Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АКАДЕМИЧЕСКАЯ СТИПЕНДИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ЭКВИВАЛЕНТНЫЕ И НЕЭКВИВАЛЕНТНЫЕ НАЧАЛА

Авторы:
Город:
Красноярск
ВУЗ:
Дата:
17 апреля 2016г.

Согласно части 3 статьи 43 Конституции Российской Федерации, каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Актуальность введения в систему высшего профессионального образования рыночных механизмов (в том числе и принципов эквивалентности) обусловлена стереотипом бесплатности, возникшего и сохранившегося в общественном сознании со времен Советского Союза. В связи со значительными финансовыми затратами государства, направленными на эффективное функционирование системы образования в области стипендий обучающимся (где в общей сложности на стипендии различного рода потрачено около 38 миллиардов рублей [4]), имеет большое значение вопрос их целесообразности.

Принято выделять два вида социального обмена: неэквивалентный обмен и эквивалентный (правовой) обмен [6, С. 143]. Как верно отмечает Л.С. Мамут, «началом эквивалентности – коренным принципом права – обусловлено не только наличие у каждого субъекта права на осуществление правомочий и связанных с ними обязанностей. Этим началом также определяется соразмерность суммы и «объемов» правомочий и обязанностей. Их диспропорции нарушают отношения формального равенства сторон, выводят носителей несбалансированных правомочий и обязанностей из сферы права» [1, C. 7].

В соответствии с п. 1 ст. 36 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон), «стипендия» – денежная выплата, назначаемая обучающимся в целях стимулирования и (или) поддержки освоения ими соответствующих образовательных программ. В целях достаточного и эффективного правового регулирования сферы образования, стипендия в контексте Закона к мерам социальной поддержки не относится (п. «м» ч. 2 ст. 29, п. 5 ч. 2 ст. 34 Закона).

В то же время, представляется, что, несмотря на отсутствие свойства социальной поддержки в контексте Закона, ряд стипендий в действующей системе правового регулирования образования выступает в качестве выражение правового (эквивалентного) начала, другая часть выступает формой социального (неэквивалентного) начала.

Эквивалентный характер некоторых видов стипендий выражается в достижении обучающимся определенного значимого для науки, общества и государства результата, за который последние готовы «заплатить», сделать встречное предоставление.

Так, стипендия Правительства Российской Федерации выплачивается только студентам, соответствующим среди прочих следующим критериям: «получение награды (приза) за результаты научно исследовательской работы», «документа, удостоверяющего исключительное право обучающегося на достигнутый им научный (научно-методический, научно-технический, научно-творческий) результат интеллектуальной деятельности», «наличие публикации в научном издании» [3].

Данный вид стипендии носит эквивалентный характер, и эквивалентом выплачиваемых сумм выступают научные достижения обучающегося.

Неэквивалентный характер, в свою очередь, выражается в том, что деятельность обучающегося не принесла социальным институтам никакой пользы. По сути, обучающийся получает такую стипендию за то, что учится в образовательной организации, при этом не делая каких либо достижений, значимых для науки, общества и государства. Выплачиваемым обучающемуся суммам не противостоит какой-либо эквивалент, выгода. К таким стипендиям среди прочих относятся государственная социальная стипендия, государственная академическая стипендия.

Государственная академическая стипендия установлена в соответствии со ст. 36 Закона. Установлено только два требования, которые должен соблюдать обучающийся, чтобы получать указанный вид стипендии: отсутствие по итогам промежуточной аттестации оценки «удовлетворительно», а также отсутствие академической задолженности [2].

В связи со спорным характером вопроса об эффективности действующей на данный момент системы оценки знаний обучающегося, представляется, что обучение без оценок «удовлетворительно», а также академических задолженностей в долгосрочной перспективе может и не принести пользу обществу [5]. Ввиду этого наличие только критериев оценок и задолженностей видится неполным. Более того, такая стипендия не обусловлена внесением обучающимся никаких встречных предоставлений в виде результатов интеллектуальной (и иной) деятельности, являющихся значимыми для социума.

Поэтому необходимо либо дополнить требованиями, удовлетворяя которые обучающийся будет приносить пользу социуму (а именно поставить в зависимость получение стипендии от достижения тех или иных результатов), либо отказаться от института государственной академической стипендии.

Более того, п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона содержит обязанность обучающегося «добросовестно осваивать образовательную программу». Представляется, что обучение без оценок «удовлетворительно» и академических задолженностей выступает одним из показателей добросовестного освоения образовательной программы. По сути, такое положение дел представляет собой ситуацию, когда обучающийся исполняет обязанность, возложенную на него федеральным законом и при этом еще и получает за это исполнение (приносящее сомнительную пользу социуму только в долгосрочной перспективе) стипендию.

Таким образом, представляется излишним начисление обучающимся государственной академической стипендии по критериям, установленным на сегодняшний день ввиду ее экономической нецелесообразности, а также неэквивалентного характера, порождающего диспропорции правового и социального в сфере образования в сторону последнего, тем самым порождая социально вредное иждивенчество.

В то же время необходимо указать, что полный отказ от социальных начал в сфере образования приведет к снижению темпов научно-технического (общественного) прогресса в силу создания экономических препятствий для получения высшего профессионального образования части населения, в том числе одаренным людям. В связи с изложенным, институт государственной социальной стипендии (как и обучения за счет бюджетных ассигнований), а также иные институты материальной поддержки обучающихся, попавших в тяжелую экономическую ситуацию необходимы для нормального функционирования и развития общества и государства.

Резюмируя вышесказанное, отметим, что институт государственной академической стипендии в его сегодняшнем нормативном правовом выражении нарушает баланс правового и социального начал в сфере образования, оказывает деструктивное влияние на экономику государства, поэтому необходимо либо отказаться от него, либо внести в исследуемый институт механизм эквивалентности, выражающийся в дополнении существующих критериев.

 

Список литературы

1.     Мамут Л. С. Социальное государство с точки зрения права // Государство и право. – 2001. – № 7. – С. 5– 14.

2.     Об утверждении Порядка назначения государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам- стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выплаты стипендий слушателям подготовительных отделений федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 августа 2013 г. № 1000 // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

3.     О назначении стипендий Правительства Российской Федерации для студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования и аспирантов образовательных учреждений высшего профессионального образования, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования  и научных  организаций, обучающихся по очной форме обучения  по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики России: Постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. № 1098 // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

4.     Официальная площадка Министерства образования и науки Российской Федерации в Livejournal («Живой журнал»). Студенческие стипендии. URL: http://mon-ru.livejournal.com/23424.html (дата обращения: 6.10.2014).

5.     Социальная сеть работников образования. Рейтинговая система оценивания знаний учащихся. URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2012/09/09/reytingovaya-sistema-otsenivaniya-znaniy (дата обращения: 6.10.2014).

6.     Сырых В. М. Логические основания общей теории права. Т.3. Современное правопонимание. – М.: РАП, 2007. – 512 с.