Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

Авторы:
Город:
Краснодар
ВУЗ:
Дата:
17 апреля 2016г.

Формирование гражданского общества в России, построение правового государства, тесно связано с обеспечением конституционных прав и свобод человека и гражданина. Многонациональный народ Российской Федерации реализует свою власть через специальные формы – непосредственную и представительную демократии. Развитая демократия предполагает не только наличие этих форм и механизмов их взаимодействия, включая сдержки и противовесы [4],  но и требует наличия действенных механизмов участия граждан в ее осуществлении (в том числе – механизмов гражданского контроля), совершенствования институтов публично- правовой ответственности представительных органов и должностных лиц [5], развития инноваций [6].

Принцип народовластия, закрепленный в статье 3 Конституции РФ, а также меры и средства реализации данного принципа актуализируют вопросы осуществления общественного контроля над деятельностью органов публичной власти [1]. Факты  негативных последствий бюрократической деятельности органов государственной власти, коррумпированность процессов управления, заинтересованность общества в контроле над должным исполнением принятых решений властными структурами - явили собой необходимость создания института общественного контроля,  путем принятия  Федерального закона от  21.07.2014 «Об  основах общественного контроля в Российской Федерации» (далее Закон об общественном контроле)[13].

Согласно ст.4 Закона об общественном контроле под общественным контролем понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки и издаваемых ими актов и принимаемых решений. Действенный контроль как одна из фундаментальных и важных функций управления призван обеспечить эффективность контролируемой деятельности, выявление отклонений, причин их возникновения, путей достижения целей и исправления допущенных ошибок [3]. Данный институт работает в России чуть больше полутора лет и говорить о его эффективности преждевременно, однако, на сегодняшний день мы можем сделать промежуточные выводы о его состоянии, качестве функционирования и о проблемах, выявленных в ходе реализации Закона об общественном контроле [2].




В соответствии с п.1 статьи 9 Закона об общественном контроле одним из субъектов, имеющим право осуществлять контрольные функции в рамках данного Закона об общественном контроле, являются общественные советы при федеральных органах исполнительной власти. Процесс формирования общественных советов не теряет своей актуальности и на данный момент. Так Президент РФ в августовских поручениях 2014 года к Правительству РФ по итогам встречи с членами Общественной палаты РФ, которая также является субъектом общественного контроля, акцентирует  внимание на эффективности правового регулирования отношений, связанных с порядком образования и деятельности общественных советов при федеральных органах исполнительной власти [9]. Еще Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" была предусмотрена необходимость отказа от формирования общественных советов при органах государственной власти этими же органами. На данный момент запущена череда формирования общественных советов по новому принципу: «двух ключей», где 75% - составляют кандидатуры, отобранные Общественной палатой РФ на конкурсной основе, остальные 25% определяет экспертный совет при Правительстве РФ [12]. Таким образом, обеспечивается прозрачность деятельности советов, в состав которых теперь могут войти лидеры общественного мнения, эксперты и специалисты нужной области, исключительно по представлению общественных объединений и иных негосударственные некоммерческие организаций (согласно ст. 13 Закона об общественном контроле). Однако процесс обновления советов еще не завершен. И однозначно сказать об эффективности нового принципа, можно будет спустя некоторое время.

В ходе реализации Закона об общественном контроле был выявлен недостаток - отсутствие ответственности и обязанности проверяемых государственных структур реагировать на результаты проверок. Таким образом, результаты по итогам проверок общественного контроля, в отличие от результатов проверок государственных структур, носят рекомендательный характер. В связи с этим, необходимо закрепить в Законе об общественном контроле обязанность и ответственность государственных и муниципальных органов принимать соответствующие меры по итогам общественных проверок, что позволит решить проблемы в разных сферах деятельности государства.

Еще одной проблемой в ходе осуществления общественного контроля является коррупциогенный фактор: фактический подкуп и шантаж лиц, непосредственно осуществляющих контроль, с целью сокрытия ими истинной информации о проверке и дальнейшего неразглашения выявленных фактов нарушения [8]. Согласно п.5 ч.2 ст. 10 Закона об общественном контроле итоги проведения общественного контроля, не зависимо от их формы, подлежат процедуре обнародования, что и обеспечивает смысл и цель осуществления общественного контроля. Так, важным политическим актором общественного контроля выступает общероссийский народный фронт (далее ОНФ), который полноценно обеспечивает общественный мониторинг и общественный контроль за деятельностью властей различного уровня и способствует обеспечению общественной подотчётности деятельности власти и оценивает эту деятельность с точки зрения справедливости [7]. Например, по итогам регионального «Форума действий» Вологодский штаб ОНФ направил губернатору области предложения. Так, по итогам рабочей группы «Общество и власть: прямой диалог» активисты рекомендовали разработать механизм общественного контроля за областными и муниципальными расходами, превышающие 50 млн. руб [11].

Помимо проблем в ходе реализации общественного контроля можно выделить ряд положительных моментов. Например, несмотря на корруциогенный фактор, общественный контроль – в первую очередь инструмент независимой и открытой экспертизы всех решений и действий различного уровня власти. Примеров честной, прозрачной и открытой деятельности общественных контролёров достаточно много. Таким образом, общественный контроль позволяет выстроить открытый диалог между представителями власти и обществом, что позволяет решать насущные проблемы государства.

Актуальность общественный контроль приобретает из-за экономического кризиса. Так, в Правительстве РФ обсуждался вопрос о сокращении расходов бюджета [10], а применение функции общественного контроля позволит с максимальной выгодой сохранить бюджетные средства. Например, выполнение региональными общественными палатами функций общественного контроля, позволяющей разобраться по итогам проверок в целесообразности и эффективности расходования бюджетных средств главами регионов и городов[10]. Таким образом, реализация общественного контроля позволит оказать неоценимую помощь и поддержку в реализации государственной политики [12].

Подводя итог, выделим следующее: общественный контроль начинает набирать обороты. Так как в отдельных случаях он самостоятелен (нет срока проверок, нет регламентации количества проверок, самостоятельность в плане выбора объекта контроля и т.д.), а в некоторых выступает в качестве дополнения к контрольной деятельности государственных органов (использование общественного контроля в качестве надзора за бюджетными  средствами в  регионах) [12].  Реализация  общественного контроля  позволяет задействовать демократические механизмы, тем самым привлекая и побуждая гражданское общество к участию и диалогу.

 

Список литературы

1.     Авакьян С.А. Народовластие как совокупность институтов непосредственной и представительной демократии: проблемы эффективности // Российское государство: ведение. 2014.№2.С.4-13.

2.     Воробьева Е.И., Курячая М.М. Осуществление общественного контроля как неотъемлемая черта развитого гражданского общества//Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Проблемы современной юридической науки: актуальные вопросы. 2015. №2

3.     Громыко С.В., Курячая М.М. Проблемы совершенствования процедур общественных обсуждений и публичных слушаний в механизме общественного контроля в Российской Федерации // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2015. № 3

4.     Курячая М.М. Проблемы обеспечения народного представительства в современном российском парламентаризме // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 12. С. 37-41.

5.     Курячая М.М. Публично-правовая ответственность представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления // Муниципальная власть. 2005. № 5. С. 15-18.

6.     Курячая М.М. Технологии краудсорсинга в юридической практике // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 6. С. 31-37.

7.     Общественное признание работы ОНФ закономерно // [Электронный ресурс] /Режим доступа: URL: http://politanalitika.ru/actualcomments/glavnaya-tsennost-onf-spravedlivost/.Дата    обращения:   01.02.2016.

8.     Пленарное       заседание       Общественной       Палаты        //        [Электронный ресурс]/Режимдоступа: URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/49751 Дата обращения: 01.02.2016.

9.     Поручения   Президента  РФ от 30 августа 2014 г. № Пр-2040 //[Электронныйресурс]/Режим доступа: URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/46528.           Дата обращения: 01.02.2016.

10. Российская газета. Минфин предложил сократить расходы  бюджета на 10 процентов//  [Электронный ресурс]/ Режим доступа: URL: http://www.rg.ru/2015/01/14/siluanov-site.html Дата обращения: 01.02.2016.

11. Сайт Общественного Народного Фронта // [Электронный ресурс] Режим доступа: URL:http://onf.ru/ Дата обращения 07.02.2016

12. Семелева Е.Ю. Сущность общественного контроля и его влияние на функционирование государства // Вестник пермского университета 2011г. Юридические науки Выпуск 2(12)

13. Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2014.№ 30 (ч. 1). Ст. 4213.