Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ЭБиПК МВД РОССИИ С ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ В ВОПРОСАХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
28 января 2018г.

В настоящее для обеспечения экономической безопасности государства особую актуальность имеет вопрос противодействия легализации доходов, полученных преступным путем в результате совершения предикатных преступлений. Это связано, прежде всего, с тем, что подобные преступления создают непосредственную угрозу обеспечения устойчивого развития финансовой системы Российской Федерации [1].

Для обеспечения экономической безопасности, устойчивого развития финансовой системы в Российской Федерации создана и по сей день модернизируется система противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, которая в ряде источников фигурирует под аббревиатурой «ПОД/ФТ». Данная система включает в себя субъектов финансового мониторинга, а также субъектов правоохранительной деятельности [7]. Неотъемлемым элементом данной системы является Министерство внутренних дел Российской Федерации, в структуре которого созданы оперативные подразделения полиции по обеспечению экономической безопасности и противодействия коррупции. К многочисленным функциям, данных подразделений относится противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, фальшивомонетничеству; пресечение каналов финансирования терроризма и экстремизма [4].

Особое внимание в деятельности элементов системы ПОД/ФТ, в том числе и оперативных подразделений ЭБиПК МВД России в настоящее время уделяется противодействию такому способу легализации доходов, полученных в результате преступной деятельности, как «отмывание» подобных денежных средств путем совершения банковских операций.

Важным аспектом данной деятельности является обеспечение информационного взаимодействия между подразделениями ЭБиПК МВД России и Федеральной службой по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг). Это связано с необходимостью использования в процессе раскрытия данных экономических преступлений большого массива первичной информации. В настоящее время вопросу обмена сведениями посвящены многочисленные межведомственные нормативные акты. Так, в соответствии с межведомственной инструкцией, информационный обмен между правоохранительными органами и Росфинмониторингом заключается:

- в выявлении и проверке первичной информации о фактах подобной преступной деятельности и предикатных преступлениях;

- в направлении Росфинмониторингом информации и материалов в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией;

- во взаимодействии на стадии расследования уголовных дел [5].

В данных документах структурированы и разделены задачи Федеральной службы по финансовому мониторингу и правоохранительных органов, в том числе и МВД России, прописан порядок осуществления данной деятельности. Все это позволяет оптимизировать и повысить эффективность противодействия легализации доходов, полученных в результате преступной деятельности элементов системы ПОД/ФТ.

Очень сложно анализировать практику информационного обмена между Федеральной службой по финансовому мониторингу с оперативными подразделениями ЭБ и ПК МВД России. Это связано в основном с секретностью сведений и материалов, касающихся осуществления оперативно-розыскной деятельности данными полицейскими подразделений.

Тем не менее, статистика позволяет произвести анализ отдельных сторон данной деятельности. Так, за январь-октябрь 2017 органами внутренних дел, и в том числе с участием оперативных подразделений ЭБиПК МВД Российской Федерации:

·                   выявлено 621 преступление, связанное с легализацией (отмыванием) денежных средств (-13,6% АППГ);

·                   предварительно расследовано 528 подобных преступлений за данный временной период (-12,4% АППГ);

·                   количество выявленных органами внутренних дел лиц, уголовные дела, в отношении которых направлены в суд, составило 56 (-32,5%АППГ) [3];

Особой проблемой является вопрос выявления фактов подобных действий. На кредитные организации законом возложена обязанность по организации осуществлению внутреннего контроля в отношении банковских операций с последующей передачей сведений уполномоченным субъектам мониторинга. Тем не менее, по результатам оценки Центрального Банка РФ, размера фиктивных финансовых операций, проходящих через банковскую систему РФ, оцениваются 1,5-2 трлн. руб. в год. Данные объемы денежных средств эквивалентны 7-10% российского ВВП. Потери консолидированного бюджета в результате подобных операций оцениваются от 500 до 800 млрд. руб. в год [8]. В соответствии Письмом Банка России №172-Т от 04.09.2013 «О приоритетных мерах при осуществлении банковского надзора» сомнительными признаются операции, осуществляемые клиентами кредитных организаций, которые имеют необычный характер и признаки отсутствия явного экономического смысла и очевидных законных целей. Они могут проводиться для вывода капитала из страны, финансирования «серого» импорта, перевода денежных средств из безналичной в наличную форму и последующего ухода от налогообложения, для финансовой поддержки коррупции и других противозаконных целей. Сложность состоит в том, что подобная характеристика – субъективна и оценочна, зависит от представлений должностного лица, субъекта внутреннего контроля о логистике движения денежных средств.

В ходе анализа правоприменительной практики ст. 15.27 КоАП РФ, которая предусматривает административную ответственность за неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, был сделан вывод о том, что распространены факты предоставления коммерческими организациями в уполномоченные органы мониторинга недостоверных сведений. Так, например, в рамках дела № 7-457/2017 по которому 25.09.2017 года Верховным Судом Удмуртской Республики было вынесено решение об оставлении без изменения постановления заместителя управляющего Отделением – Национальным банком по Удмуртской Республике Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации от 27 апреля 2017 г., решение судьи Первомайского районного суда г. Ижевска от 27 июня 2017 г., вынесенные в отношении должностного лица Ш. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ. Должностное лицо, являясь ответственным сотрудником за выполнение обязательств в части обеспечения соблюдения ПВК по ПОД/ФТ, организации работы по контролю за представлением сведений в уполномоченный орган выполняло свои обязанности ненадлежащим образом. В результате этого фактических данных, содержащихся в ОЭС и передаваемые в субъекты мониторинга, не соответствовали действительности [2].

В результате анализа сделан вывод о распространённости случаев воспрепятствования организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, проведению уполномоченным или соответствующим надзорным органом проверок либо неисполнение предписаний, выносимых этими органами в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Так, например, в рамках дела об административном правонарушении № 5-483/2017, рассмотренного Советским районным судом Нижнего Новгорода, было установлено, что запросы МРУ Росфинмониторинга по ПФО, направленные в ООО ГК «Президент» в рамках проведение камеральной проверки, исполнены данным обществом не в полном объеме. В представленных организацией документах отсутствуют карточки счетов:   52 «Валютные счета», 58

«Финансовые вложения», 67 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» не смотря на то, что они отражены в описи документов организации. Кроме того, установлено, что представленные Обществом карточки счета: 50 «Касса», 51 «Расчетные счета»; 76 «Расчеты с разными дебиторами кредиторами» включают только начальное и конечное сальдо, при этом сведений о приходно-расходных операциях, проводимых обществом, в них не содержалось [5]. Данные действия привели к невозможности реализовать на практике данной субъектом мониторинга своих функций.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Несмотря, на создание системы информационного взаимодействия между Федеральной службой по финансовому мониторингу и оперативными подразделениями ЭБ и ПК МВД России, деятельность по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, не будет достаточно эффективна без совершенствования правовых инструментов направленных на регулирование деятельности кредитных организаций по осуществлению внутреннего контроля.

В настоящее время недостаточно привлечения кредитных организаций и их должностных лиц к административной ответственности для обеспечения исполнений требований законодательства РФ, касающихся организации и осуществления внутреннего контроля, в области системы ПОД/ФТ.

 

Список источников и литературы

 

1.       Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. N 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // «Собрании законодательства РФ», 15.05.2017, N 20 ст. 2902

2.       Судебное решение Верховного суда Удмуртской республики по делу № 7-457/2017 от 25.09.2017. Архив Верховного суда Удмуртской республики за 2017 год.

3.       Официальный сайт МВД России [Электронный ресурс]. Статистические данные ГИАЦ МВД России за январь-октябрь 2017 URL: ttps://мвд.рф/folder/101762/item/11715403/sb_1710 (дата обращения: 06.12.2017)

4.       Приказ МВД России от 16 марта 2015 г. N 340 «Об утверждении положения о Главном управлении экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел Российской Федерации»

5.       Приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, ФСКН РФ, ФТС РФ, Следственного комитета РФ, Росфинмониторинга «Об утверждении Инструкции по организации информационного взаимодействия в сфере противодействия легализации (отмыванию) денежных средств и иного имущества, полученных преступным путем» от 05.08.2010 309/566/378/318/1460/43/207 // Вестник Следственного комитета при прокуратуре РФ. № 3–4. 2010.

6.       Постановление Советского районного суда Нижнего Новгорода по делу об административном правонарушении № № 5-483/2017 от 14.11.2017. Архив Советского районного суда Нижнего Новгорода за 2017 год.

7.       Судебное решение Верховного суда Удмуртской республики по делу № 7-457/2017 от 25.09.2017. Архив Верховного суда Удмуртской республики за 2017 год.

8.       Воробьева И.Г. Финансовые институты в российской системе противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма // Финансовые исследования. 2014. №2 (43). С.23-31

9.       Лепехин     А.В.     Незаконная    банковская    деятельность     и     легализация    денежных     средств, приобретенных преступным путем, как вид множественности преступлений // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. 2016. №2 (2). С.234-236.