Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРИОРИТЕТ ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОМ СЕМЕЙНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
18 марта 2017г.

Анализируя нормы Семейного кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ), мы видим, что понятие «интересы ребенка» является одним из наиболее употребляемых.

В научной статье Нечаевой А.М. «Интересы ребенка как объект семейно-правовой защиты» отмечено, что данное понятие упоминается применительно к различным правовым ситуациям более 40 раз. Таким образом, «интересы ребенка» пронизывают всю сферу отношений, связанных с правовым положением ребенка в семье[1].

Так, интересы ребенка упоминаются: в рамках перечисления его прав (ч.2 п.2 ст. 54, ч. 1 п.1 ст. 56 СК РФ); в качестве критерия для деятельности органов опеки и попечительства, на которых государство возложило защиту несовершеннолетних (ст. 121 СК РФ); в ходе решения вопроса о целесообразности устройства ребенка в семью, заменяющую родительскую, – под опеку (попечительство), на усыновление в приемную семью (п. 1 ст. 145, п. 1, 3 ст. 124, п. 2 ст. 131 СК РФ); в процессе разрешения судом споров о воспитании (п. 3 ст. 65, ч.1 п. 3 ст. 67, ч.2 п.1 ст. 68, п. 4 ст. 72 СК РФ)[2]; при необходимости заслушать мнение несовершеннолетнего по вопросу, который затрагивает его интересы (ст. 57 СК РФ)[3]; в рамках норм, регулирующих судебный процесс по расторжению брака (п.1 ст. 23, п.2 ст. 24 СК РФ); в ходе рассмотрения вопроса о признании брака несовершеннолетнего недействительным (п. 2 ст. 29 СК РФ); в процессе изменения имени, фамилии несовершеннолетнего (п. 1 ст. 59 СК РФ); в процессе записи усыновителя в качестве родителя (ст. 136 СК РФ); в ходе восстановления родительских прав (п. 4 ст. 72 СК РФ); при определении имущественных долей при разделе общего имущества супругов (п. 2 ст. 39 СК РФ)[4].

Однако, это далеко неполный перечень прямых ссылок на интересы ребенка в тексте СК РФ. Необходимо понимать, что кроме прямого указания, есть и косвенные отсылки в иных статьях.

Подобное широкое употребление термина «интересы ребенка» связано с тем, что законодатель исходит из принципа приоритетной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, предусматривает особые меры их охраны и защиты. Отметим, что несмотря на то, что перечень интересов ребенка в семейно-правовой сфере достаточно внушительный, в законодательстве не закреплены прямо их признаки, то есть может сложиться впечатление, что они в принципе не поддаются определению. Но это не так. Для выявления сущности интересов ребенка, целесообразно обратиться к международно-правовым актам, где впервые они получили свое закрепление.

Так, преамбула к Конвенции о правах ребенка 1989 года закрепляет положение, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Следовательно, на государства-участники ложится обязанность по обеспечению максимально возможной степени выживания и здорового развития ребенка.

Нормы международного права повлияли на многие национальные кодексы[5], в том числе на СК РФ 1995 года. К примеру, в п. 3 ст. 1 СК РФ, который закрепляет основные начала семейного законодательства, развитие несовершеннолетних названо объектом защиты его интересов. Это положение находит свое отражение в конкретных статьях СК РФ. Например, ч. 2 ст. 63 СК РФ возлагает на родителей обязанность заботиться о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Таким образом, можно сделать вывод, что основу интересов ребенка составляет его развитие.

Несмотря на то, что вопросы обеспечения прав и интересов детей достаточно широко освещены в доктринальной литературе, и попытки определения понятия интересы ребенка были предприняты в большом количестве научных трудов, унифицированный подход к данной правовой категории до сих пор не выработан[6].

Обращает на себя внимание авторская концепция интересов ребенка, представленная О.И. Шолгиной в ее диссертационном исследовании. В соответствии с данной концепцией, под интересами ребенка следует понимать оптимальные и объективно обоснованные условия проживания, содержания и воспитания ребенка, обеспечивающие его физическое, психическое, нравственное и духовное развитие[7].

Обратим внимание на то, что традиционно содержание интересов ребенка раскрывается с точки зрения осуществления родительских прав и обязанностей, а также сквозь призму процессуальных особенностей рассмотрения судами споров, связанных с воспитанием детей[8].

Согласно ст. 47 СК РФ права и обязанности родителей на происхождении детей от родителей, удостоверенном в установленном законом порядке. При этом отметим, что родительское правоотношение возникает между ребенком и каждым из родителей.

Если родителей как участников родительского правоотношения законодатель наделяет правам и обязанностями, то их несовершеннолетних детей - только правами. При этом большинству прав ребенка корреспондируют обязанности родителей[9].

Родительским правам и обязанностям присущи определенные особенности. Так, родители наделены равными правами и несут одинаковые обязанности в отношении своих детей, не имеет значения, ребенок родился в зарегистрированном браке или нет, признано отцовство в добровольном или судебном порядке. Кроме того, родительские права и обязанности ограничены во времени и прекращаются при достижении ребенком восемнадцати лет или приобретении ребенком полной дееспособности ранее восемнадцати лет.

Согласно п. 1 ст. 65 СК РФ при осуществлении прав и обязанностей родителями должен соблюдаться приоритет интересов ребенка. Таким образом, на сегодняшний день в Российской Федерации интерес ребенка законодательно превалирует над родительскими обязанностями, однако при этом ни содержание данного понятия, ни механизмы его реализации, ни взвешенная критика самой ситуации приоритета интересов ребенка не наблюдается. Данная тема безусловно требует дальнейшего научного исследования и дискуссии на страницах научны юридических и других трудов.

11 Нечаева А.М. Интересы ребенка как объект семейно-правовой защиты // Государство и право. – 2012. – № 1.– С. 77.

2 Шиловская А.Л. Медиация как способ внесудебного разрешения семейных споров. // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 2: Юридические науки. 2013. № 2(3). С. 41-45.

3   Шиловская А.Л. Личные неимущественные права несовершеннолетних. В сборнике: Актуальные вопросы юриспруденции Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2016. С. 61-63.

4 Шиловская А.Л. Имущественные права несовершеннолетних // В сборнике: Теория и практика современной юридической науки сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции.2016. С. 72-74.

5    Мальцев В.А. Право как нормативно-деятельностная система // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2002. № 2. С. 16.

6   Бледный С.Н., Волкова М.А. История правопознания: психологическая теория права Л.И. Петраржицкого. Рос. Акад. Естеств. Наук, Отд-ние «Сослов. и нац. традиции», Моск. ин-т коммун. хоз-ва и стр-ва. Москва,2004.

7 Шолгина О.И. Интересы ребенка как объект семейно-правового спора: автореф. дис… канд. юрид. наук. – М.,2011. – С.10.

8        Шиловская  А.Л.  Проблемы  совершенствования  института  лишения  родительских  прав  В сборнике: Инновационное развитие России: условия, противоречия, приоритеты. Материалы IX Международной научной конференции. В 3-х частях. Ответственные редакторы Ю.С. Руденко, А.В. Семенов.2013. С. 322-328.

9     Стародумова С.Ю. О соотношении мер защиты и мер ответственности в гражданском праве. В сборнике: Основные проблемы и тенденции развития в современной юриспруденции Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2015. С. 40-42.

 

Список литературы

 

1.                   Бледный С.Н., Волкова М.А. История правопознания: психологическая теория права Л.И. Петраржицкого. Рос. Акад. Естеств. Наук, Отд-ние «Сослов. и нац. традиции», Моск. ин-т коммун. хоз-ва и стр-ва. Москва, 2004.

2.                   Шиловская А.Л. Медиация как способ внесудебного разрешения семейных споров. // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 2: Юридические науки. 2013. № 2(3). С. 41-45.

3.   Шиловская А.Л. Имущественные права несовершеннолетних // В сборнике: Теория и практика современной юридической науки сборник научных трудов по итогам международной научно- практической конференции. 2016. С. 72-74.

4.        Шиловская        А.Л.         Личные        неимущественные        права       несовершеннолетних.        В сборнике: Актуальные вопросы юриспруденции Сборник научных трудов по итогам  международной научно-практической конференции. 2016. С. 61-63.

6.                   Стародумова С.Ю. О соотношении мер защиты и мер ответственности в гражданском праве. В сборнике: Основные проблемы и тенденции развития в современной юриспруденции Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2015. С. 40-42.

7.                   Шиловская А.Л. Проблемы совершенствования института лишения родительских прав В сборнике: Инновационное  развитие России: условия,  противоречия, приоритеты. Материалы IX Международной научной конференции. В 3-х частях. Ответственные редакторы Ю.С. Руденко, А.В. Семенов. 2013. С. 322-328.

8.                   Мальцев В.А. Право как нормативно-деятельностная система // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2002. № 2. С. 16.