Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОКУРОРОМ ПОЛНОМОЧИЙ ПО НАДЗОРУ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ УСТАНОВЛЕННОГО ПОРЯДКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
28 января 2018г.

В 1997 г. в связи с принятием Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118 ФЗ «О судебных приставах» на смену институту судебных исполнителей, состоявших в штатах судов и в своей деятельности подчинявшихся непосредственно суду, пришел институт судебных приставов. В составе Минюста России была образована служба судебных приставов, возглавляемая заместителем Министра юстиции РФ — главным судебным приставом РФ. Частью 4 ст. 19 Федерального закона «О судебных приставах» было предусмотрено, что надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций в соответствии с Законом о прокуратуре осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.

На судебных приставов возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов; осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 229 ФЗ «Об исполнительном производстве» актов других органов и должностных лиц; исполнению законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством РФ к подследственности ФССП России.

Основным недостатком Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» [1] является то, что прокурорскому надзору за исполнением законов судебными приставами (судебными приставами-исполнителями, судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов, главным судебным приставом РФ, главным судебным приставом субъекта РФ, старшим судебным приставом) прямо не посвящена ни одна статья данного Закона. При этом полномочия прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением законов судебными приставами, обусловлены комплексным характером данной отрасли надзора [см. подр.: 5].

Поскольку можно говорить о некоторой «искусственности» прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами, его производности от надзора за исполнением законов, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов надзирающие прокуроры руководствуются как общими положениями Закона о прокуратуре, так и непосредственно ст. 21- 28 Закона о прокуратуре, посвященными надзору за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

При осуществлении надзора за исполнением законов судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов надзирающие прокуроры в соответствии с Законом о прокуратуре, в частности, вправе:

1)     по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории  и в помещения органов ФССП России, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона. Основанием для проведения проверок будет являться наличие достаточных данных, свидетельствующих о допущенных судебными приставами нарушениях закона;

2) требовать от руководителей и других должностных лиц ФССП России представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

3) вызывать должностных лиц ФССП России для объяснений по поводу нарушений законов;

4)      возбуждать производство об административном правонарушении, требовать привлечения должностных лиц ФССП России, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности (например, уголовной ответственности, предусмотренной ст. 285 УК РФ);

5) предостерегать о недопустимости нарушения закона в случае, если прокурору достоверно известно о готовящемся нарушении законодательства;

6)   опротестовывать противоречащие закону правовые акты ФССП России, обращаться в суд общей юрисдикции или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;

7) вносить представление об устранении нарушений закона;

8)   рассматривать и проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов;

9)    принимать меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов, возмещению причиненного ущерба.

В  указании Генерального прокурора РФ от 12.05.2009 № 155/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами» [4] полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов судебными приставами конкретизируются, но только в части полномочий по осуществлению надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями. Применительно к осуществлению прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов установлено лишь, что в Генеральной прокуратуре РФ прокурорский надзор в части соблюдения законов при осуществлении судебными приставами своих функций по обеспечению установленного порядка деятельности судов возложен на Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства. В связи с этим при осуществлении данного направления надзорной деятельности прокуроры должны руководствоваться приказами Генерального прокурора РФ от 7 декабря 2007 г. № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» [2], от 30 января 2013 г. № 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» [3].

При проведении проверок исполнения законов судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов особое внимание необходимо уделять законности осуществления ими полномочий по применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия; приводу лиц, уклоняющихся от явки; препровождению иностранного гражданина или лица без гражданства, которым назначено административное наказание в виде принудительного выдворения за пределы России, до пункта пропуска через Государственную границу РФ.

 

Список литературы

 

1.       Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 47. Ст. 4472

2.      Приказ Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» // Законность. 2008. № 3.

3.     Приказ Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 № 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» // Законность. 2013. № 4.

4      Указание Генерального прокурора РФ от 12.05.2009 № 155/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами» // Документ официально опубликован не был. СПС КонсультантПлюс.

5.     Усачев А.А., Котлярова Л.Н. Сущность и задачи прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами // Проблемы современной юридической науки: актуальные вопросы. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 4. Красноярск, 2017. С. 58-60.