28 января 2018г.
В настоящее время на всей территории Российской Федерации очень остро стоит вопрос противодействия производству и распространению поддельной продукции. Это связано с тем, что подобная контрафактная и фальсифицированная продукция причиняет вред не только правообладателю товарного знака, но и несет угрозу здоровью и безопасности населения России, поскольку не проходит соответствующую сертификацию, не соответствует стандартам, предъявляемым к продукции.
В российском законодательстве термин контрафактная продукция содержится в Законе РФ № 3520-I «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 23.09.1992 г. В соответствии со ст.ст. 4, 40 «товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно используется товарный знак (обозначение, служащее для индивидуализации товара) или незаконно использованы наименования мест происхождения товаров или сходное с ними до степени смешения обозначение, являются контрафактными» [3]. Таким образом, в Российском законодательстве этот термин применяется для обозначения товара, с незаконным использованием товарного знака или места происхождения товара.
Обратимся к определению фальсификата, содержащемуся в ст.1 Федерального Закона от 02.01.2000 г. «О качестве и безопасности пищевых продуктов» N 29-ФЗ. В соответствии с данным нормативным правовым актом, «фальсифицированные пищевые продукты, материалы и изделия - пищевые продукты, материалы и изделия, умышленно измененные (поддельные) и (или) имеющие скрытые свойства и качества, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной» [1].
Наибольшее распространение среди подобной группы правонарушений получила подделка лекарственных препаратов, алкогольной и табачной продукции, что представляет особую угрозу жизни и здоровью населения России.
Согласно данным Министерства промышленности и торговли России доля нелегального оборота алкогольной продукции по России составляет до 50% [5]. Этот факт подтверждается статистическими сведениями других федеральных органов исполнительной власти. Так, в 2016 году на территории Российской Федерации Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка была выявлена и пресечена деятельность 42 подпольных цехах по производству алкогольной продукции. В 2014 году этот показатель составил 1 подобный цех.
Основными причинами обострения обстановки, связанной с нахождением на рынке Российской Федерации контрафакта и фальсификата, являются следующие факторы:
- пробелы в нормативных актах РФ, связанные с отсутствием точного определения понятия контрафакта и фальсификата;
- неурегулированность порядка расчета ущерба, который был причинен правообладателю товарного знака [4];
- в правоохранительных органах нехватка соответствующих специалистов и техники, которая позволяет производить экспертизу подобной продукции;
- в настоящее время на территории РФ действуют ГОСТы, ОСТы и ТУ. В случаях ГОСТ и ОСТ, мы можем получить доступ к рецептуре продукции и технологии производства, которая отражается в документации, находящейся на учете у субъектов контроля и надзора. В случае же технических условий это зачастую невозможно, по причине отсутствия единой системы их учета, а также допуска значительных отступлений от рецептуры.
Анализ статистических данных раскрывает социально-экономические причины подобного явления. Проанализировав рынок табачной и алкогольной продукции Российской Федерации, установлено, что за период 2012—2016 г. средние цены производителей табачной продукции выросли почти на 70%, зафиксирован рост стоимости и алкогольной продукции [7]. При этом, в мелкорозничной торговле выявляется указанная продукция по весьма отличающимся от рекомендованных государством ценам. Именно разница в цене привлекает покупателей, которые даже не задумываются об источниках подобной продукции.
Рассмотрим подробнее механизм контрафакции и фальсификации предметов. Фальсификацию товара можно рассматривать как обманное изменение вида или свойства товаров, предназначенных для сбыта, общественного потребления. В практике можно встретить следующие действия по фальсификации продукции:
- целенаправленные действия по обманному изменению свойств и признаков одного предмета посредством наделения его другими, которым он в полном объеме не отвечает;
- в процессе фальсификации свойства, признаки, форма одного предмета, который обладает потребительским признаком ликвидности, переносятся на другой предмет (фальсификат);
Процесс создания контрафактной продукции заключается в незаконном использовании организациями известных на рынке товарных знаков, с целью извлечения доходов от производства и реализации товаров, сходных с товарами известных фирм-производителей в целях недобросовестной конкуренции и введения в заблуждение покупателя (приобретателя), незаконное использование чужого патента при изготовлении и продаже товаров.
Наиболее эффективно и четко построена система противодействия подобной продукции в рамках деятельности таможенных органов. Так, например, действующие технические регламенты Таможенного союза определяют идентификацию продукции как совокупность четырех методов: идентификация по наименованию, визуальное обследование, использование органолептических и аналитических методов идентификации [2]. При этом компетенция должностного лица субъекта контроля, обладающего специальными товароведческими знаниями, позволяет совместить три метода идентификации из четырех в одном — органолептическом.
Кроме того, в Российской федерации защита прав владельцев товарных знаков, в том числе алкогольной и табачной продукции, проводится на основе Таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС). Данный реестр ведется Федеральной таможенной службой России.
По заявлению правообладателя любой объект интеллектуальной собственности, в том числе и товарный знак, вносится в реестр и подлежит охране в процессе осуществления таможенного и иных видов контроля.
Проблемы возникают в случаях, когда речь идет о выявлении фактов поддельной алкогольной и табачной продукции, производимой подпольно на территории Российской Федерации и снабжаемой поддельными федеральными специальными марками. В данном случае правообладателям приходится рассчитывать лишь на деятельность контролирующих органов по осуществлению проверочных мероприятий мест реализации данной продукции, либо самим сообщать данным уполномоченным органам о фактах выявления подобной фальсифицированной продукции в местах реализации.
Таким образом, можно сделать вывод о необходимости создания системы контроля внутригосударственного движения товаров, с использованием реестра аналогичного ТРОИС. Данная система должна быть обеспечена соответствующими специалистами и техническими средствами, позволяющими решать задачу противодействия контрафакту в полном объеме.
Список литературы
1.Федеральный Закон РФ от 02.01.2000 г. «О качестве и безопасности пищевых продуктов» N 29-ФЗ (в ред. от ред. от 13.07.2015) // [Электронный ресурс]: режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_25584/ (дата обращения 16.12.2017).
2.Федеральный Закон РФ от 22.12.2008 г. «Технический регламент на табачную продукцию» № 268- ФЗ (в ред. от 14.09.2017) // [Электронный ресурс]: режим доступа: http://legalacts.ru/doc/federalnyi- zakon-ot-22122008-n-268-fz-tekhnicheskii/ (дата обращения 16.12.2017).
3.Закон РФ от 23.09.1992 № 3520-I «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (в ред. ФЗ от 11.12.2002 N 166-ФЗ) // [Электронный ресурс]: режим доступа: http://base.garant.ru/3959092/1/ (дата обращения 16.12.2017).
4.Калинников А.В., Сурник А.П. Проблемы контрафакта в Российской Федерации // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2012. №8. С.31
5.Кузнецова И. А. Особенности противодействия обороту контрафактной продукции, контрабанде алкогольной продукции и табачных изделий на современном этапе // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2016. №3 (35). С.162-168
6.Леонов А. И., Соловьев О. Д. Применение специальных знаний при выявлении признаков контрафактной табачной продукции // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2016. №2 (34). С.174-178
7.Статистические данные Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка за 2014- 2016 год. // [Электронный ресурс]: режим доступа: http://fsrar.ru/industry/1261678438828/statisticheskij_sbornik_osnovnye_pokazateli_harakterizujushhie_ry nok_alkogolnoj_produkcii_v_2014_2016_godah (дата обращения 16.12.2017).