Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НОВЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС ЕАЭС: ВАЖНЫЙ ШАГ К СОЗДАНИЮ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В ЕВРАЗИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
04 февраля 2017г.

В статье проанализирован современный этап развития Евразийского экономического союза, его генезис, основные направления работы и ее результаты. Особое внимание уделено новеллам правового регулирования экономических отношений членов содружества и, в частности, анализ новой редакции Таможенного кодекса ЕАЭС.

Ключевые слова: Таможенный союз, Евразийский экономический союз, зона свободной торговли, международная интеграция, Единое экономическое пространство Содружество независимых государств

The article analyzes the current stage of development of the Eurasian economic Union, its Genesis, the main directions of the work and its results. Special attention is paid to the innovations of legal regulation of economic relations of the members of the Commonwealth and, in particular, the analysis of new edition of Customs code of the EAEU.

Key words: Customs Union, Eurasian economic Union, a free trade zone, international integration, common economic space Commonwealth of independent States

В декабре 2016 года в Санкт-Петербурге лидеры Армении, Казахстана, Киргизии и России, а также представитель Белоруссии обсудили итоги первых двух лет работы Евразийского экономического союза и подписали новый Таможенный кодекс ЕАЭС  который вступил в силу 1 января 2017 г. Принятие новой редакции Таможенного кодекса стало еще одним важным шагом в формировании единого экономического пространства на постсоветском пространстве и в деятельности ЕАЭС.

Генезис экономического единства постсоветского пространства

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) - это содружество государств, объединившихся с целью интеграции своего экономического потенциала. Договор о создании этого союза, в который вошли Россия, Казахстан и Белоруссия - члены Таможенного союза Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) был заключен 29 мая 2014 года. Цель нового объединения - развитие экономик стран-участниц, их модернизация и на этой основе повышение конкурентоспособности содружества в целом и его членов в международном разделении труда. Договор вступил в силу с 1 января 2015 года.

В научной литературе деятельности ЕАЭС посвящено ряд работ. Среди их привлекают внимание труды А.Акаева [1]А. Кнобеля [3], А. Либмана [4]Наби Зиядуллаева [2], А. Столбовской [6], коллективная работа Комитета гражданских инициатив [7] и другие.

Анализ развития содружества показывает, что за два года, после подписания договора Сообщество существенно продвинулось в интеграции. Созданные в рамках содружества институты - Таможенный союз, Единое экономическое пространство «тройки», деятельность общего регулирующего органа– Евразийской экономической комиссии, оправдали свое назначение.

Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России созданный 1 января 2010 года, был первым шагом на пути формирования экономического союза бывших советских республик. К этому времени правовая основа сотрудничества в сфере таможенного регулирования была уже создана. В 1995 году президенты Беларуси, Казахстана, России подписали первые соглашения о создании Таможенного союза.6 октября 2007 года в Душанбе (Таджикистан) Беларусь, Казахстан и Россия подписали соглашение о создании единой таможенной территории. Одновременно была учреждена и Комиссии Таможенного союза, которая является единым постоянно действующим руководящим органом Таможенного союза.

На практике Единое экономическое пространство начало свой отсчет с 1 января 2012 года, когда три государства ратифицировали базовый пакет из 17 соглашений. Этот пакет обеспечивал практическую реализацию Единого экономического пространства. Юридическое оформление договора произошло 29 мая 2014 года в Астане (Казахстан). Там был, наконец, подписан договор о создании Евразийского экономического союза.

С 1 января 2015 года в ЕАЭС входили Россия, Белоруссия и Казахстан. Со 2 января 2015 года в союз вошла Армения.

Территория ЕАЭС - это более 20 млн. кв. км, т.е. 15 % мировой суши. Численность населения на 1 января  2015 года   составляла 182,1   млн. человек[6] Принятие в декабре 2016 года новой редакции Таможенного кодекса ЕАЭС стало новым шагом в развитии содружества.

С его принятием всех участников внешнеэкономической деятельности в Евразийском союзе ожидают большие перемены

Напомним, что проект нового Таможенного кодекса Евразийского союза был одобрен главами правительств 12 августа 2016 года, после чего документ был направлен на внутригосударственное согласование. При этом все стороны заявляли о твердом намерении завершить его согласование в короткие сроки и принять до конца 2016 года.

Зачем потребовался новый Таможенный кодекс в ЕАЭС?

Необходимость принятия нового Таможенного кодекса связана с самим созданием ЕАЭС, ставшим продолжением предыдущих этапов евразийской интеграции – Таможенного союза и Единого экономического пространства.

32-ая статья договора о создании ЕАЭС, вступившего в силу с начала 2015 г., гласит, что «В Союзе осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Союза, а также в соответствии с положениями настоящего Договора».

До введения нового Таможенного кодекса ЕАЭС действовал кодекс Таможенного союза, принятый 27 ноября 2009 г. и предусматривающий гораздо более широкое применение национального таможенного законодательства.

Помимо Таможенного кодекса в рамках ЕАЭС до сих пор действуют около 20 международных соглашений, которые нередко противоречат друг другу. В ходе работы над проектом нового таможенного кодекса все они были переработаны и кодифицированы.

В отличие от действовавшего таможенного законодательства, новый вариант Таможенного кодекса ЕАЭС — комплексный кодифицированный международный договор. При его подготовке была проведена ревизия всех ранее заключенных международных договоров, регулирующих таможенные правоотношения, переосмыслены существующие порядок и технологии совершения таможенных операций, изменены подходы к применению информационных технологий при их совершении, Можно сказать, что новый договор полностью базируется на электронном документообороте в таможенных правоотношениях.

Нелегкий путь к новым таможенным реалиям ЕАЭС

Разработка нового кодекса потребовала очень большой работы. В ее ходе в действующий Таможенный кодекс внесено около 1500 поправок и разработка новой редакцией продолжалась 2,5 года. Последние 56 поправок были внесены в апреле 2016 года на очередном заседании Рабочей группы по совершенствованию таможенного законодательства.[5]

При этом можно отметить, что Россия и Беларусь вносили  в новую редакцию кодекса в основном предложения технического характера. Другую позицию занимал Казахстан. Он настаивал на том, чтобы перенести значительную часть полномочий по таможенному регулированию на национальный уровень, оставив в рамках ЕАЭС лишь единую систему транзита.

Астана, в частности, предлагала изъять из ведения союза все вопросы, связанные с налогообложением. Ее опасения были связаны с отменой принципа резидентства, что могло привести к перетоку бизнеса в другие страны.

Казахстан боялся потери налоговых поступлений, что повлекло бы за собой необходимость разработки в ЕАЭС единой системы взимания и распределения налогов по аналогии с тем, как это происходит с таможенными пошлинами. В результате от отмены принципа резидентства пока было решено отказаться.

Новеллы Таможенного кодекса ЕАЭС

Новый Таможенный кодекс ЕАЭС содержит ряд принципиально новых положений, которые должны существенно упростить работу добросовестных участников внешнеэкономической деятельности, стимулировав тем самым развитие экономики и торговли.

Кодекс предусматривает такие нововведения, как электронное таможенное декларирование и автоматическое совершение операций, исключающее участие в процедуре выпуска товаров сотрудников таможни, подачу таможенных деклараций без предоставления подтверждающих ее документов, совершенствование института уполномоченного экономического оператора, призванного упростить и ускорить процесс прохождения товаров через таможню. Новый кодекс также создает условия для механизма «единого окна», позволяющего ускорить оформление документов.

К совершенно новым положениям кодекса относится институт уполномоченных экономических операторов – хорошо себя зарекомендовавших организаций, которым предоставляется возможность вести внешнеэкономическую деятельность по упрощенным таможенным процедурам. Такие предприятия получат возможность существенно сократить свои временные и ресурсные затраты, а таможня сможет сконцентрироваться на тех направлениях, где есть реальная опасность.

С принятием нового Таможенного кодекса ЕАЭС власти и бизнес, принимавший в его разработке активное участие, связывают большие надежды. Ожидается, что применение лучших международных практик, исключающих воздействие «человеческого фактора», позволит существенно активизировать деятельность связанных с внешними рынками предприятий.

В числе ожидаемых плюсов – рост экспорта и упрощение поставок импортных товаров, необходимых для модернизации экономики.

Список литературы

 

1.     Акаев А.А. Евразийские перспективы возрождения России/СПб.: Северная звезда, 2012. 2. Бжезинский

2.     Зиядуллаев     Н.Евразийский экономический союз в контексте российской интеграционной стратегии// Общество и экономика, № 8, 2016 С.5-16

3.   Кнобель А. Евразийский экономический союз: перспективы развития и возможные препятствия// Вопросы экономики. 2015. № 3. С. 87—108

4.          Либман      А.      (2005).      Экономическая     интеграция      на      постсоветском      пространстве: институциональный аспект // Вопросы экономики. № 3. С. 142—156

5.             Муравенко      Е.      Опубликован            проект            Таможенного      кодекса      ЕАЭС//http://www.alta.ru/laws_news/47496/

6.   Столбовская А. Г. Евразийский экономический союз: социально-экономический потенциал ЕАЭС// Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 587-592.

7.     Тупик борьбы интеграций в Европе: доклад Комитета гражданских инициатив. М., 2014. URL: http://komitetgi.ru/news/news/1611. Deadlockfightintegration in Europe: Report of the Committeeof Civil Initiatives. M.