03 февраля 2016г.
Как показывает судебно - следственная практика, сохраняется необходимость совершенствования норм уголовно - процессуального законодательства, регламентирующих досудебное соглашение о сотрудничестве. Анализируя судебную практику, мы приходим к выводу, что закон содержит на наш взгляд положения, которые необходимо изменить, с целью расширить рамки сделки с правосудием, при этом, не искажая суть института досудебного соглашения о сотрудничестве.
По смыслу уголовно - процессуального кодекса возможность заключения досудебного соглашения о сотрудничестве имеет подозреваемый или обвиняемый, заявивший ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве с момента начала уголовного преследования до объявления об окончании предварительного следствия.
В этом ходатайстве подозреваемый или обвиняемый указывает, какие действия он обязуется совершить в целях содействия следствию в раскрытии и расследовании преступления, изобличении и уголовном преследовании других соучастников преступления, розыске имущества, добытого в результате преступления.102
Здесь нам бы хотелось обратить внимание на проблему, которую на наш взгляд легко исправить, дополнив соответствующую статью уголовно - процессуального кодекса.
Императивная норма закона предполагает, что заключать досудебные соглашения о сотрудничестве можно только с подозреваемым или обвиняемым, который раскрывает обстоятельства и рассказывает о соучастниках преступления, по которому он привлекается к ответственности.
Получается, что следователь должен отказать подозреваемому или обвиняемому, заявившему ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве, в котором он сообщает сведения об иных преступлениях, не связанных с деянием, за которое он привлекается к уголовной ответственности.
Давайте вспомним, каким был изначальный посыл авторов закона о введении особого порядка принятия судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве.
Институт досудебного соглашения о сотрудничестве задумывался законодателем, как средство противодействия организованной преступности. Его задачами в пояснительной записке были названы содействие расследованию фактов коррупции, бандитизма, «заказных» убийств, наркопреступлений, коррупционных проявлений и иных преступлений, совершаемых организованными преступными сообществами.
102 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 года // СЗ РФ от 24 декабря 2001 года. № 52. Ст. 4921.
Изучив примеры из судебной практики рассмотрения дел данной категории, мы предлагаем внести изменения в действующее законодательство, предполагающее разрешать заключать досудебное соглашение о сотрудничестве подозреваемому или обвиняемому, который желает содействовать следствию в раскрытии и расследовании иных преступлений, не связанных с преступлением, за которое он привлекается к уголовной ответственности.
Целесообразность введения данного положения закона соответствует целям введения института досудебного соглашения о сотрудничестве. Введение данного положения закона расширяющего рамки сделки со следствием фактически предоставит правоохранительным органам возможность привлекать к сотрудничеству со следствием лиц, состоящих в организованных группах и преступных сообществах, позволит раскрывать преступления ранее неизвестные следственным органам, в большей части латентные преступления, и привлекать к ответственности лиц, совершивших данные преступления.
Список литературы
1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 года // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2001 г. № 52. Ст. 4921.