Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ КАК ОДНОГО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
04 февраля 2017г.

Исследование потребительского рынка с правовой стороны долгое время не находило отражения в отечественной юридической науке. Вопросы по функционированию потребительского рынка исследовались в трудах по экономике, социологии, психологии, но не по правоведению. Законом РФ от 07.02.1992 года

№2300-1 "О защите прав потребителей" был определен статус потребителей, исполнителей, изготовителей, продавцов. Это событие можно считать моментом становления потребительского права как самостоятельной отрасли законодательства, защищающей права потребителей.

Необходимо отметить, что законодательно термин "Потребительский рынок" не закреплен. Само же понятие может быть рассмотрено с правовой и экономической стороны. После исследования этимологии данного понятия и дефиниций, предложенных различными авторами, наиболее полное определение на наш взгляд, предложено С.А. Пискуновым: "Потребительский рынок - это совокупность общественных отношений, возникающих между изготовителем (производителем), исполнителем, продавцом - с одной стороны, и потребителем (гражданином) - с другой, связанных с производством и продажей товаров, с выполнением работ или оказанием услуг, предназначенных для личного и бытового (непроизводительного) потребления, и охраняемых государством посредством установления усиленного режима правовой защиты потребителей» [2].

Так как в уголовном законодательстве отсутствует четкий критерий отнесения деяний к преступлениям, совершаемым на потребительском рынке, выделяется около 15 таких составов. Рассмотрим проблемы правового регулирования ответственности по факту нарушения законодательства при оказании услуг на водном транспорте. Уголовная ответственность за данное деяние предусмотрена ст. 238 УК России "Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности" и относится к категории преступлений, совершаемых в сфере потребительского рынка. Одна сторона - коммерческая организация, индивидуальный предприниматель, собственник судна, который предоставляет оказание услуг водным транспортом, другая сторона - граждане, нуждающиеся в данных услугах. Деятельность по оказанию услуг гражданам на договорной основе должна носить систематический характер и разовое оказание услуги, не отвечающей требованиям безопасности, не будет рассматриваться как состав данного преступления. Анализ практики по рассмотрению уголовных этой категории судами субъектов РФ показывает, что к ответственности по данному преступлению привлекается две основные категории субъектов: лица, отвечающие за безопасность на судне и лица, осуществляющие оказание услуг на водном транспорте без разрешения. Согласно Федеральному закону от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" для осуществления оказания услуг водным транспортом необходимо получение лицензии. В п.2 Положения "О лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров", утвержденным Постановлением правительства РФ от 6 марта 2012г. № 193 утверждается, что лицензирование перевозки пассажиров осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта. Основным мотивом совершения преступления, для указанных категорий лиц, является желание получить наибольшую выгоду, при минимальной эксплуатации собственного транспорта, путем перевозки граждан или автотранспорта через реки, используя для этого имеющиеся у них суда [3].

При этом зачастую действия по оказанию услуг, не соответствующих требованиям безопасности, приводят к трагическим последствиям. 10 июля 2011 года в Куйбышевском водохранилище произошло крушение теплохода "Булгария", в результате которого погибло 122 человека. Комиссией был сделан вывод, что причинами крушения стали: невыполнение судовладельцем и капитаном судна требований нормативных документов, регламентирующих безопасность судоходства при планировании, подготовке и осуществлении рейса, неисправность механизма судна, низкая квалификация членов экипажа судна. В отношении ряда лиц были вынесены обвинительные решения суда по ст. 238 УК РФ.

Несмотря на важность охраняемого объекта - жизни и здоровья граждан, в правовом регулировании данной сферы имеются некоторые проблемные вопросы. В различных субъектах страны ст.238 УК РФ применяется на практике по-разному. Так, в Самарской области, лицо, которое может быть субъектом указанного преступления, должно обладать какими-либо организационно-правовыми формами деятельности, то есть заниматься этим профессионально, либо не быть зарегистрированным индивидуальным предпринимателем, но заниматься этим систематически с целью извлечения прибыли. По этой причине, для того чтобы привлечь лицо к уголовной ответственности по рассматриваемой статье необходимо неоднократное его привлечение к ст.11.8 или ст. 11.10 КоАП РФ, что не образует условия преждевременности предотвращения общественно-опасных последствий [4].

Основным вопросом при расследовании рассматриваемых преступлений является определение критерия требований безопасности жизни и здоровья потребителей. Вместе с тем отсутствие лицензии на осуществление перевозок, обязательного очередного технического и классификационного освидетельствования, а также договоров на диспетчерское регулирование не могут являться единственными доказательствами оказания услуг, создающих опасность для жизни и здоровья потребителей.

Вопрос о том является ли та или иная услуга на водном транспорте безопасной для граждан, и соответствуют ли все условия установленным требованием, следует решать в частном порядке, исходя из конкретных обстоятельств дела. Стоит учитывать наличие спасательных средств на судне, соответствие мест для размещения с количеством пассажиров, исправности судна и т.д. При этом, обязательно исследование всех моментов в комплексе. В каждом конкретном случае необходимо устанавливать нарушения требований безопасности, которые влекут реальную угрозу жизни или здоровья потребителей[1].

Анализ диспозиции ст.238 УК РФ и  ст.11.10 КоАП РФ позволяет сделать вывод  о том, что разграничение уголовной и административной ответственности, предусмотренных указанными нормами права, осуществляется в зависимости от того наступили последствия или нет. Состав административного правонарушения по своей конструкции является формальным. Чтобы привлечь лицо к административной ответственности по данной статье необходимо и достаточно обнаружить нарушения, указанные в ст.11.10 КоАП РФ. При этом наступления каких-либо последствий для административной ответственности не требуется. В случае же с наступлением уголовной ответственности по ст.238 УК РФ, помимо нарушения норм права, регламентирующих обеспечение безопасного предоставления услуг, необходимо возникновение реальной угрозы жизни и здоровью потребителей.

Таким образом, для оптимального подхода к решению возникающих проблем в практике расследования уголовных дел преступлений, предусмотренных ст. 238 УК РФ, следует принимать во внимание сложившуюся следственную и судебную практику в отдельности в каждом регионе РФ. Также необходимо внесение изменений в УК РФ и КоАП РФ с целью своевременного предотвращения возникновения опасности для потребителей. Это значительно повысит качество услуг предоставляемых водным транспортом.  Решение рассмотренной проблемы  является одним из условий обеспечения доступности высококачественных и безопасных товаров и услуг согласно стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. утвержденной Указом Президента РФ от 12.05.2009 №537.

 

Список литературы

 

1.                   Киселев Н. Н. Организация оперативного обслуживания органами внутренних дел объектов потребительского рынка на современном этапе. // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2014, с.43-47

2.                   Пискунов С.А. Преступления, совершаемые на потребительском рынке в сфере производства, хранения, сбыта товаров и выполнения работ,   не отвечающих требованиям безопасности: уголовно-правовой и криминологический аспекты: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук: специальность 12.00.08 «Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право». Акад. экон. безопасности МВД России. Москва, 2011. с.9-11.

3. Скрынник А.М. Проблемы и перспективы подготовки (переподготовки) кадров для осуществления контрольно-надзорной деятельности за обеспечением транспортной (морской) безопасности // Юридическое образование и наука. 2013 №2. с.21-24.

4. Сулейманов С. М. Законодательство по противодействию преступлениям, совершаемым на потребительском рынке: монография. Москва: ЮНИТИ Закон и право. 2015. с.65-71.