Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ УСЛУГИ В РОССИЙСКОМ ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
17 апреля 2016г.

В ныне действующем ГК РФ предусмотрено несколько глав, которые регулируют отдельные виды договоров по оказанию услуг, а глава 39 посвящена всем непоименованным договорам. В гражданско-правовой науке существуют разногласия по поводу общего определения категории услуг46. Исследователям не удалось прийти к единому выводу о сущности услуг и сформулировать определение, которое могло бы стать легальным определением услуги в гражданском праве. Чёткое понятие услуги в гражданском законодательстве необходимо как с точки зрения познания, так и с точки зрения практики.

Следует признать, что  услуга является как юридической, так и экономической категорией. В рамках данной статьи услуга будет рассматриваться как юридическая категория. Cт. 128 ГК РФ рассматривает оказание услуг, как объект гражданских прав. Исходя из смысла статьи, работы и услуги представляют собой самостоятельные объекты наравне с имуществом. Помимо этого, услуги представляют собой вид обязательств. В отношениях по оказанию услуг стороны требуют друг от друга совершения определённых действий, которые составляют предмет обязательства. Обязательство представляет собой относительное правоотношение, опосредующее товарное перемещение материальных благ, в котором одно лицо (должник) по требованию другого лица (кредитора) обязано совершить действия по предоставлению ему определенных материальных благ. Услуги относятся к активной форме обязательств. Это означает, что услуги представляют собой действия, а невоздержание от действий (пассивная форма обязательств). Рассмотрение услуги как активного обязательства на наш взгляд является шагом вперед по направлению к формулированию общего понятия.

Если обратиться к ст. 779 ГК РФ, то в определении договора возмездного оказания услуг можно обнаружить указание на услуги как действия или деятельность. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Данный подход соотноситься с рассмотрением услуги как активного обязательства, то есть обязательства, предусматривающего совершение определённых действий. К сожалению, данное определение не позволяет выделить специфические особенности действий или деятельности по оказанию услуг.

Анализ ряда федеральных законов позволяет сделать вывод о том, что в них содержатся определения только определенных видов услуг, но отсутствует общее понятие услуги. В соответствии со ст. 2 ФЗ «О почтовой связи» услуги почтовой связи представляют собой действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств.

Конкретные услуги формулируются как набор определенных действий и/или деятельности, которые необходимо совершить в соответствии с условиями договора. Так как различные договоры по возмездному оказанию услуг необходимы для получения различных нематериальных благ, то и действия или деятельность (услуги) будут по ним различны47.

В юридической литературе можно выделить несколько авторов, которые занимались вопросами сущности и понятия услуг. Е.П. Грушевая считала, что «услуга – это экономическое отношение не по поводу результатов труда, а по поводу труда как деятельности»48. Н.А. Баринов наоборот видел, что ценность услуги не в ней самой, а в её полезном результате. «Услуга – это экономическое отношение, возникающее по поводу результатов труда, создающего потребительные стоимости, проявляющиеся в форме полезного действия товара (вещи) или самой деятельности для удовлетворения конкретных, разумных потребностей человека»49. М.Б. Россинский, рассматривал услугу с двух сторон: как специфическую потребительскую стоимость, в форме конкретной трудовой деятельности и как экономическое отношение потребителя и производителя услуги50. К сожалению, недостатком данных формулировок является акцент на экономическом аспекте услуг. Данный факт не позволяет их использовать в гражданском законодательстве.

Понятие услуги можно обнаружить в п. 5 ст. 38 Налогового кодекса РФ, данная формулировка может быть использована  в  гражданском  праве.  Услугой  признаётся  деятельность,  результаты  которой  не  имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе этой деятельности. Данное определение берёт за основу формулировку из ГК РФ и рассматривает услугу, прежде всего, как деятельность. Тем не менее, данное понятие нуждается в корректировке, что бы оно могло быть использовано в ГК РФ.

 

32 Ситдикова Л.Б. Теоретические основы услуг по законодательству РФ // Юридическое образование и наука. 2008. № 1. С. 28-32.

33 Ситдикова Л.Б. Нормативная модель договора возмездного оказания услуг // Российский судья. 2008. № 1. С. 32-34.

34 Грушевая Е.П. Обязательства по предоставлению услуг в хозяйственных отношениях / Правоведение. 1982. № 1. С. 82.

35 Баринов Н.А. Услуги: (социально-правовой аспект): Монография / Саратов. 2001. С. 17.

36 Россинский М.Б. Сфера услуг в экономике развития социализма: теоретические и методологические вопросы. Саратов, 1976. С. 8.



Определение услуги можно обнаружить двух стандартах, которые по своей специфике обязаны содержать по возможности точные и развернутые определения. Содержание данных стандартов тоже может послужить основой для дискуссии по вопросу о понятии услуги в гражданском праве.

Определение услуги содержится в ГОСТе 50646-2012 «Услуги населению. Термины и определения», который был утверждён приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 года51. Одному понятию соответствует один стандартный термин. В стандарте даётся понятие услуги вообще, материальных и нематериальных услуг. П. 3.1.1 гласит, что услуга представляет собой результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя услуг по удовлетворению потребности потребителя услуг. Стандарт также различает материальные и социально- культурные услуги. В качестве еще одного источника можно упомянуть стандарт ГОСТ ISO 9000, где под услугой понимается результат, по меньшей мере, одного действия, обязательно осуществленного при взаимодействии поставщика и потребителя, и, как правило, имеет нематериальный характер.

Отдельным направлением исследований может стать разработка понятия услуг на основании сравнения услуг и работ. Последняя категория также не закреплена в гражданском законодательстве. Различие между услугой и работой проявляется, прежде всего, в результате деятельности. Услуга неотделима от того, кто ее оказывает, в результате оказания услуги не создается новая вещь52.

На наш взгляд несостоятельно мнение о том, что услуга носит нематериальный характер. Существует множество различных видов услуг, в том числе таких, где деятельность носит интеллектуальный характер. Однако, это не позволяет говорить о том, что все услуги нематериальны. Скорее можно говорить о том, что услуги могут быть различных видов, например материальные и нематериальные.

Анализ гражданского законодательства и стандартов в области оказания услуг позволяет сделать вывод о том, что единое понятие услуги  отсутствует. Существенные признаки услуги можно выявить, только если обратиться к различным нормативно-правовым актам. Причём если ГК РФ и другие ФЗ рассматривают услуги как деятельность или действия, то вышеперечисленные стандарты рассматривают услуги преимущественно как результат деятельности.  По  этой причине необходимо дальнейшее теоретическое  изучение понятия услуги. Формулирование общего понятия ни в коем случае не должно идти по пути эклектического соединения существующих к настоящему моменту характеристик. Необходимо тщательное изучение явления услуг с экономической и юридической точек зрения, что позволит правильно выявить ее существенные признаки.

   

37 Об утверждении национального стандарта: Приказ Росстандарта от 29 ноября 2012 г. № 1612-ст // документ опубликован не был. 52 Услуги социально-культурной сферы: теоретические и практические проблемы правового регулирования и судебной практики: Монография. – М.: Галлея Принт, 2016.С.123.

Список литературы

1.     Баринов Н.А. Услуги: (социально-правовой аспект): Монография / Саратов. 2001.

2.     Грушевая Е.П. Обязательства по предоставлению услуг в хозяйственных отношениях / Правоведение. 1982. № 1. С. 82.

3.     Россинский М.Б. Сфера услуг в экономике развития социализма: теоретические и методологические вопросы. Саратов, 1976. С. 8.

4.     Ситдикова Л.Б. Нормативная модель договора возмездного оказания услуг // Российский судья. 2008. № 1.С. 32-34.

5.     Ситдикова Л.Б. Теоретические основы услуг по законодательству РФ // Юридическое образование и наука. 2008. № 1. С. 28-32.

6.     Услуги социально-культурной сферы: теоретические и практические проблемы правового регулирования и судебной практики: Монография. – М.: Галлея Принт, 2016. 270 с.