Новости
09.05.2024
Поздравляем с Днём Победы!
01.05.2024
Поздравляем с Праздником Весны и Труда!
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ О ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОМ ПРАВЕ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
17 апреля 2016г.

В любом правовом государстве, в том числе и в Российской Федерации национальным законодательством установлена ответственность для участников гражданско-правовых правоотношений в случае нарушениями ими условий заключенного между сторонами договора, либо нарушения норм действующего гражданского законодательства. В статье 1 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ) провозглашено, что основным началом гражданского законодательства России, в том числе является и равенство участников гражданских правоотношений, следовательно, если сделка заключается между гражданином и Российской Федерацией (например, выкуп земельного участка для государственных нужд) то такая сделка в силу закона осуществляется равноправными сторонами.

Возможность Российской Федерацией участвовать  в качестве стороны в регулируемых нормами гражданского законодательства сделках наравне с гражданами (физическими лицами) и физическими лицами установлена абз.2 ч.1 ст.2, а также ст.124 ГК РФ. [2]

Реализация права участия  в гражданско-правовых отношениях Российская Федерация осуществляется через уполномоченные на то органы государственной власти. Как установлено в статье 11 Конституции Российской Федерации, «Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий». [1]

Во исполнение указанной статьи Конституции России был принят Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», в перовой статье которого установлено, что «Государственная  служба  Российской  Федерации  -  профессиональная  служебная  деятельность  граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

-   Российской Федерации;

-   федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

-   субъектов Российской Федерации;

-   органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;

-    лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

-       лиц,  замещающих  должности,  устанавливаемые  конституциями,  уставами,  законами  субъектов Российской Федерации для непосредственного  исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации». [3]

В развитие положений установленных в Федеральном законе  от 27.05.  2003 г. N  58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» был принят Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в разделе «Основные термины» которого записано, что «государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации - должности,  устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации».[4] В статье третей указанного федерального закона дается следующее определение «Государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан России на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации».[4]

Проведя анализ приведенных выше положений российского законодательства можно сделать следующий вывод – гражданско-правовая ответственность Российской Федерации как субъекта гражданского правоотношения реализуется через должностных лиц исполняющих функции государственной службы в соответствии с делегированными им законодательством полномочиями.

Так, например, руководитель государственного органа в соответствии с нормами, установленными Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" имеет право заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом. При этом в статье третей указанного выше федерального закона установлено, что «государственный заказчик - государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки».[5]

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения гражданско-правового договора (государственного контракта) со стороны должностного лица государственного органа даже в случае отсутствия вины (например, сокращение финансирования по заключенному контракту в связи с корректировкой бюджета) предусмотрена обязанность возмещения убытков либо компенсации ущерба. При этом законодатель разграничивает эти понятия в двух последовательных статьях. Так в статье 16 ГК РФ «Возмещение убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления» установлено, что «Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного  органа  или органа  местного  самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием». А статьей 16.1 ГК РФ регламентируется, что «В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, ущерб, причиненный личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия, подлежит компенсации».[2]

Таким образом, из проведенного выше анализа различных норм российского законодательства можно сделать следующий вывод – гражданско-правовая ответственность Российской Федерации как субъекта гражданского правоотношения реализуется через должностных лиц исполняющих функции государственной службы в соответствии с делегированными им законодательством полномочиями.

 

Список литературы

1.     Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). Собрание законодательства Российской Федерации, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

2.     Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 31.01.2016) Собрание законодательства Российской Федерации, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.

3.     Федеральный закон от 27 мая  2003  г. № 58 - ФЗ «О  системе государственной службы Российской Федерации». Собрание законодательства Российской Федерации, от 02.06.2003 г. №22 ст.2063.

4.     Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" "Российская газета", N 162, 31.07.2004,

5.     Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"   Собрание законодательства Российской Федерации, 08.04.2013, N 14, ст. 1652.