Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ: ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ

Авторы:
Город:
Якутск
ВУЗ:
Дата:
30 января 2016г.

     Понятие «государственность» используется в политике, экономике, политологии, социологии и юриспруденции. В области государственно-правовых исследований одни авторы государственность отождествляют с государством1, другие же авторы разграничивают их. Автор статьи присоединяется к мнению И.Л. Бачило, Н.С. Бондарь, Л.А. Морозовой, В.Е. Чиркина и других о необходимости различения государства от государственности. Государство и государственность имеют внутреннее единство, но не совпадают: понятие «государственность» не сводимо к понятию государство. В системе государственности государство является высшей формой и выступает в качестве центрального звена2.

1.    В определении понятия «государственность» у ученых пока нет единства. Так, в трудах И.Л. Бачило государственность представляется как форма политической организации общества, определяется как единый политико-правовой механизм, в котором отражаются субъективные возможности этноса3. Однако государственность изначально является публично-нормативным явлением, связанным с реальностью, а не с абстрактными возможностями определенного субъекта. В трудах Л.А. Морозовой государственность, с одной стороны, представляется как комплекс элементов, структур, институтов публичной власти, а также институтов неполитического характера, а с другой, трактуется как свойство, качество, состояние общества на конкретном историческом этапе его функционирования4. В принципе эти же положения можно отнести и к государству. Отсюда сомнения относительно того, получилось ли искомое определение. Н.С. Бондарь понятие государственности связывает с ее внутренними связями - экономическими, социально-культурными, политико- идеологическими, духовно-мировоззренческими и пр.5. Конечно, определение понятия «государственность» связано с выявлением связей и отношений между объектами и их сторонами. Но сущность и содержание государственности определяется не только этими связями. Так, в идентификации понятия «государственность» участвуют, как сам пишет Н.С. Бондарь, компоненты государственности, в том числе государство, правовая система и пр.

Определение – это формулировка, раскрывающая смысл, содержание и основные черты предмета6. Исходя из наработанных в науке определений понятия «государственность», можно предложить следующее. Государственность – это самоорганизация общества, выражающая навыки и решения, традиции и нормы, образования и институты, в которых накапливаются (сосредотачиваются, объединяются) способы управления общими делами, поддержания порядка и безопасности, воспроизводства сообщества и урегулирования вопросов, возникающих с другими образованиями. Определение исходит из предположения, что тождественность государства и государственности может означать или поглощение государством государственности, или растворение государства в государственности. В истории были и то, и другое. Но такие состояния были скорее противоестественными, нежели «правильными». Как самоорганизация общества государственность показывает, что общество обладает средствами (в том числе частного и публичного принуждения) собственного сохранения, поддержания, развития и восстановления. Государственность выполняет разнообразные функции - организационную, стабилизирующую, охранительную, а также поддержания равновесия между государством и обществом.

 

1   Г. Еллинек в своей монографии «Общее учение о государстве» вопроса о государственности не затрагивает. Софоклов пишет: «Согласно общепризнанной государственно-правовой концепции Г. Еллинека, оно (государство – Д.М.) характеризуется наличием народа, территории и государственной власти причем существование нескольких не подчиняющихся друг другу властей автоматически ведет к утере государственности». – Софоклов Ю.Н. Принципы разделения властей: история, заблуждения, вызовы современности. // Сравнительное конституционное обозрение. № 6 (91). 2012. С.100; можно заметить, что в справочных изданиях термин «государственность» не выделяется –«Российская государственность в терминах IХ - начало ХХ века. М., «Крафт». 2001.

2   Морозова Л.А. Национальные аспекты развития российской государственности // Государство и право. 1995. № 12. С.12; Морозова Л.А. Современная российская государственность: Проблемы теории и практики. Автореферат …д.ю.н. М., 1998. С.10-11; Морозова Л.А. Проблемы современной российской государственности. - Учебное пособие. М., 1998; Чиркин В.Е. Современное государство. М., «Международные отношения». 2001. С.6,15 и др.; Бондарь Н.С. Конституционная модернизация российской государственности. М., 2014. С.89. О значимости разграничения государства и государственности подчеркивается тем, что в науке относительно понятия государства распространение мнение, согласно которому есть как в широкое, так и узкое его понимание. В узком смысле как аппарат, механизм, собственно государственная власть. В широком смысле государство понимается как этносоциальная (национальная) коллективность. - Грачев Н.И. Происхождение суверенитета. М.,2009. С.14-15.

3 Бачило И.Л. Факторы, влияющие на государственность // Государство и право. 1993, №7. С.27.

4 Морозова Л.А. Современная российская государственность: Проблемы теории и практики. М., 1998. С.16.

5 Бондарь Н.С. Конституционная модернизация российской государственности. М., Юнити-Дана. 2014. С.89.

6 Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка. Т.II. М., Астрель – АСТ. 2006. С.470.


2.     Возникновение государственности таится в истории. Действительно, как писал В.Г. Белинский, государственность всех народов имеет общие корни, теряющиеся в таинственной глубине изначальной традиции, мифического прошлого, в силе векового предания, высшего трансцендентного откровения7. Как форма бытия индивида и коллектива государственность неотделима от общества, функциональна и пользуется относительной самостоятельностью. Государственность  как идея  основана на защите индивида, коллектива и общества  от случайностей. В состоянии реализации государственность - это порядок и безопасность, образования и институты, обычаи и правовые нормы. Государственность как вид общественных отношений опосредствуется социальной регуляцией. В этом плане государственность – это совокупность запретов, традиций, обычаев, дозволений, обязательств и видов ответственности. В целом государственность – это организованность общества. По форме государственность – это страхование общества от случайностей. Кратко об основных признаках государственности.

    Первый признак – это единство (слитность) государственности с обществом. Государственность не отделена от жизнедеятельности и интересов индивидов и коллективов, а проистекает от них. Государственность начинает формироваться на определенной территории, занятой конкретной группой населения. В тесном смысле слова государственность не только выражает управление, поддержание порядка и безопасности, но и формирует их. При этом государственность ориентируется на естественность соблюдения правил жизнеобеспечения индивидами, коллективами и обществом.

     Процесс зарождения и становления государственности трудно различим от развития человека. Справедливо указывается, что «пока нет достаточных данных, которые позволили бы «расставить по порядку» составляющие антропосоциогенеза»8.  Следовательно, происхождение  государственности,  как процесс, развивался в связи со становлением человека как социального субъекта. Этим объясняется то, что государственность в своем происхождении имеет не только социальную основу, но и биологическую основу. Истоки государственности связаны с консолидацией защиты человека одновременно как биологического вида и как субъекта социальных отношений. В условиях развития общества государственность предстает как механизм защиты социальных отношений и порядков, управления и безопасности. При этом, однако, охрана и защита индивида, в принципе, в деятельности государственности всегда остаются ведущими направлениями.

   Третий признак связан с тем, что государственность в силу своей двойственной природы и многофакторного развития помимо всего прочего выступает формой накопления знаний, навыков, опыта, традиций, преданий, обычаев, правил, практических актов, предпринятых как индивидами, так и обществом в целом. Такая многообразная практика сохраняется в устных преданиях, сказаниях, могут содержаться в сведениях фольклора, а также в виде описаний фактов и явлений в эпических произведениях9. Многие из них становятся частью истории этноса и народа, местности и территории, социальной общности и общества. Возможно, что некоторые из них обретают черты императивности и обязательности. Определяют смысл правил, морально-этических норм, правовых установлений. Таким образом, участвуют в образовании историко- культурной основы данного народа, общества. В государственности складываются режимы выживания, развития, обновления и восстановления общества. Как канал накопления «всех испытаний и достижений» людей и их организации государственность служит историческим ресурсом индивида, коллектива и общества. Недаром каждый народ хранит память о подвигах героев-одиночек, о героических коллективных действиях населения, жителей поселений, городов и т.д.

 

7   Белинский В.Г. Полн. собр. соч. СПб., 1901. Т.4. С.408. Приводится по работе - Грачев Н.И. Происхождение суверенитета. М.,2009. С.60. Русский ученый В.Н. Лешков доказывал место и роль общественной власти в существовании и развитии общества. - Лешков В.Н. Русский народ и государство. СПб. 2004.

8 Тарасенко В.Г. Постулаты права. М., Городец. 2009. С.16.

9    Правила, нормы, обычаи известные народам до образования государства встречаются во многих законодательных актах, первых кодификациях, в том числе в Законах Хаммурапи, Законах ХП Таблиц и пр. Даже Кодекс Наполеона является компромиссом между кутюмами и писаным правом. – Цвайгерт К., Кѐтц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. Т.1. М., 1998. С.135. Много примеров влияния старины в законодательстве России до 1917 года. - Лешков В.Н. Русский народ и государство. СПб. 2004. Да и в настоящее время процесс не прерывается. В России, например, это обычаи коренных малочисленных народов, нормы обычаев и обычного права других народов. Действуют правовая традиция и правовая культура русского народа.



    Государственность обладает идентификационным потенциалом. Здесь  возможна различная типология. Можно считать более выраженными следующие типы. Государственность идентифицирует зависимое состояние народа и общества, например, в условиях колониальной и иной зависимости. Государственность показывает суверенное положение народа и общества. Разумеется, хотя здесь грани могут быть различными, но в современных условиях суверенность является фиксированным положением10. Третий вариант связан с тем обстоятельством, что государственность идентифицирует народ, общество как носителя цивилизации, например, европейцы и европейское общество, китайский народ и китайское общество. Можно подчеркнуть, что народ и общество могут пройти через все перечисленные типы отношений, например, российский народ и российское общество в разных периодах истории России – в условиях особых отношений с Золотой Ордой, централизованного государства, имперского развития, советского государства и суверенной России.

    Многообразие субъектов является следующим признаком государственности. Заложенные в государственности формы, средства, режимы, состояния, образования, институты и связи являются многообразными и изменчивыми. Это зависит от эволюции общества. Его положения по отношению к государству. В немалой степени положение общества зависит от культурных традиций народа, а также от его ментальности. Исторически даже в рамках одного общества перечень субъектов государственности не совпадает. Субъекты государственности отличаются по    характеру возможностей, степени определенности объема «полномочий», а также по источникам их установления. В современных условиях в состав субъектов государственности входят индивиды, коллективы, сообщества и общества, но и этносы, народы, население, общественные объединения, политические партии, территориальные образования и т.д. В качестве источников, где содержатся возможности и полномочия субъектов рассматриваемых отношений, выступают обычаи, традиции, предания, моральные и иные нормы, правовые установления.

 

Список литературы

1.     Бондарь Н.С. Конституционная модернизация российской государственности. М., 2014.

2.     Лексин И.В. Территориальное устройство современного государства: конституционно-правовые проблемы. М.,2013.

3.     Лешков В.Н.Русский народ и государство. СПб., 2004.

4.     Морозова        Л.А.      Современная         российская        государственность:          Проблемы        теории       и      практики. Автореф…д.ю.н. М., 1998.

5.     Мартин Ван Кревельд. Расцвет и упадок государства. М., 2006.