Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

Авторы:
Город:
Грозный
ВУЗ:
Дата:
17 апреля 2016г.

Одной из приоритетных задач современного государства относится реализация контроля за исполнением бюджета и государственными финансами. Вероятность не только воздействовать на формирование государственных доходов, но и проверять целесообразность и обоснованность распоряжения бюджетными средствами является важнейшим инструментом в руках государства для достижения своих политических целей. Соответственно актуальность образования органа финансового контроля является целиком обоснованной и особенно важной в любом государстве.

Основным звеном в системе финансового контроля во всех демократических государствах являются органы контроля, создаваемые законодательной властью.

На федеральном уровне постоянно действующим органом финансового контроля является Счетная палата Российской Федерации27. После принятия  Конституции 1993 года28 в  субъектах Российской Федерации, не дожидаясь федерального закона, начали разрабатывать и утверждать законы о контроль-счетных палатах, которые сыграли заметную роль в разработке и принятии Федерального закона «Об общих принципах организации деятельности контроль-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»29, которым была заложена правовая основа по созданию единой системы государственного и муниципального финансового контроля в Российской Федерации. В большинстве случаев федеральное регулирование вопросов организации отдельных органов субъектов Российской Федерации, унифицирующие наиболее принципиальные вопросы их образования и функционирования, оказывали содействие более эффективной их деятельности. В данном случае это подтверждает Федеральный закон «Об общих принципах организации деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», в котором предусматриваются цели создания контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, основы их статуса и принципы деятельности, состав и структура этих органов, порядок назначения в них должностных лиц и гарантии статуса, формы осуществления их деятельности и другие вопросы.

После принятия Федерального закона «Об общих принципах организации деятельности контроль-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» законы и регламенты контрольно- счетных органов субъектов Российской Федерации начали приводится в соответствие с ним. Это касается и Закона Чеченской Республики от 20 марта 2006 года № 2-РЗ «О Счетной палате Чеченской Республики», который был признан утратившим силу в связи с принятием нового Закона Чеченской Республики от 3 ноября 2011 года № 37-РЗ «О Счетной палате Чеченской Республики»30.

Согласно статье 1 Закона Чеченской Республики «О Счетной палате Чеченской Республики», Счетная палата Чеченской Республики является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля, образуемым Парламентом Чеченской Республики и подотчетным ему. При этом деятельность Счетной палаты не может быть приостановлена, в том числе в связи с досрочным прекращением полномочий Парламента Чеченской Республики, что свидетельствует об организационной и функциональной независимости ее деятельности, которую осуществляет самостоятельно, обладая правами юридического лица.

Счетная палата Чеченской Республики состоит из Председателя и его заместителя, аудиторов и аппарата, обеспечивающего его деятельность. Председатель, его заместитель и аудиторы Счетной палаты Чеченской Республики назначаются Парламентом Чеченской Республики сроком на шесть лет. Предложения о кандидатурах на должность Председателя Счетной палаты вносятся в Парламент республики Главой Чеченской Республики, Председателем Парламента Чеченской Республики, депутатами Парламента Чеченской Республики –     не менее одной трети от их установленного числа, комитетами и комиссиями Парламента Чеченской Республики.

Статья 6 Закона Чеченской Республики «О Счетной палате Чеченской Республики» устанавливает требования к кандидатурам на должности председателя, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Чеченской Республики. Ими могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование и опыт работы в области государственного, муниципального управления, государственного, муниципального контроля (аудита), экономики, финансов, юриспруденции не менее пяти лет. В данной статье устанавливается, что к кандидатурам на должности председателя, заместителя председателя и аудиторов Счетной палаты  предъявляются и иные требования, определенные статьей 7 Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

    

27       Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 41-ФЗ (ред. от 27.10.2015) «О Счетной палате Российской Федерации» //СПС КонсультантПлюс

28     Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (ред. от 21.07. 2014)  //СПС КонсультантПлюс.

29   Федеральный закон от 7 февраля 2011 года №6-ФЗ (ред. от 04.03.2014) «Об общих принципах организации деятельности контроль-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» //СПС КонсультантПлюс

30 Закон Чеченской Республики от 3 ноября 2011 года № 37-РЗ «О Счетной палате Чеченской Республики» //Официальный сайт Парламента Чеченской Республики © 2015


Какие требования определяет статья 7 указанного федерального закона? Гражданин  Российской Федерации не может быть назначен на должность председателя, заместителя председателя или аудитора контрольно-счетного органа в случае: во-первых, при наличии у кандидата неснятой или непогашенной судимости и признания его недееспособным или ограничено дееспособным решением суда, вступившим в законную силу; во-вторых, при отказе от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну; в-третьих, при выходе из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства иностранного государства или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Для решения задач, поставленных перед Счетной палатой Чеченской Республики, она наделяется широкими полномочиями. Согласно части 2 статьи 8 республиканского закона внешний государственный финансовый контроль осуществляется Счетной палатой Чеченской Республики:

1)    в отношении органов государственной власти и государственных органов, органов территориального государственного внебюджетного фонда, органов муниципальных образований, учреждений и предприятий Чеченской Республики;

2)    в отношении иных организаций путем осуществления проверки соблюдения условий получения ими субсидий, кредитов, гарантий за счет средств бюджета Чеченской Республики в порядке контроля за деятельностью главных распорядителей и получателей средств бюджета Чеченской Республики, предоставивших указанные средства, в случаях, если возможность проверок указанных организаций установлена в договорах о предоставлении субсидий, кредитов, гарантий за счет средств бюджета Чеченской Республики.

Одним из основополагающих положений федерального законодательства исследователи называют конкретные формы  реализации контрольных  полномочий31,  то есть контрольные мероприятия и экспертно- аналитические мероприятия. Так, согласно статье 9 республиканского закона, Счетная палата Чеченской Республики осуществляет внешний государственный финансовый контроль в форме контрольных или экспертно- аналитических мероприятий.

О результатах проведенных контрольных мероприятий, об ущербе, причиненном республике, муниципальному образованию, Счетная палата Чеченской Республики информирует Парламент и Главу республики, а при выявлении нарушений, влекущих уголовную ответственность, передает соответствующие материалы в правоохранительные органы.

По результатам своей деятельности Счетная палата Чеченской Республики, в зависимости от характера выявленных нарушений, составляет представления и предписания в адрес соответствующих государственных органов, организаций и должностных лиц, которые обязаны в установленном законом порядке рассмотреть и принять меры, о чем проинформировать Счетную палату Чеченской Республики.

В целях соответствующего исполнения должностными лицами Счетной палаты Чеченской Республики своих должностных полномочий в республиканском законе устанавливаются  их права, обязанности и ответственность.

Счетная палата ежегодно представляет отчет о своей деятельности Парламенту Чеченской Республики, который опубликовывается в средствах массовой информации и размещается в сети «Интернет» только после его рассмотрения Парламентом Чеченской Республики. Порядок опубликования осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Чеченской Республики и Регламентом Счетной палаты.

Подводя итог можно сказать, что, осуществляя контрольную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, Счетная палата Чеченской Республики, наряду с другими контролирующими органами республики, способствует единой системы контроля исполнения республиканского бюджета.

Детализировав полномочия Счетной палаты Чеченской Республики в части осуществления контроля за исполнительными органами государственной власти было бы целесообразно наделить ее правами по предупреждению и пресечению неэффективного использования средств федерального и республиканского бюджетов, например, по внесению представлений в органы исполнительной власти об устранении причин и условий, порождающих и способствующих уменьшению уровня исполнительской дисциплины в части неэффективного использования средств республиканского бюджета, по обращению в суд с исками и заявлениями относительно признания незаконными актов и  действий должностных  лиц органов исполнительной власти, которые повлекли неэффективное использование бюджетных средств. Кроме того, следует разработать механизм принуждения органов исполнительной власти к повышению уровня исполнительской дисциплины, оптимизации и повышению эффективности расходования бюджетных средств. В качестве подобных мер может выступить обнародование в  официальных средствах массовой информации фактов  неэффективного использования бюджетных средств и низкого уровня исполнительской дисциплины, выявленных контрольно-счетными органами в результате проведения контрольно-финансовых проверок, анализа и оценки эффективности и результативности деятельности органов исполнительной власти.

    

31  Янбулганов А.А. Контрольно-счетные органы и осуществление внешнего государственного и муниципального финансового контроля //Реформы и право.2012. №1


Внесение Счетной палатой Чеченской Республики представлений в органы исполнительной власти, касающихся вышеупомянутых фактов, должно служить основанием для проведения ведомственных проверок, устранения нарушений с обязательным уведомлением Счетной палаты Чеченской Республики о принятых мерах.

 

Список литературы

1.     Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (ред. от 21.07. 2014) //СПС КонсультантПлюс.

2.     Закон Чеченской Республики от 3 ноября 2011 года № 37-РЗ  «О Счетной палате Чеченской Республики» //Официальный сайт Парламента Чеченской Республики © 2015.

3.     Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 41-ФЗ (ред. от 27.10.2015) «О Счетной палате Российской Федерации» //СПС КонсультантПлюс.

4.     Федеральный закон от 7 февраля 2011 года №6-ФЗ (ред. от 04.03.2014) «Об общих принципах организации деятельности контроль-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» //СПС КонсультантПлюс.

5.     Янбулганов    А.А.  Контрольно-счетные     органы  и    осуществление  внешнего  государственного  и муниципального финансового контроля //Реформы и право.2012. №1.