Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КЛАССОВЫЙ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ: СУЩНОСТЬ И ПОЛИТИКА РЕФОРМ, НАЦИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
17 апреля 2016г.

Первая советская Конституция – Конституция РСФСР 1918г.  закрепила завоевания октябрьской революции 1917 г. и подвела итоги начального этапа строительства советского государства. Вместе с тем она содержала и некоторые программные положения, которые определяли решение ключевых задач на будущее. К их числу относились: уничтожение всякой эксплуатации человека человеком; полное устранение деления общества на классы; создание свободного и прочного союза трудящихся всех наций.7

Первым шагом к подготовке Конституции стало написание В.И. Лениным Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Историки государства и права оценивают ее как «краткий конституционный закон, закрепляющий наиболее важные победы Октябрьской революции», как «малую Конституцию Советского государства».8

Декларация действительно закрепляла отдельные конституционные положения, например, о национализации земли, переходе к национализации промышленности, передаче всех банков в собственность государства. Она устанавливала всеобщую трудовую повинность, что предполагало в будущем уничтожение всякой эксплуатации. Фиксировались также основы нового государственного строя. Так, Россия объявлялась Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах передавалась Советам. Эксплуататоры лишались политических и других прав и свобод.

В Декларации получил определенное разрешение вопрос о форме государственного единства новой России посредством учреждения федерации национальных республик.

В качестве главных принципов советской внешней политики провозглашались: борьба за мир, против колониального угнетения, осуществление права на самоопределение в международном масштабе.9

Декларация, утвержденная Ш Всероссийским съездом Советом 12 января 1918г., вплоть до принятия Конституции РСФСР 1918г. выполняла функции конституции нового государства 10.

29    марта 1918 г. ЦК РКП(б) принял решение о создании комиссии для разработки Конституции. Я.М. Свердлову было поручено провести через ВЦИК организацию такой комиссии. В ее состав вошли от большевиков: М.Н. Покровский, И.В. Сталин, Я.М. Свердлов (председатель), от левых эсеров - Д.А. Маргеровский и  А.А. Шрейдер, от максималистов - А.И. Бердников (с правом  совещательного  голоса), от наркоматов - В.А. Аванесов, М.А. Рейснер, Д.П. Боголепов, Э.М. Склянский, Н.И. Бухарин, М.И. Лацис. В комиссии численно превалировали большевики. Однако включение в состав комиссии представителей других партий позволяло ознакомиться с их позициями.

Наряду с комиссией, сформированной ВЦИК, над проектом Конституции РСФСР работал наркомат юстиции. Эту работу возглавил крупный ученый-юрист П.И. Стучка. Работа в комиссиях проходила в острых дискуссиях, борьбе мнений и позиций по конкретным конституционным вопросам. Тем не менее проекты были подготовлены в короткие сроки - за три месяца. По окончанию работы комиссий ВЦИК и Наркомюста два готовых конституционных проекта были рассмотрены в ЦК РКП(б). Одобрение получил проект комиссии ВЦИК, и после дополнений и поправок он был опубликован в «Известиях ВЦИК».

    

7    См.: Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 г.: Изд. 2-е. М.,2003. С.1.

8  Там же. С.14, 15.

9    См.: Чистяков О.И. Указ. соч. С.15 ; Хрисанфов В.И. История государства и права 1917 – 1999гг. Курс лекций.- СПб., 1999. С.22.

10    См.: Чистяков О.И. Указ. соч. С.15 и след.


На V Всероссийском съезде Советов проект Конституции был единогласно принят (с поправками и дополнениями) 10 июля 1918г. и после окончательного редактирования опубликован 19 июля 1918г.   в «Известиях ВЦИК». С этого момента первая советская Конституция вступила в юридическую силу.

Оценки Конституции отечественными правоведами достаточно высоки. По мнению проф. О.И. Чистякова, Конституция РСФСР 1918г. явилась «первой в истории человечества Конституцией социалистического государства», она «оставила неизгладимый след в большой и сложной истории Советского государства и права, во всемирной истории»11.

Аналогичную оценку первой советской Конституции дал проф. А.И. Лепешкин12. Проф. Е.А. Лукьянова, опираясь в целом на ленинские оценки Конституции РСФСР 1918г., отмечает: «В этой Конституции воплотились представления партии большевиков о новом государственном строе, о социалистической демократии, о правах человека в условиях строящегося социализма, о самой Конституции социалистического государства»13.

С точки зрения проф. С.А. Авакьяна, «Конституция РСФСР 1918г. была, естественно, продуктом своей эпохи и служила возникшему в России строю, оформляла его». Она сыграла «важную роль в конституционном строительстве других советских республик, возникших в это же время»14 . Проф. В.М. Сырых, констатируя заметное влияние Конституции РСФСР 1918г. на рабочих других стран, пишет: « Права, предоставленные ею (Конституцией) трудящимся России, стали требовать рабочие Англии, Франции, США и других стран от своих правительств, ведя активную борьбу за их реальное осуществление в условиях буржуазного государства» 15.

Конституция РСФСР 1918г. содержала 6 разделов, включавших 17 глав. Первый ее раздел составляла Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, вошедшая целиком в конституционный текст. Второй раздел носил название «Общие положения». Третий раздел был посвящен конструкции советской власти. Четвертый раздел устанавливал активное и пассивное избирательное право. Пятый раздел регулировал бюджетное право. В последнем, шестом разделе определялись символы Советской Республики - герб и флаг.

Анализ содержания первой советской Конституции позволяет выделить следующие ее особенности. Во-первых, ярко выраженный классовый характер.

Во-вторых, наполнение конституционных установлений четко выраженным содержанием идеологии правящей партии большевиков.

В-третьих, политико-правовой программный характер.

В-четвертых, реализация модели социалистического федерализма.

В-пятых, отрицание преемственности с предшествующими, дореволюционными конституционными идеями и проектами.

Раскрывая классовость Конституции РСФСР 1918г., необходимо отметить, что она основывалась на учении марксизма-ленинизма о соотношении диктатуры и демократии. При этом обосновывалось, что это две стороны одного и того же явления: диктатура есть власть господствующего класса, который устанавливает демократию для себя и одновременно осуществляет диктатуру в отношении противоположного класса16 .

Известный британский историк Эдвард Карр писал по этому поводу: «Термин «диктатура пролетариата», использованный большевиками для названия режима, установленного ими в России после Октябрьской революции, не содержал каких-либо особых конституционных характеристик. Он определял господствующий класс, а не форму правления, с помощью которой этот класс осуществлял власть»17.

Согласно ст.10 Конституции РСФСР 1918г. власть в советском государстве принадлежит «всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах». Вместе с тем подчеркивается высший принцип диктатуры пролетариата - союз с трудящимся крестьянством (ст.1, 7 Конституции).

Классовость советской демократии определяется также общим принципом установления ограничений для бывших эксплуататоров, закрепленным в Конституции РСФСР 1918г. Этот принцип нашел выражение в ст.7, где зафиксировано, что «эксплуататорам не может быть места ни в одном из органов власти». Одновременно в ст.23 Конституции предусматривалось лишение отдельных лиц и групп населения прав, которые пользуются ими в ущерб интересам социалистической революции». В соответствии со ст.65 Конституции лишались активного и пассивного избирательного права категории граждан, относящиеся к бывшим эксплуататорам, а таких категорий предусматривалось 7 групп.

 

11    Чистяков О.И. Указ. соч. С.195, 196.

12    См.: Лепешкин А.И. Курс советского государственного права: В 2 т. Т.1.- М., Госюриздат. 1961. С. 160 -161.

13    Лукьянова Е.А. Российская государственность и конституционное законодательство России (1917 – 1993). –М., Изд-во МГУ. 2000. С.32.

14    Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс: 2-е изд.: В 2т. Т.1 – М. Юристъ. 2007. С.196.

15    Сырых В.М. История государства и права России. Советский и современный периоды: Учебное пособие. –М.: Юристъ. 1999. С. 50.

16 См.: Чистяков О..И. Указ. соч. С.31.

17    Карр Эдвард. История советской России. Большевистская революция 1917 -1923. Т.1-2.- М.: Изд-во «Прогресс». 1990. С.135.



Классовость советской демократии проявлялась и в том, что право на полное, всестороннее, бесплатное образование предоставлялось исключительно рабочим и беднейшим крестьянам. Другие слои населения были лишены этого права. Даже воинская повинность, обязанность защищать свое отечество возлагались только на трудящихся  (ст.19  Конституции).  Российское  гражданство  могло  предоставляться  лишь  иностранцам, «проживающим на территории Российской Республики для трудовых занятий и принадлежащих к рабочему классу или к не пользующемуся чужим трудом крестьянству» (ст.20).

Классовым содержанием пронизаны конституционные кормы, закрепляющие только за трудящимися такие права и свободы, как свобода совести, свобода выражения своих мнений, свобода собраний, митингов, шествий, свобода союзов (ст.ст. 13 -16 Конституции).

Определенное неравенство рабочих и крестьян, но с преимуществом в пользу рабочих, устанавливалось при проведении выборов на Всероссийский съезд Советов: в городах избирался 1 делегат на каждые 25 тыс. избирателей, а в сельской местности - 1 делегат на каждые 125 тыс. жителей.

Даже финансовая политика Советской Республики определялась как способствование основной цели - экспроприации буржуазии.

В отечественной литературе отмечается: «Конституция подчеркивала классовость советской демократии, она гарантировала демократию для трудящегося большинства общества, направленную против эксплуататорского меньшинства»18. В этом плане примечателен вывод Э. Карра: если бы «диктатура пролетариата была бы правлением огромного большинства, то после свержения буржуазии для ее поддержания не потребовалось бы столько мер принуждения, сколько при любом другом общественном строе»19.

Конечно, некоторую иллюзорность и идеалистический характер положений Конституции РСФСР 1918г. можно объяснить тем, что она была рассчитана на переходный период к такому состоянию, когда в обществе не будет разделения на классы и в стране утвердится социализм. Об этом свидетельствует ст.9 Конституции, где прямо зафиксирован переходный этап в развитии российского общества.

Некоторые исследователи обращают внимание на то, что, начиная с Конституции РСФСР 1918г., в российском конституционализме утвердилась традиция включения в конституционный текст программных положений, устанавливающих конкретные цели и задачи на определенный период.20

Действительно, в ст.9 Конституции РСФСР 1918г. ставились следующие задачи: 1) полное подавление буржуазии; 2) уничтожение эксплуатации человека человеком; 3) водворение социализма, при котором не будет ни деления на классы, ни государственной власти.

Что касается такой черты Конституции, как ее четко выраженное идеологическое содержание, то надо признать, что в ней нашел воплощение особый вариант предельно заидеологизированного акта. Поскольку при подготовке проекта Конституции в составе конституционной комиссии превалировали большевики, была возможность отразить в ее тексте марксистско-ленинский идеал и представления коммунистов о новом пролетарском государстве, органах власти, направленности главных преобразовательных мероприятий, устройстве жизни общества, его приоритетах.

Специального анализа заслуживает проблема реализации в Конституции РСФСР 1918г. модели социалистического федерализма, принципиально отличающейся от существующих в мире федераций.

Как известно, партия большевиков относилась к федерации ситуативно, руководствуясь соображениями политической конъюнктуры. В.И. Ленин был противником федеративного устройства пролетарского государства на том основании, что федерация разобщает трудящихся, ведет к децентрализации государственного управления21.

Той же позиции придерживался И.В. Сталин. «Не ясно ли, - писал он, в марте 1917 г. в статье «Против федерализма», - что федерализм в России не решает и не может решать национального вопроса, что он только запутывает и усложняет его донкихотскими потугами повернуть назад колесо истории?»22

Следовательно, унитаристское начало было сильно развито в партийной позиции. Однако, несмотря на традиции марксистской идеологии неодобрительного отношения к федерации, руководство партии большевиков, столкнувшись с реальной практикой государственного строительства, изменило свое отношение к федеративному устройству такой обширной и многонациональной страны, как Россия. Постепенно пришло осознание того, что идеи федерализма имеют значимость в двух аспектах: во-первых, для удержания народов бывшей Российской империи в составе вновь создаваемого государства; во-вторых, для привлечения симпатий народов других стран.

  

18    Чистяков О.И. Указ. соч. С.39.

19    Карр Эдвард.. Указ. соч. С.135.

20 См.: Лукьянова Е.А. Указ. соч. С.32 -33.

21    См.: Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.24. С.143; Т.48. С.235.

22    Сталин И.В. Соч. Т.3. С.27.



В результате развитие федеративных отношений осуществлялось в      советской республике по двум основным направлениям. Первое - создание автономных национально-территориальных образований в составе РСФСР; второе - сближение РСФСР с республиками, где установилась советская власть (Украиной, Белоруссией, Азербайджаном, Арменией, Грузией).

Уже в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа Российская Советская Республика провозглашалась как федерация советских национальных республик. Однако исследователи считают, что при создании первой советской Конституции «федерализм как политическое и юридическое понятие не нес никакой государствообразующей нагрузки»23. Этот термин присутствовал в названии государства, в качестве принципа, но отсутствовал в основной части Конституции РСФСР. Поэтому подчеркивается, что федерализм был только внешней оболочкой унитарного по сути государств, но не представлял собой системообразующего принципа24 .

При этом федерализм чаще всего ставится в один ряд с такими категориями, как демократия, гуманизм, а унитаризм ассоциируется с тоталитарным государством. Тем самым происходит смешение понятий «из разных смысловых рядов, игнорируется разница, - как полагает проф. В.Е. Сафонов, - между политическим режимом, формой государственного устройства и характером организации управленческого аппарата»25.

Своеобразие социалистического федерализма проявлялось в таких чертах, как наличие двойного суверенитета - федерального центра и субъектов; использование в его организации и функционировании национально-территориального и административно-территориального принципов; инструментальное назначение данной формы - для решения национального вопроса.

Надо отметить, что все перечисленные особенности оказались несостоятельными: с помощью социалистической федерации не удалось решить национального вопроса в России; не оправдали себя ни национально-территориальный принцип, ни двойной суверенитет. Это продемонстрировали 90-е годы ХХ в., когда произошел крах Советского Союза и были вскрыты негативные стороны модели социалистического федерализма, заложенные еще в Конституции РСФСР 1918г.

Отрицание преемственности советского конституционализма от предшествующей истории, в том числе конституционных идей и разработок дореволюционного этапа - характерная черта официальной идеологии коммунистической партии, а вслед за ней и отечественной науки конституционного (государственного) права. Обычно это выражалось в подчеркивании принципиального отличия пролетарского государства от государства буржуазного, советской демократии от буржуазной, социалистического федерализма от федеративных государств капиталистического мира. При этом наблюдалась явная апологетика всего советского, социалистического, пролетарского.

Проф. В.К. Бабаев, специально исследовавший вопросы преемственности, отмечал, что в советское время господствовало мнение об  исключительности, особом, принципиально новом характере социалистического государства и права, ничего общего не имеющих с предшествующими типами и напрочь их отвергающих. Между тем «каждая более поздняя система, - писал ученый, - в той или иной мере воспринимала прошлые правовые положения и приспосабливала их для решения своих задач»26.

С этой мыслью нельзя не согласиться. Над проектом Конституции РСФСР работали такие известные ученые-юристы, как М.А. Рейснер, П.И. Стучка. Они безусловно были знакомы с теорией конституционализма, разработанной в дореволюционный период. Можно предположить, что это отразилось и на круге вопросов, включенных в конституционный текст, на проработанности отдельных норм и установлений Конституции, их четкой формулировке.

Преемственностью отличается и заимствование марксистских положений о диктатуре пролетариата, отношении к эксплуататорским классам и государству, национальном устройстве и др. Преемственность стала определяющим фактором в создании нормативно-правовых актов, принятых после вступления в силу Конституции РСФСР 1918г. и в последующие годы

Подводя итоги проведенного анализа, можно сделать следующие выводы.

  

23    Сафонов В.Е. Историко-правовой экскурс генезиса российского федерализма // Традиции и новаторство русской правовой мысли: история и современность (к 100-летию со дня смерти С.А. Муромцева): Материалы 1У Межд.научн.=практич. конф. Часть 1.- Иваново. 2010. С.396.

24 См.: Сафонов В.Е. Указ. соч.. С.937.

25    Там же.

26 Теория государства и права: учебник для бакалавров /Под ред. В.К. Бабаева: 3-е изд. – М, Юрийт. 2013. С. 259; Бабаев В.К . Советское право как логическая система. – М., 1978. С. 70 – 91.



Во-первых, опыт создания первого советского государства дает возможность выявить своеобразие партийного строительства в условиях радикального изменения  государственного и общественного строя  в России и перехода к созданию общества социалистического типа.

Во-вторых, подготовка и утверждение первой советской Конституции отразили процесс институционального оформления Республики Советов, исходные основы и принципы ее функционирования.

В-третьих, конституционализм советской эпохи носил ярко выраженный классовый характер, что нашло отражение в содержании Конституции РСФСР 1918г.

В-четвертых, период создания и первых лет действия Конституции РСФСР 1918г. стал временем коренных мировоззренческих, юридических и политических трансформаций в российском обществе, в том числе попыток решить национальный вопрос на основе учреждения социалистического федерализма.

В- пятых, современное осмысливание и интерпретация российского конституционализма первых лет советской власти позволяет установить причины и факторы развития нашей страны по историческому пути, который был предопределен спецификой и традициями идейно-теоретических основ конституционализма советского типа.

Ключевые слова

Классовый конституционализм; программный характер Конституции; социалистический федерализм; переходный этап; преемственность

Аннотация

Статья посвящена раскрытию классового характера конституционализма первых лет советской власти. Анализируются сущность и политика реформ после свержения власти царя и власти буржуазии. Подробно рассматривается содержание Конституции РСФСР 1918г. Дается современная оценка ее значения для дальнейшего развития России.

 

Список литературы

1.     Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 г.: Изд. 2-е. М.,2003.

2.     Хрисанфов В.И. История государства и права 1917 – 1999гг. Курс лекций.- СПб., 1999.

3.     Лепешкин А.И. Курс советского государственного права: В 2 т. Т.1.- М., Госюриздат. 1961.

4.     Лукьянова Е.А. Российская государственность и конституционное законодательство России (1917 – 1993). –М., Изд-во МГУ. 2000.

5.     Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс: 2-е изд.: В 2т. Т.1 – М. Юристъ. 2007.

6.     Сырых В.М. История государства и права России. Советский и современный периоды: Учебное пособие. – М.: Юристъ. 1999.

7.     Карр Эдвард. История советской  России. Большевистская революция 1917 -1923.  Т.1-2.- М.: Изд-во «Прогресс». 1990.

8.     Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.24, Т.48.

9.     Сталин И.В. Соч. Т.3.

10. Сафонов В.Е. Историко-правовой экскурс генезиса российского федерализма // Традиции и новаторство русской правовой мысли: история и современность (к 100-летию со дня смерти С.А. Муромцева): Материалы IV Межд. научн. практич. конф. Часть 1.- Иваново. 2010.

11. Теория государства и права: учебник для бакалавров /Под ред. В.К. Бабаева: 3-е изд. – М, Юрийт. 2013.; Бабаев В.К . Советское право как логическая система. – М., 1978.