Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЙ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ И РАСЧЕТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
18 марта 2017г.

Современное видение понятия «валютные операции» включает в себя в основном виды валютных операций, что подтверждается анализом норм российского валютного законодательства. Так, в Федеральном законе «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Федеральный закон о валютном регулировании) дается только перечень их видов. При этом следует заметить, что и в законодательстве многих зарубежных стран также не дается определение понятия валютной операции, а в некоторых используются иные понятия. Например, в валютном законодательстве Республике Армения применяется только понятие «валютная сделка».

Если обратиться к международным актам, то в них также не дается определение понятия валютных операций[1]. Например, в уставных документах Международного валютного фонда (далее – МВФ), в основном используются такие понятия как «валютный режим» и «валютный паритет». Если первая редакция Устава МВФ наделяла государства - члены полномочиями формировать и обеспечивать функционирование валютного режима, основанного исключительно на установлении паритета (золотого или через привязку к доллару США), то действующая его редакция допускает, по крайней мере, четыре варианта подхода к определению валютного режима.

Исходя из этого, валютный режим нельзя ассоциировать с понятием валютных операций, поскольку он в большей степени отражает принципиальные подходы к осуществлению государственной валютной политике[2].

Аналогичный подход встречается и в актах региональных международных организаций финансового и экономического характера. В частности, в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 1961 году были приняты Кодекс либерализации движения капиталов (Code of Liberalization of Capital Movements) и Кодекс либерализации текущих невидимых операций (Code of Liberalization of Current Invisible Operations), которые касаются регулирования валютных операций и валютных ограничений. В них устанавливаются два вида валютных операций: «операции, связанные с движением капиталов» и «текущие валютные операции». Однако определения понятия «валютные операции» в Кодексах также не дается.

В теории права делаются попытки определить юридическую природу понятия валютных операций. Так, А.Н. Козырин определяет «валютные операции как урегулированные национальным законодательством или международными соглашениями сделки или иные действия, предметом которых является валюта или валютные ценности»[3]. Иное определение дает Н.В. Сапожников, который указывает, что валютные операции в узком смысле следует рассматривать как действия резидентов и (или) нерезидентов, направленные на установление, изменение или прекращение их прав и обязанностей в отношении валютных ценностей.

Валютная операция в широком смысле представляет собой совокупность юридических и фактических действий участников   валютных   отношений, регламентированных частно-правовыми и публично-правовыми нормами и направленных на возникновение, изменение и прекращение прав и обязанностей относительно валютных ценностей[4]. При этом участниками валютных отношений являются как стороны валютной сделки, так и контролирующие органы и организации. Однако и это определение не является единственными в экономической и юридической науке.

В связи с тем, что Федеральный закон о валютном регулировании закрепляет лишь основные положения в валютной сфере, большое значение приобретают нормативные акты, разрабатываемые Центральным банком РФ. С точки зрения правоприменительной практики определяющим пониманием сущности валютных операций является позиция Департамента валютного регулирования Центрального банка РФ  (в настоящее время Департамента по  финансовому мониторингу и валютному контролю), в которой определено, что валютные операции это операции с валютными ценностями, валютой РФ, которые осуществляются Банком России или уполномоченными банками и иными кредитными организациями, получившими лицензии на их проведение.

Для правоприменительной практики также важным является понимание сущности валютных операций, данное Высшим Арбитражным Судом РФ в обзоре практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с применением валютного законодательства. В нем указывается, что «при проведении расчетов в иностранной валюте Закон о валютном регулировании рассматривает как валютную операцию платеж, а не гражданско-правовые сделки, послужившие основанием его совершения». По его мнению, валютные операции являются самостоятельным видом операций и могут быть не связаны с внешнеэкономической деятельностью. При этом следует заметить, что в указанном документе Высшего Арбитражного Суда РФ разъясняется не только понятие валютной операции, но дается понятие расчетов.

При поверхностном анализе понятия валютных операций может сложиться впечатление, что валютная операция ничем особым не отличается от обычных гражданско-правовых сделок, так как право собственности на валютные ценности может переходить в результате обычных гражданско-правовых сделок (купли-продажи, мены, дарения, завещания и иных сделок по отчуждению имущества),  а также реорганизации юридического лица и т.д., В иных гражданско-правовых отношениях валютные ценности могут выступать в качестве средства или формы расчетов.[5]

Хотя в российском законодательстве термин «расчеты» можно встретить как в валютном законодательстве, так и в гражданском (глава 46 Гражданского кодекса РФ), однако общее понятие в них не раскрывается. Отдельные авторы (Гиреев В.Н., Землин А.И. и др.) определяют валютные расчеты как систему организации и регулирования платежей по денежным требованиям и обязательствам в иностранной валюте, возникающим при осуществлении внешнеэкономической деятельности[6]. В то же время, по мнению ряда экономистов, валютные расчеты (операции) можно определить как соглашения (контракты) участников валютного рынка по купле-продаже, платежам, предоставления в ссуду иностранной валюты на конкретных условиях. То есть, в этом определении валютные операции отождествлены с валютными расчетами, что не совсем верно. Однако более точное определение дает И.И. Кучеров, который указывает, что расчеты представляют собой осуществление платежей по валютным операциям в формах, установленных законодательством[7].

Таким образом, анализ приведенных выше понятий позволяет дать следующее определение, которое следует включить в п.9 ст.1 Федерального закона о валютном регулировании - «Валютные операции представляют собой действия субъектов валютных правоотношений по владению, пользованию  и распоряжению валютными ценностями, валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами и иных действий, установленных российским валютным законодательством и международными договорами». Также следует закрепить определение понятия расчетов в главе 46 Гражданского кодекса РФ, а в ст. 9 Федерального закона о валютном регулировании следует включить понятие расчеты по валютным операциям, определив их как платежи, связанные с осуществлением валютных операций в установленных законодательством или международным договором формах.

 

11 Золотарева А.Е., Шиловская А.Л. Международные договоры в сфере защиты прав потребителей // Актуальные проблемы российского законодательства. 2015. № 12. С. 70-78; Ленковская Р.Р. Гражданско- правовые способы защиты прав потребителей финансовых услуг // Актуальные проблемы российского законодательства. 2015. № 11. С. 69-76; Волкова М.А., Кузахметова С.Е. Правовое положение потребителей финансовых услуг // Актуальные проблемы российского законодательства. 2016. № 13. С. 29–33.

2 Мальцев В.А. Финансовое право. Учебник. 7 изд. – М.: Академия, 2014.

3 См. Козырин А.Н. Валютный контроль внешнеэкономической деятельности.- М., 1998.- С.23.

4   Мальцев В.А. Правового регулирования банковского кредита в России // Социально-политические науки. 2015. №2. С.52-55; Мальцев В.А. Публичные и частно-правовые нормы института государственного кредита // Социально-политические науки. 2015. №2. С. 56-59.

5 Стародумова С.Ю. Правовая природа денег как объектов гражданских прав // Актуальные проблемы российского законодательства. 2016. № 15. С. 86-90.

6 См. Гиреев В.Н., Землин А.И. Финансовое право. Практикум. – М.: Юристъ, 1999. – С.23.

7   См. Кучеров И.И. Валютно-правовое регулирование в  Российской Федерации: эволюция и современное состояние: монография - М. 2013. – С. 39.

Список литературы

 

1.          Волкова М.А., Кузахметова С.Е. Правовое положение потребителей финансовых услуг // Актуальные проблемы российского законодательства. 2016. № 13. С. 29–33.

2.          Золотарева А.Е., Шиловская А.Л. Международные договоры в сфере защиты прав потребителей // Актуальные проблемы российского законодательства. 2015. № 12. С. 70-78.

3.          Ленковская Р.Р. Гражданско-правовые способы защиты прав потребителей финансовых услуг // Актуальные проблемы российского законодательства. 2015. № 11. С. 69-76.

4.          Мальцев В.А. Финансовое право. Учебник. 7 изд. – М.: Академия, 2014.

5.          Мальцев В.А. Правового регулирования банковского кредита в России // Социально- политические науки. 2015. №2. С.52-55.

6.          Мальцев В.А. Публичные и частно-правовые нормы института государственного кредита // Социально-политические науки. 2015. №2. С. 56-59.

7.          Стародумова С.Ю. Правовая природа денег как объектов гражданских прав // Актуальные проблемы российского законодательства. 2016. № 15. С.86-90.