законодательных и иных правовых требований выстраиваются по принципу их соподчинение в иерархическую пирамиду. В многонациональном Федеративном государстве, претендующем на то, чтобы стать правовым, демократическим, социальным, это особенно важно для налаживания надлежащей правотворческой деятельности органов государства и его субъектов, обеспечение режима законности и правопорядка.

     Не является исключением и экологическое право и законодательство, где многочисленные   и нередко весьма запутанные предписания разбросаны по различным «этажам» правовой системы, находятся на разных уровнях источников права и законодательства, причем не только на федеральном, но и на уровне субъектов РФ, муниципальных образований, учреждений, организаций, предприятий.11

 

10    Веденин Н.Н.Экологическое право: учеб.- 2-е изд.,перераб. И доп.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.


    В выстроенной иерархии источников экологического права, где соподчиненные «этажи» норм и актов дополняют и развивают друг друга, не должно быть место проблем, противоречиям, коллизиям актов и требований; все нормы, акты и предписания должны увязываться в единое целое, обеспечивать единство законодательных и иных правовых требований и единообразие правоприминения.

    Экологическое законодательство – это совокупность законов, которые регулируют отношения, образующие предмет экологического права.12

    Основываясь на критерии объекта правового регулирования совокупность таких законов можно подразделить на три группы:

1)     законодательство об окружающей среды.

 

2)     законодательство о природных комплексах

 

3)     природоресурсное законодательство.


11    Боголюбов С.А., Кичигин С.А., Сиваков Д.О. Экологическое право: конспект лекций.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008 .

12    Экологическое Право: Учебное Пособие/ М.М.Бринчук- М.: Изд-Во«Эксмо».2008.


    Объектом экологических отношений, регулируемых законами первой группы, является окружающая среда в целом, второй – природные комплексы, третьей – отдельные природные объекты.

   Законодательство об окружающей среды- новое явления для России. Оно стало развиваться лишь с 90-х гг. 20 века. Наряду с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» к нему, в частности относятся:

1)     Федеральный закон «Об экологической экспертизе»

2)     Федеральный «О радиационной безопасности населения»

3)     Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»Законодательство  о  природных  комплексах  –  также  новое структурная часть российского законодательства, которая включает:

1)     Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно- оздоровительных местностях и курортах».

2)     Федеральный   закон   «Об   особо   охраняемых   природных территориях»

3)     Федеральный закон «Об о континентальном шельфе Российской Федерации»

4)     Федеральный закон от 1 мая 1999 года № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» и др.

   Значительный удельный вес в системе экологического законодательства занимает природоресурсное законодательство. В отличии от законодательства об окружающей среде, природоресурсное законодательство более развито, поскольку, как подчеркивалось ранее, экологическое законодательство в России развивалось применительно к использованию и охране отдельных природных ресурсов.

   Природоресурсное законодательство – это совокупность законов, регулирующих отношения по использованию и охране отдельных природных ресурсов.13

    Природоресурсное законодательство включает:

 1)     Земельный кодекс РФ

 2)     Водный кодекс

 3)     Лесной кодекс

4)     Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 20-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О недрах»

5)     Федеральный закон «О животном мире»

6)     Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и др.

 

13    Экологическое право: учебное пособие/ М.М.Бринчук- М.: Изд-во «Эксмо».2008.


    В развитом цивилизованном юридическим и экономическом пространстве, где функционируют исторически обусловленные правовые, нравственные и экономические системы, могут существовать различные формы и виды источников права: правовой обычай, нормативно правовой акт федеральной власти, субъекта РФ и муниципального образования, судебный прецедент, договор, общие принципы, идеи и доктрины, религиозные тексты.

   Большую роль в формировании, применении и разграничении природоохранных и природоресурсных полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти ее субъектов играют правовые акты Конституционного суда РФ.

    В Республиках Адыгея и Башкортостан владение, пользование и распоряжение природными ресурсами передавались их народам. По конституциям Республики Коми и Северная Осетия-Алания природные ресурсы находились в различных формах собственности в порядке и на условиях, установленных их республиканским законодательством.

    Конституционный суд признал 27 июня 2000 г. эти положения не соответствующим Конституции РФ, поскольку они ограничивают суверенитет Российской Федерации и нарушают установленное разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Эти положения как относящиеся не к ведению республик, а совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов утрачивают силу и не подлежат применению судами и другими органами.

    В Конституции Республики Алтай природные ресурсы были объявлены достоянием (собственностью) Республики Алтай на подведомственной   территории.   Эти   положения   по   аналогичным основаниям постановлением Конституционного суда РФ от 7 июня 2000 г. также признаны неконституционными.14

    К источникам права начинают относить общие принципы права, нормативные договоры и соглашения, а также некоторые обладающие юридической силы обычаи. Признание этих феноменов элементами формирования и источниками права является для современной России сравнительно новым, хотя на практике они еще не приобрели того значения, которое им придается в теории права и которые имеют в ряде других стран.

   Отправные, исходные начала и принципы правовой системы становятся источникам права, если такая их роль закрепляется в законодательном порядке. Например в ст.38 Статута Международного суда предусматривается следующее: суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет общие принципы права, признанные цивилизованными нациями.

    Большинство юристов считают, что к подобным принципам, относятся, например, такие положения как: «специальный закон отменяет действия общего закона или: «позднейшим законом отменяется более ранний».15

    Общие принципы право постепенно занимают свое место в российском законодательстве. Согласно ст.6 ГК РФ при невозможности использования аналогии закона, т .е. применения законодательства, регулирующего сходные отношения, можно определить права и обязанности сторон исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства, из требований добросовестности, разумности и справедливости.

     Однако судебная, арбитражная и административная практика постоянно     сталкивается  с  трудностями  различного,  неоднозначного понимания и толкования понятий добросовестности, разумности и справедливости разными лицами, государственными и правовыми инстанциями, что обусловливается недостаточными правовыми и моральными традициями, неустойчивостью правоприменения, различием этнических позиций судей и иных должностных лиц.

 

9     Лазарев Л.В. Правовые позиции Конституционного суда России. М., 2003

10 Боголюбов С.А., Кичигин С.А., Сиваков Д.О. Экологическое право: конспект лекций.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008 .


    Договоры и соглашения между различными субъектами права могут устанавливать не только права и обязанности сторон, но и общие правила поведения, которым в будущем должны подчинятся другие участники предусмотренных в них общественных отношений. Примерами таких нормативно договоров являются договоры об общих и специальных водных и земельных сервитутах.

    К договорам относится также международный договор, предусмотренный ст.15 Конституции РФ, в которой устанавливается, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Тем не менее административная и судебная практика предполагает, как правила, имплементацию, т.е обязательное включение норм международного договора Российской Федерации в российское законодательство, иные нормативные правовые акты, и экологическое право здесь не является исключением.

    По этому пути идет и правотворчество Российской Федерации после подписания и ратификации международных договоров Российской Федерации, становящихся источниками российского права, составляется и реализуется план принятия российских правовых актов для обеспечения действия указанных договоров, включения их требований и предписаний в российское законодательство.

    Правило поведения, сложившееся в течение длительного времени и признаваемое государством в качестве общеобязательного, считается правовым обычаем. В экологическом праве правовые обычаи занимают наибольшее место по сравнению с другими отраслями российского права и законодательства,  что  можно  объяснить  наибольшей  длительностью, актуальностью и неурегулированностью  природоохранных и природоресурсных общественных отношений.

    Обычай был основным источникам права на разных ступенях развития общества. Многие последующие источники права и законодательные акты представляли собой систематизированные записи наиболее важных оправдавших себя обычаев. Таковы, например, Русская Правда XIII в. (узаконившая наказания за кражу, порчу и нарушения земельных и охотничьих владений), Судебник 1497, Соборное уложения 1649 г. (закрепившее три вида землевладения: государственное- царя; вотчинное- передаваемое по наследству; поместья- выдаваемое за службу и по месту службы, на время службы государю).16

    Обычай делового оборота предусматривается в ст.5 ГК РФ: им признается сложившееся и широко приминаемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не установленное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком либо документе. Обычай, противоречащий положением законодательства или договора, не применяется.

Примером включенного в законодательство обычая можно считать правила раздела земельного участка между собственниками расположенного на нем строения не только пропорционально долям права собственности на последнее, но и согласно сложившемуся порядку пользования участком – оправдавшему себя обычаю. Нередко сформировавшиеся и устоявшиеся правила пользования землей включаются в договоры сервитутов, распределение конкретных земельных долей при акционировании крестьянских коллективных хозяйств, при выделении из них отдельных членов.

      Не зафиксированные в законодательстве и праве обычаи используются в республиках с населением, исповедующим мусульманство.

 

16 БОГОЛЮБОВ С.А., КИЧИГИН С.А., СИВАКОВ Д.О. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО: КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ.- М.: ТК ВЕЛБИ, ИЗД-ВО ПРОСПЕКТ, 2008 .


    Однако  и  здесь  прослеживаются  тенденции  к  включению  обычаев, сложившихся веками, в нормативные акты и договоры: так происходит с законодательством и договорами Республики Дагестан. Велико значение буддистских традиций и обычаев в Республиках Бурятия и Калмыкия. Наиболее  характерным  для России  приемом  формирования  права  и распространенным  способом  правового  регулирования  общественных отношений,   в    том   числе   экологических   отношений,   всегда   был письменный нормативно правовой акт, что обусловливалось масштабами, централизацией       и многонациональностью       государства, желанием обеспечить единообразие правопонимания и правоприменения, довести понятный текст до сведения исполнителей.

     В России нормативный правовой акт имеет определенные преимущество перед остальными источниками права:

-он является письменным, публикуемым или оглашаемым иным способом источникам права, широко тиражируемым, доводимым различными методами, в том числе при помощи средств массовой информации, до сведения исполнителей;

-призван отражать сравнительно общий интерес, общую волю большинства или властной элиты, добивающейся с его помощью целей;

-готовится тщательно, всесторонне, длительное время, разрабатывается с помощью профессионалов, прежде всего квалифицированных экономистов, юристов, экологов, землеустроителей, предпринимателей, почвоведов;

-принимается представительным или исполнительным органам квалифицированным           или простым большинством голосов либо ответственным      должностным лицом, являющимся как правило, представителем власти.

    Нормативные правовые акты составляют иерархическую систему соподчиненных звеньев, их юридическая сила зависит от места и компетенции органа, принимающего акт. Среди них выделяется Конституция РФ и предусмотренные ею федеральные конституционные законы, федеральные законы и соответствующие им подзаконные акты, а также законы субъектов РФ.

    И в заключении необходимо отметить, что современное экологическое право России - динамично развивающаяся отрасль правовой системы. Оно прошло многовековой путь эволюции от единичных упоминаний о сбережении общинных лесов в источниках древнероссийского права к санитарному и лесному законодательству Российской империи, затем от советских декретов "О земле", "О лесах", "О недрах" к кодифицированному и текущему законодательству об использовании и охране отдельных природных объектов. Таким образом, было положено начало становлению "узкоспециализированных" блоков нормативно - правовых актов разного уровня, совокупность которых образует природоресурсное законодательство, регулирующее правила рационального природопользования, а также вопросы сохранения и сбережения ресурсов. В 60-х - начале 70-х годов во всех союзных республиках были приняты законы об охране природы. Содержавшиеся в них нормы были достаточно декларативны, поскольку не устанавливали конкретные формы юридической ответственности за экологические правонарушения. Тем не менее, эти законы стали важной вехой в формировании систематизированного природоохранного законодательства.

    Значение экологического право преувеличить трудно. Один из основоположников российского экологического право О.С. Колбасов в своем «Завещании экологом» говорил о том, что экологическое право должно сыграть колоссальную историческую роль- стать противовесом всего остального права, стоящего на страже имущественного богатство и сопряжённой с нею власти. 17

    

17 Колбасов О.С. Завещание экологом. // Журнал российского право. 2000. №5/6.С.90.



Список литературы

 

1.     Экологическое     право:     учебник     для     бакалавров     /под     ред.С.А.Боголюбова.- 3-е изд., перераб. и доп. М.: ИД Юрайт, 2012.

 2.     Веденин Н.Н.Экологическое право: учеб.- 2-е изд.,перераб. и доп.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

3.     Экологическое право: учебное пособие/ М.М.Бринчук- М.: Изд-во Эксмо».2008.

 4.     Боголюбов С.А., Кичигин С.А., Сиваков Д.О. Экологическое право: конспект лекций.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008 .

5.     Давид Р. Основные правовые системы современности.М.,1988

 6.     Лазарев Л.В. Правовые позиции Конституционного суда России. М., 2003