Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ВРЕМЕННОГО ЗАПРЕТА КАК МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Авторы:
Город:
Хабаровск
ВУЗ:
Дата:
23 марта 2020г.

ACTUAL PROBLEMS OF APPLYING THE TEMPORARY BAN AS A MEASURE TO ENSURE THE PRODUCTION OF CASES OF ADMINISTRATIVE OFFENSES/

/Klimenko N.V., Morgunova N.V./ (Klimenko N.V. - undergraduate Law institute;

Morgunova N.V. - PhD in Law, Associate Professor, Department of State Law Disciplines) Pacific National University, Khabarovsk

 

АННОТАЦИЯ

В данной статье автором, рассматриваются проблемы применения временного запрета, как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Автор предлагает направления усовершенствования законодательных актов в данной сфере.

ABSTRACT

In this article, the author considers the problems of applying a temporary ban as a measure to ensure the production of cases of administrative offenses. The author suggests ways to improve legislation in this direction.

Ключевые слова: временный запрет, административное правонарушение, законодательство, процессуальная регламентация.

Keywords: temporary ban, administrative offense, legislation, procedural regulations.

В настоящий период времени, исполнительная власть выдвигает новые требования, которые необходимы для нынешнего общества.

С целью охраны прав и свобод гражданина правоохранительные и другие органы исполнительной власти наделяют соответственными полномочиями, разрешающими в некоторых случаях использовать разнообразные меры принудительного влияния, в числе которых особенное место занимают мероприятия по обеспечению производства по делам об административных правонарушениях [1, c. 77].

Временный запрет деятельности заключается в кратковременном, установленном на срок до рассмотрения дела судом или должностными лицами, указанными в пунктах 1 и 4 части 2 статьи 23.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Временный запрет деятельности может применяться, если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности. Временный запрет деятельности может применяться только в исключительных случаях, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей срﮦеды, для устранения допущенных нарушений, выразившихся в незаконном привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в несоблюдении установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, либо в нарушении правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), либо в повторном неприменении в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно [3, c. 159].

Таким образом, временный запрет деятельности как меры обеспечения производства по делам об административном правонарушении заслуживает особенного внимания, так как в итоге внесения модификаций в закон как меры обеспечения производства по делам об административном правонарушении был установлен совершенно другой уровень законодательного регулирования, реализована ее процессуальная регламентация, существенно модифицировано ее содержание и последовательность применения [3, c. 210].

В настоящее время в правоприменительной практике существуют очевидные проблемы временного запрета как меры обеспечения производства по делам об административном правонарушении, на которые нельзя не обратить внимание, так как все чаще недовольства общественности отражаются на социальном развитии государства. Рассмотрим более подробно данные проблемы.

Первая проблема – это то, что действующее законодательство не связывает возобновление деятельности, приостановленной на основании временного запрета деятельности, с устранением обстоятельств, приведших к ее приостановлению, что на практике может проявляться в двух негативных аспектах: повлечь существенные убытки бездействующего хозяйствующего субъекта, а также «развязать руки» так называемым рейдерам, действующим, как правило, оперативно с использованием ресурсов правоохранительной системы, позволяющих приостановить работу компании или эксплуатацию наиболее ценных его активов.

Вторая проблема – временный запрет деятельности досрочно прекращается судьей по ходатайству лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которого применен временный запрет деятельности, если будет установлено, что обстоятельства, послужившие основанием для применения временного запрета деятельности, устранены.

Третья проблема – в настоящий период времени административное законодательство не содержит прямого запрета на применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения при осуществлении временного запрета деятельности. Между тем нельзя не учитывать особенности приостановления деятельности предприятий с непрерывным технологическим циклом, действующих в сфере жизнеобеспечения населения, а также имеющих особую социальную значимость. При применении временного запрета деятельности эти особенности должны обязательно приниматься во внимание, так как эта мера также влечет приостановление (фактическое прекращение) деятельности.

Для решения проблем временного запрета как меры обеспечения производства по делам об административном правонарушении [5, c. 33] в первом случае предлагается суду соответствующая возможность до рассмотрения дела по существу отменять временный запрет деятельности в случае, если суду очевидна необоснованность (отсутствие необходимости) его применения, и прекращать действие временного запрета деятельности по ходатайству лица, подвергнутого временному запрету деятельности в случае, когда обстоятельства, послужившие основанием для применения временного запрета деятельности, устранены. В случае, если судья до рассмотрения дела об административном правонарушении установит, что временный запрет деятельности применен необоснованно, он отменяет временный запрет деятельности.

Во втором случае, в целях решения проблем осуществления временного запрета деятельности необходимо внести изменения в регламентацию порядка и срﮦоков применения временного запрета деятельности, в том числе: закрепить в КоАП РФ право должностных лиц, уполномоченных осуществлять временный запрет деятельности, на производство действий (проведение мероприятий), аналогичных предусмотренным в ч. 2 ст. 32.12 (наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс и др.); ч. 2 ст. 27.16 КоАП РФ дополнить абзацем следующего содержания: «При осуществлении временного запрета деятельности должностным лицом производится наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс, а также применяются другие меры, необходимые для его осуществления. При этом не допускается применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения».

В третьем случае предлагается включить в КоАП РФ норму, позволяющую привлекать к ответственности должностных лиц, допустивших незаконное применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (в нашем случае - незаконно применивших временный запрет деятельности), являющуюся одной из самых эффективных, направленных на обеспечение законности при реализации указанных мер принуждения.

Таким образом, в данной статье рассмотрены существенные проблемы, на которые необходимо обратить всеобщее внимание, меры обеспечения производства по делам об административном правонарушении в настоящее время не обеспечены необходимыми процессуальными нормами. Большая их часть вытекает из того, что не только временный запрет деятельности, но и административное приостановление деятельности по своему характеру являются мерами пресечения, цель которых заключается в немедленном пресечении наиболее опасных правонарушений. Указанные проблемы вызваны стремлением законодателя упорядочить действия уполномоченных органов государственного управления (должностных лиц) по приостановлению деятельности хозяйствующих субъектов, исключить злоупотребления с их стороны. В этой связи временный запрет деятельности как мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении заслуживает особого внимания, так как в результате внесения изменений в законодательство данной мере принуждения был определенﮦ совершенно иной уровень правового регулирования, осуществлена ее процессуальная регламентация, значительно изменено ее содержание и порядок применения [2, c. 50]. Такое состояние законодательства и правоприменительной практики приводит к осознанию безнаказанности при осуществлении незаконной деятельности в различных областях общественных отношений, поэтому меры обеспечения производства по делам об административном правонарушении, а именно решение поставленных задач является весьма актуальным и данное направление необходимо развивать.

 

Список литературы

 

1.        Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 15.11.2019) // Российская газета. – 2001. – №256; Собрание законодательства РФ. – 2019. –№ 44. – Ст. 6478.

2.        Алехин, А.П., Кармолицкий, А.А. Административное право России. Учебное пособие для ВУЗов /М.: Зерцало, 2018 – 475с.

3.        Бахрах, Д.Н. Административное право России. – М.: Эксмо, 2019 – 807с.

4.        Зинин,     Г.Ю.     Административный     надзор    как     средство    профилактики     преступлений     и правонарушений / Г.Ю. Зинин // Человек: преступление и наказание. 2017. № 2. С. 60-63.

5.        Никитин, А.Д. Административный надзор в контексте общеправовых принципов / А.Д. Никитин // Вестник Томского государственного университета. Право. 2019. № 1 (7). С. 62-67.