Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМЫ КСЕНОФОБИИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ В СОВРЕМЕННЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Авторы:
Город:
Волгоград
ВУЗ:
Дата:
04 февраля 2017г.

Конец XX века был отмечен формированием в сознании людей новой картины мира, в которой нашли отражение серьезные изменения во всех сферах жизни человечества. Определяющими на рубеже веков становятся два разнонаправленных, но тесно связанных друг с другом процесса – глобализация и национальная идентификация.

Глобализация сопряжена с унификацией жизни в разных странах, созданием новой элиты, оторванной от национальной почвы, космполитичной по образу жизни, связанной с транснациональными структурами и стандартными «моделями жизни».

Проблема национальной идентичности связана с усиливающимся стремлением народов сохранить национальную самобытность, укрепить традиционное национальное самосознание.

Процесс глобализации сопровождается все усиливающейся миграцией, следствием которой является невиданное до сих пор переселение народов – как в глобальном масштабе, так и на региональном уровне. Для собственно миграции характерно действие двух противоположных тенденций: стремление влиться в другую этнокультуру, адаптироваться к ней и сохранить свое национальное своеобразие. Соблюдение баланса в этой сфере представляет сложную, но необходимую задачу так называемого мирного сосуществования разных народов, наций в условиях одного общества. Именно в рамках действия этих противоположных тенденций мы сталкиваемся с проблемами толерантности / интолерантности и ксенофобии. В частности, принимающая сторона настороженно относится к новым членам своего сообщества, не всегда принимая их систему ценностей. А прибывающая сторона зачастую неохотно (либо в силу объективных трудностей) адаптируется в принимающее сообщество, подчеркнуто демонстрируя свою самобытность.

Проблемы ксенофобии, толерантности занимают важное место в теории и практике международного права. Ученые рассматривают данную проблематику в аспекте подробного анализа имеющегося опыта в области защиты прав человека [1]; применительно  к процессу глобализации [4], вопросам защиты прав апатридов [5]. Е.С. Алисиевич, говоря о правах человека в международном праве, предлагает использовать понятие "категория уязвимости" [3]. При этом ученые особо обращают внимание на необходимость обмена опытом по проблемам защиты прав и свобод человека. В частности, В.М. Абдрашитов подчеркивает, что "в условиях современных обстоятельств развития государства и права, в период глобальных кризисных процессов в мировой экономике, при жесткой конкуренции интересов государства и индивида, первостепенной задачей остается активизация деятельности государства в области упрочения и защиты прав и свобод человека посредством широкого применения принципа презумпции невиновности, на основе сотрудничества России с ЕС, первую очередь, в правозащитной деятельности и эффективном экономическом сближении" [2, с. 53].

В международном праве имеется существенная правовая база, регулирующая такую сферу, как права человека. Здесь следует назвать прежде всего такие международные договоры, как Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21 декабря 1965 г., Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 г., Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказание за него от 30 ноября 1973 г., Конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей от 18 декабря 2000 г., Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. и многие другие конвенции универсального и регионального характера. Все перечисленные международные правовые акты запрещают расовую, половую, языковую, религиозную, политическую дискриминации или дискриминацию, основанную на иных убеждениях, на социальном происхождении, на имущественном, сословном или ином положении.

Однако, как показывает практика, несмотря на запрет ксенофобии, в современном обществе данное явление, особенно в начале XXI века, приобретает все большее  распространение. И этому во многом способствуют медийная среда, которая зачастую создает негативный портрет мигрантов, беженцев, представителей других национальностей. В качестве примеров обратимся к заголовкам, представленным в массмедийных текстах интернета: Лица кавказской национальности обещают "подпортить здоровье" (http://asaratov.livejournal.com/4889026.html); Почему мы не любим "лиц кавказской национальности (http://www.aif.ru/archive/1710279); В Москву и область «понаехали» 2,5 миллиона мигрантов (http://www.ntv.ru/novosti/650878); Понаехали: эксперты оценили, сколько жилья на Кубани покупают мигранты (http://kuban.rbc.ru/krasnodar/15/04/2016/5710e84b9a79472897bff7c6); Мигранты понаехали работать (http://orbita96.ru/news/detail/index.php?ID=1593); Агрессивные мигранты напали в Мюнхене на двух пенсионеров (https://www.bfm.ru/news/314401); Агрессивные мигранты на Апраксином рынке напали на репортера ФАН-ТВ со спины (http://newsvideo.su/video/3622904); Агрессивные мигранты атакуют Кельн (http://migrationtoday.info/agressivnye-migranty-atakuyut-keln/); Агрессивные мигранты из Ближнего Востока и Северной Африки штурмуют Македонию (http://kavnews.ru/lenta); Агрессивные мигранты не пустили Меркель в Давос (http://fakty.ictv.ua/ru/videos/117202/); Вопиющая толерантность: В Австрии оправдали мигранта, изнасиловавшего 10-летнего ребенка (http://rusnext.ru/news/1477480355); Литва возмущена: беженцы обнаглели (http://svpressa.ru/world/article/157391/); Нашествие мигрантов в Европе (http://mir24.tv/news/serie/3790575); Ми гр а нты за хва тыва ю т Па р и ж (http://varlamov.ru/2056482.html) и др.

Как свидетельствуют приведенные примеры, в массмедийном дискурсе представлена негативная оценка представителя другого этноса, причем зачастую это сопровождается не только прямой оценкой – агрессивные, понаехали, обнаглели, но и прямым указанием на национальность. Таким образом, средства массовой информации не просто формируют образ мигранта, беженца, представителя другого этноса, но и навязывают обществу определенную оценку, а, следовательно, отношение к перечисленным категориям индивидов. Хотя последние события – например, нападение на женщин в Кельне и др., – сами по себе рождают всплески ксенофобии, но роль СМИ в этом процессе очень огромна, поскольку в них не просто освещаются такого рода события, а сразу же навешиваются ярлыки, негативные оценки, тем самым ксенофобия начинает набирать обороты еще быстрее.

Все вышесказанное перекликается с уже названными проблемами интеграции в принимающее общество и сохранения своей идентичности. Как нам представляется, одним из эффективных способов преодоления ксенофобии, формирования толерантности в современном обществе является разработка и внедрение специальных программ для мигрантов, беженцев, представителей другой национальности различных возрастных категорий. И здесь необходимо учитывать международный опыт. Так, в Германии, с учетом последних событий, были внесены изменения в законодательство о мигрантах, в частности разработан и одобрен новый законопроект об интеграции мигрантов, согласно которому мигранты обязаны посещать адаптационные и языковые курсы, в противном случае предусмотрены определенные санкции [6], т.е. в данном случае действует принцип "содействовать и требовать".

В Российской Федерации, к сожалению, работа в данном направлении идет пока очень медленно. В 2014 г. ФМС России подготовило проект Федерального закона "О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации", однако текст еще не внесен в Государственную Думу. Данный закон, безусловно, очень актуален. Он позволит упорядочить и структурировать процесс интеграции иностранных граждан в принимающее сообщество, самое главное, придаст этому процессу правовой статус.

Следует заметить, что опыт организации различных курсов для мигрантов и иностранных граждан в России уже есть, здесь можно назвать такие города, как Саратов, Владивосток, Ростов, Волгоград и др. Однако данные курсы прежде всего включают в себя программы подготовки по русскому языку, либо к сдаче определенного вида экзамена (комплексного – для получения разрешения на осуществление трудовой деятельности, временное проживание, вида на жительство либо экзамена для приема в гражданство РФ). На наш взгляд, в качестве обязательного аспекта адаптационных курсов должно быть не только изучение языка, но и правовых основ государства, в которое интегрируется иностранный гражданин. И здесь следует учесть опыт Германии и других зарубежных государств. Тогда иностранный гражданин будет знать, что если он не освоит правовые основы общества, в котором он планирует проживать, за это последуют определенные санкции, а следовательно, у него сформируется понимание того, где можно и где нельзя проявлять свою национальную самобытность. Это, в свою очередь, будет способствовать развитию толерантности в принимающем обществе.

Итак, основываясь на существующем опыте в сфере защиты прав человека в международном праве, на практике их реализации в современном российском обществе, в качестве способов преодоления ксенофобии и развития толерантности можно предложить:

1.     В ближайшее время принять закон "О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации", в котором бы предусматривалось обязательное посещение адаптационных и языковых курсов иностранными гражданами.

2.     Данные адаптационные курсы в обязательном порядке должны включать основы правовой грамотности, что позволит иностранным гражданам составить представление о правильном / неправильном правовом поведении.

3.   Разработка программ и организация указанных курсов должна осуществляться в ведущих вузах регионов с привлечением специалистов-правоведов и языковедов, а также представителей диаспор. Работа должна осуществляться в тесном сотрудничестве с сотрудниками региональных управлений по вопросам миграции МВД РФ.

4.   Программы адаптационных и языковых курсов должны быть рассчитаны на разные возрастные категории (с 14 лет и старше).

5.    Организация работы данных курсов должна включать обязательный мониторинг полученных знаний с целью выявления трудностей, совершенствования программ, разработки дальнейших рекомендаций.

6.    В осуществлении процесса адаптации и интеграции иностранных граждан должны принимать участие СМИ. С этой целью в популярных и распространенных интернет-изданиях должны быть введены рубрики, в которых эти вопросы будут специально освещаться, в частности, будут приводиться реальные истории успешной социализации.

Предлагаемые меры в определенной степени позволят уменьшить проявление ксенофобских настроений в обществе и будут реально способствовать защите прав как прибывающей, так и принимающей сторон.

 

Список литературы

 

1. Абашидзе А.Х. Организация Объединенных Наций и защита прав коренных народов. – М.: РУДН,2010.

2.       Абдрашитов В.М. Уголовно-правовые основы и аспекты влияния международного и европейского права на формирование и развитие механизмов защиты прав и свобод человека // Актуальные вопросы борьбы с преступлениями, 2015. – №3. – С. 50–53.

3.    Алисиевич Е.С. Категория уязвимости  в современном  международном праве // Молдавский журнал международного права и международных отношений, 2012. – № 4. – С. 5–13.

4. Карташкин В.А. Права человека: международная защита в условиях глобализации. – М., 2009.

5.    Солнцев А.М. Апатриды и неграждане в свете современного международного права // Современное право, 2012. – № 10. – С. 101–104.

6.    Электронный  ресурс.   –  Режим  доступа:https://www.bundesregierung.de/Content/DE/Artikel/2016/05/2016-05-25-integrationsgesetz- beschlossen.html