14 января 2016г.
Развитие демократических начал в государстве и функционирование институтов гражданского общества находятся в прямой взаимосвязи друг с другом. В свою очередь местное самоуправление является связующим звеном между гражданским обществом и государством, так как именно на местном уровне граждане имеют законодательно закрепленную возможность решать вопросы местного значения самостоятельно. Как правильно отмечает Т.Н. Михеева, местное самоуправление – это основа, на которой формируется гражданская инициатива и достигается общественный договор [1, с. 58]. В своем ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 12 декабря 2013 года Президент РФ В.В. Путин указал следующее: «Мы должны поддержать гражданскую активность на местах, в муниципалитетах, чтобы у людей была реальная возможность принимать участие в управлении своим посёлком или городом, в решении повседневных вопросов, которые на самом деле определяют качество жизни» [2].
В соответствии с ч. 1 ст. 66 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [7], в каждом субъекте Российской Федерации образуется совет муниципальных образований субъекта Российской Федерации. Также предусматривается возможность создания представительными органами местного самоуправления межмуниципальных хозяйственных обществ и некоммерческих организаций. В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [8] коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.
Как указывает Л. Рагозина, межмуниципальное сотрудничество – форма объединения и согласования интересов, координации действий муниципальных образований и (или) их органов в целях обеспечения представительства интересов муниципальных образований на всех уровнях государственной власти Российской Федерации, в международных органах и организациях, а также в целях повышения эффективности и результативности решения вопросов местного значения [4, с. 76]. Следует согласиться с мнением В.А. Юрченко в том, что необходимость межмуниципального сотрудничества связана с неспособностью местных сообществ самостоятельно реализовывать важные проекты, особенно при неблагоприятных экономических условиях [9, с. 69].
Муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы участия в организациях межмуниципального сотрудничества приняты в большинстве муниципальных образований России. Так, решением Собрания депутатов муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» Республики Марий Эл утверждено Положение о порядке участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества [5]. Среди целей данного участия необходимо выделить объединение финансовых средств, материальных и иных ресурсов муниципальных образований для совместного решения вопросов местного значения; организация взаимодействия органов местного самоуправления муниципальных образований по вопросам местного значения; выражение и защита общих интересов муниципальных образований; содействие развитию местного самоуправления. В качестве самостоятельной цели участия в межмуниципальном сотрудничестве решением Совета депутатов Люберецкого муниципального района [6] закрепляются разработка и реализация совместных проектов и программ социально-экономического, экологического, правового, научного и иного характера. Полагаем, что данное положение недостижимо без участия в разработке данных программ местного населения и институтов гражданского общества. Однако в настоящее время в муниципальных образованиях не разработаны механизмы поддержки организаций межмуниципального сотрудничества органами местного самоуправления. Нами был найден лишь один муниципальный правовой акт по данной проблематике - постановление администрации города Томска от 28.12.2010 № 1402 «Об утверждении Порядка определения объема и предоставления субсидий организациям межмуниципального сотрудничества с участием муниципального образования «Город Томск» [3]. Рекомендуем всем муниципальным образованиям Российской Федерации принимать правовые акты, регулирующие вопросы предоставления поддержки организациям межмуниципального сотрудничества.
Также на сегодняшний день федеральным законодательством о местном самоуправлении не предусмотрено возможности создания ассоциаций органов местного самоуправления и общественных объединений, некоммерческих организаций. Поскольку органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти Российской Федерации, а населению отводится центральная роль в осуществлении полномочий местного самоуправления, то видится целесообразной разработка института ассоциаций общественных объединений и органов местного самоуправления. Участие общественных объединений в организациях межмуниципального сотрудничества привнесет свои положительные моменты в деятельность последних: во- первых, повысится прозрачность деятельности организаций межмуниципального сотрудничества; во-вторых, деятельность данных организаций будет более точно соответствовать задачам осуществления местного самоуправления; в-третьих, материальные и человеческие ресурсы общественных объединений и некоммерческих организаций будут немаловажными в решении организациями межмуниципального сотрудничества собственных задач.
Одновременно при создании подобных ассоциаций необходимо избегать дублирования полномочий организаций межмуниципального сотрудничества. В этих целях предлагаем ввести в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» статью 69.1, изложив ее в следующей редакции:
«Статья 69.1. Ассоциации органов местного самоуправления и общественных объединений, некоммерческих организаций
1. Органы местного самоуправления для выработки решений по отдельным вопросам местного значения вправе создавать ассоциации с общественными объединениями и некоммерческими организациями.
2. Решения данных ассоциаций имеют рекомендательный характер для органов местного самоуправления.
3. Организация и деятельность ассоциаций органов местного самоуправления и общественных объединений, некоммерческих организаций осуществляются в соответствии с требованиями Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что введение предложенных выше законодательных формулировок поможет более грамотно построить деятельность организаций межмуниципального сотрудничества, привлечь дополнительные материальные и людские ресурсы, а также создать возможности осуществления общественного контроля в отношении данных организаций.
Список литературы
1. Михеева т.н. особенности современного института местного самоуправления в российской федерации // евразийский юридический журнал. 2012. № 2. С. 58-59.
2. Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию от 12.12.2013 // Российская газета. 2013. № 282.
3. Постановление администрации Города Томска от 28.12.2010 № 1402 «Об утверждении Порядка определения объема и предоставления субсидий организациям межмуниципального сотрудничества с участием муниципального образования «Город Томск» // Сборник официальных материалов муниципального образования «Город Томск». 30.12.2010. № 59.1.
4. Рагозина Л. Правовое обеспечение и практика осуществления различных форм межмуниципальной кооперации // Муниципальная власть. 2009. № 4 . С. 76-87.
5. Решение Собрания депутатов муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» от 28.12.2012 № 248 «Об утверждении Положения о порядке участия муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» в организациях межмуниципального сотрудничества» // Край горномарийский. 11.01.2013. № 1.
6. Решение Совета депутатов Люберецкого муниципального района Московской области от 14.02.2013 № 209/33 «Об утверждении Положения об участии муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области в межмуниципальном сотрудничестве» // Люберецкая панорама. 21.02.2013. № 7.
7. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
8. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 145.
9. Юрченко В.А. Межмуниципальное сотрудничество: диалектика возможного и должного // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2010. 5. С. 69-74.