Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАСКРЫТИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ НЕЗАКОННОГО ИГОРНОГО БИЗНЕСА

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
17 апреля 2016г.

Возбуждению уголовного дела и привлечению к уголовной ответственности лиц, подозреваемых в организации незаконной игорной деятельности, предшествует доследственная проверка по фактам незаконной игорной деятельности. Наиболее проблемным вопросом доследственной проверки является проведение исследования изъятого оборудования и отнесения его к категории игорного.

Официального технического регламента, который может быть принят только Правительством РФ, и согласно которому можно отнести оборудование к игорному и отграничить его от лотерейного и прочего, не существует. Кроме этого не существует утвержденных компетентными государственными органами методик проведения соответствующих экспертиз. Данная проблема требует срочного решения на государственном уровне. В настоящее время территориальными подразделениями экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел  (далее – ЭБиПК ОВД) совместно с органами  прокуратуры выработана определенная практика проведения соответствующих исследований в коммерческих экспертных заведениях (например: Автономная некоммерческая организация  Научно-Исследовательский центр «Институт  правовых исследований» 121596, г.Москва, ул. Толбухина, д.13, стр.2, офис 6) или на базе лабораторных комплексов высших образовательных учреждений. Следует отметить, что представители крупных игорных сетей, особенно псевдолотерейных, обладая значительным финансовым ресурсом, могут эффективно влиять на результаты исследований, проводимых подобным путем.

Согласно п. 16 ст. 4 Федерального закона № 224 от 29.06.2006 «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» под понятием игрового оборудование понимаются устройства или приспособления, используемые для проведения азартных игр.

Необходимым условием недопущения возобновления функционирования объектов незаконной игорной деятельности является контроль за обеспечением сохранности и уничтожением изъятого игорного оборудования. Сотрудникам подразделений ЭБиПК ОВД рекомендуется проводить периодические проверки на местах хранения изъятой техники на предмет её сохранности. Кроме этого необходимо принять меры к уничтожению данной техники. В настоящее время без судебного решения по уголовному или административному дела, а также о признании изъятого игрового оборудования бесхозяйным и обращении его в собственность Российской Федерации ликвидация изъятого оборудования невозможна. Вопросы, регламентирующие порядок признания движимого имущества бесхозяйным, регламентированы ч.1 ст. 290 ГПК РФ.

Вопросы, связанные с утилизацией изъятого оборудования, находятся в ведении территориального управление Росимущества, на которое согласно "Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", утвержденному Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 432, возложены, помимо прочих, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством РФ, а в случае невозможности его реализации в силу утраты потребительских свойств - по его утилизации (уничтожению).

Нa основании изложенного, можно сказать, что в настоящее время деятельность данного направлении недостаточно урегулирована законодательством РФ. Отсутствует чёткая трактовка специальной терминологии в данной сфере, что осложняет правоприменительную практику. Данные преступления имеют ряд особенностей, как с юридической точки зрения, так и с технической. Среди них: наличие слабой наработанной методики выявления и раскрытия указанных преступлений, недостаточность опыта, как в правоприменительной практике, так и в оперативной работе по делам данной категории.

Указанные факторы дают возможность недобросовестным участникам рынка, используя пробелы в законодательстве, извлекать колоссальные теневые доходы, не подпадающие под фискальные функции государства, таким образом, создаётся теневой рынок, контролируемый преступными группировками, что порождает условия для коррупции со стороны должностных лиц органов государственной власти и управления.

Эффективность работы подразделений по экономическим и налоговым преступлениям МВД России по пресечению противоправной деятельности связанной с незаконным игорным бизнесом зависит от тщательного анализа и проверки поступающей оперативной информации, планирования и документирования противоправной деятельности фигурантов дел оперативного учёта.

После подтверждения первичной оперативной информации о функционировании незаконного игорного заведения необходимо в ходе последующей оперативной проверки установить следующие факты:

1.   Данные собственника, арендатора и арендодателя указанного помещения (данные юридических лиц и их представителей либо физических лиц – собственников); наличие зарегистрированных договоров аренды, субаренды; наличие договоров о подключении к электроэнергии;

2. Наличие пропускного режима, определить порядок допуска в помещение клиентов;

3.   Информацию о механизме оплаты игры, её общем замысле, содержание (алгоритм) порядок действий при получении выигрыша либо возврате части уплаченных денежных средств, о риске проигрыша;

4.   Информацию о планировке помещений, местах установки игрового и вспомогательного оборудования (серверы, видеорегистраторы, роутеры, жесткие диски), наличии систем видеонаблюдения, скрытых "черных" выходах);

5.     Принадлежность данного незаконного игорного заведения к конкретной незаконной сети игорных заведений;

6.      Установить организационно-правовую форму хозяйствующего субъекта (ООО, ПБОЮЛ и т.д.), осуществляющей незаконную игорную деятельность, её учредителей и руководителей, дату регистрации, реквизиты, в том числе банковские, наличия налоговой отчетности. Провести оперативным путем проверки иных аналогичных помещений с целью установления факта использования данным хозяйствующим субъектом для организации азартных игр;

7.   Провести проверку арендной истории помещений, возможное лицензирование деятельности по данному адресу и наличие другой разрешительной документации, не связанной с игорной деятельностью (например, лицензия на продажу алкогольной продукции);

8.    Установить количество обслуживающего персонала данного игорного заведения, распределения их функциональных обязанностей (особенно лиц ответственных за денежных средства, бухгалтерский учет и инкассацию);

9. Установить график инкассирования выручки от игорной деятельности;

10.    Изучить административную практику различных правоохранительных и контролирующих органов по указанному адресу в течении года, проанализировать результаты проверок, связанных с пресечением незаконной игорной деятельности. В ходе данной работы рекомендуется получить копии решений, заключений по результатам проверок, вне зависимости от их содержания.

Обязательным  условием  документирования  незаконной  игорной  деятельности  является  фиксация механизма незаконной игорной деятельности путем съемки данного процесса на скрыто носимые средства видеофиксации. С этой целью целесообразно использование возможностей источников оперативной информации, а также штатных сотрудников подразделений оперативно-поисковых бюро. В ходе съемки необходимо задокументировать функционирование игорного оборудования, наличие соответствующего персонала и иных посетителей, факты передачи денег посетителем работнику заведения; пояснения, касающиеся правил игры на используемом оборудовании; процессы зачисления на баланс игрового аппарата условных баллов, определения эквивалента выигрыша и выдачи посетителю соответствующих денежных средств (выигрыша). Проверочные действия оперативных подразделений ЭБиПК ОВД оформляются в виде оперативно-розыскных мероприятий "проверочная закупка" или "наблюдение".

Исходя из сложившейся оперативной обстановки по линии борьбы с незаконной игорной деятельностью можно отметить, что при получении сотрудниками подразделений ЭБиПК ОВД информации о функционировании небольших одиночных игорных заведений оперативную поверку указанной информации целесообразно осуществлять в кратчайшие сроки путем проведения оперативно-розыскных мероприятий не требующих судебного санкционирования.

В настоящей статье рассмотрены лишь некоторые аспекты деятельности оперативных подразделений по выявлению и раскрытию преступлений в сфере незаконного игорного бизнеса. Но и из заявленных тезисов ясно, что данная деятельность требует более четкого правового урегулирования и выработки соответствующих методик расследования преступлений вышеуказанной категории.

 

Список литературы

1.     О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в  некоторые законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 29 декабря 2006 года № 244-ФЗ (ред. от 22.07.2014) // СПС Консультант Плюс

2.     О лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах» (вместе с «Положением о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах»: Постановление Правительства РФ от 26.12.2011 № 1130 (ред. от 23.11.2013) // СПС Консультант Плюс

3.     Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 16.10.2012 г. № 13-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.

4.     Уголовный кодекс Российской Федерации // СПС Консультант Плюс

5.     Федеральный закон от 15 августа 1995 г. №144- ФЗ «Об оперативно- розыскной деятельности» (ред. от 29.11.2012 г.)

6.     Федеральный закон от 07.02.2011 г. №3-ФЗ «О полиции» (ред. от 25.06.2012 г.)

7.     Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. № 138-ФЗ «О лотереях».